Facebook Pixel

«Украинские стартапы начали развиваться». Виктория Тигипко об инвестициях, кино и женщинах в бизнесе

Интервью с Викторией Тигипко: об инвестициях, TA Ventures и Одесском кинофестивале. Фото из личного архива

Интервью с Викторией Тигипко: об инвестициях, TA Ventures и Одесском кинофестивале. Фото из личного архива

За три квартала 2021 года Украина получила рекордное за последние несколько лет количество прямых иностранных инвестиций — $4,8 млрд. Для сравнения: за весь 2017 год было $3,7 млрд, а за весь 2018-й — $4,5 млрд.

Как нашей стране удается быть привлекательной для инвесторов, в какие сферы лучше вкладывать, как работает венчурный бизнес, а также об Одесском кинофестивале, украинском кино и женщинах в бизнесе — в интервью с основателем и управляющим партнером венчурного фонда TA Ventures, президентом Одесского международного кинофестиваля, основателем клуба частных инвесторов iClub и главой Наблюдательного совета Ukrainian Startup Fund Викторией Тигипко.

О TA Ventures и инвестициях

— Как TA Ventures выбирает направления, в которые инвестирует? Почему сосредоточились именно на digital health, mobility & logistics, fintech и прочих?

Telegram Logo

— Когда мы только начинали работать (в 2010 году), инвестировали во все вертикали, которые были на поверхности, потому что нужно было «прощупать» рынок. Мы строили компанию с генералистическим подходом к инвестированию и пробовали себя во всем. Но через пять лет поняли: тренды необходимо пересматривать достаточно часто.

Первое их переосмысление произошло в 2015 году. Мы сократили наши вертикали до тех, где у нас были хороший нетворк, экспертиза, а также понимание рынков и направлений. И начали работать с теми, кто специализируется на нескольких вертикалях (от трех до пяти).

Еще через три года мы начали присматриваться к новой когорте инвесторов — бывшим технологическим предпринимателям, которые создают небольшие венчурные фонды. С ними более комфортно работать, потому что они разбираются в своей вертикали, а соответственно, быстро принимают решения и сразу видят возможные негативные сценарии. Сейчас с ними работаем больше всего, так как предприниматели, которые приходят и инвестируют, вызывают большое доверие.

В марте 2021 года мы решили пересматривать тренды ежегодно, поскольку последние несколько лет направления и тренды меняются каждый год. Например, если год назад все с большой опаской говорили о криптоактивах, то сегодня мы уже смотрим на различные проекты в этом направлении и резервируем на это 10% фонда.

С 2010 года мы сделали 180+ инвестиций, реализовав 60 из них с IRR 33% и средним инвестиционным периодом три — четыре года. В портфеле шесть IPO, еще два ожидаем в этом году. В нашем портфеле три «единорога» и 21 компания с оценкой более $100 млн. За 11 лет в венчуре мы построили сеть знакомств из 20 тыс. контактов. По статистике Cambridge Associates, TA Ventures входит в топ-25 мировых венчурных фондов с чистой доходностью выше 20%.

— Какие еще изменения наблюдаются в венчурном бизнесе?

— Одним из трендов изменения нетворка является явное разделение на раннюю и позднюю стадии инвестирования. Так, фонды делятся на две компании, которые отдельно занимаются ранней и поздней стадиями инвестирования. Мы тоже об этом думаем на ближайшие годы. В общей сложности сейчас мы имеем $50 млн (90% фонда), которые собрали в рекордные сроки, а именно в течение полугода. Раньше это занимало полтора — два года.

Меняется и менталитет самих инвесторов. Мы должны четко понимать, где наша зона полезности и какие у нас компетенции на территории, где мы присутствуем. Каждый партнер имеет свою географическую зону ответственности и находится в зоне быстрого реагирования. Также мы имеем четкую специализацию по вертикалям внутри команды.

Интересным трендом является и то, что фонды начали опускаться на минус одну или две стадии инвестирования. Если раньше мы специализировались на Early Stage и были не lead-инвесторами, а первыми или вторыми co-инвесторами, то сейчас мы опустились до стадии Pre-Seed. Фонды делают это для того, чтобы попасть в хорошие компании заранее. Причина — сегодня мы имеем очень много денег и тенденции скрытой инфляции. Когда ты lead-инвестор, ты должен нести ответственность, а когда ты co-инвестор — ты можешь принимать решения, продолжать ли инвестировать в зависимости от того, насколько хорошо будет работать определенный стартап.

Ранее в TA Ventures около 5% компаний лидировали по необходимости, потому что нужно было быстро принимать решения. И по-дружески становились lead-инвесторами. Сегодня же эта тенденция наблюдается все чаще и является уже бизнесом, поэтому мы хотим лидировать 10% компаний. И в следующем фонде на ранних стадиях планируем лидировать больше 20% компаний.

Помимо этого, фонды начали дружить группами. 100+ наших партнеров, с которыми мы работаем, знаем лично. Это позволяет людям иметь более прозрачный и честный диалог.

Чем отличается работа со стартапами в Украине, Европе, США?

— Отличий очень много. Во-первых, деньги. Если в Европе поднимают в два раза больше средств, чем в Америке, то объем, который можно инвестировать в стартап, в разы больше в США. В Европе он меньше, а в Украине — еще меньше.

Важны также территориальные различия. Из европейских территорий у нас доминируют Британия и Германия, где популярны стартапы, связанные с передачей данных, персонализированными данными людей по здоровью, платежными данными, финтех-компании и те, которые занимаются переводами и работают с разными государственными институциями. Если Google Translate актуален в США, то в Европе все пользуются компанией DeepL. То есть нужно сразу фильтровать, какая компания и с какой территории может запускать бизнес в других географиях. Нельзя просто приехать из точки А в точку Б с проектом, потому что есть очень много ограничительных факторов (например, национальная безопасность, сложности входа на другие рынки и прочее). Мы, как инвесторы, сразу это видим и понимаем, что конкретно здесь не будет актуальным. Нужно быть с местной командой, чтобы национальный признак не вызывал ни у кого никаких сомнений.

Также нужно внимательно смотреть на географии фондов, с которыми хотите сотрудничать, их портфели (есть ли в портфеле похожие компании), вертикальный фокус. Есть очень много нюансов, которые обеспечивают экономию времени для стартапов и для инвесторов. Очень многие начинающие стартаперы, к сожалению, не уделяют этому достаточно внимания. Некоторые имеют очень много амбициозных планов, но, исходя из этих ограничительных сценариев, делать этого по определению не нужно. Нужно очень тщательно корректировать стратегию компании, особенно географическую экспансию и стратегию по привлечению денег, исходя из многих открытых и скрытых нюансов.

Основатель и управляющий партнер венчурного фонда TA Ventures, президент Одесского международного кинофестиваля, основатель клуба частных инвесторов iClub,  глава Наблюдательного совета Ukrainian Startup Fund Виктория Тигипко. Фото: из личного архива

Основатель и управляющий партнер венчурного фонда TA Ventures, президент Одесского международного кинофестиваля, основатель клуба частных инвесторов iClub, глава Наблюдательного совета Ukrainian Startup Fund Виктория Тигипко. Фото: из личного архива

— Какие самые распространенные ошибки допускают стартаперы?

— Их огромное количество. Самая распространенная ошибка – это когда не эксперты в каком-то направлении пытаются им заниматься. Также очень важно подбирать сильную команду и четко понимать стратегию экспансии по территориям. Очень важно, чтобы презентация была четкая, ясная и подтверждалась определенными исследованиями и изысканиями на территориях, где работает компания. Очень важны прозрачность, четкое понимание проблематики, с которой нужно работать. Потому что задача стартапа – решать проблему при ее наличии, мгновенно с ней справляться и быстро озвучивать ее узкому кругу своих инвесторов, для того чтобы получить адекватную помощь, которая часто отсутствует.

Ошибкой стартаперов также являются большие комплексные планы. Это, скорее, плохо, чем хорошо, поскольку сложные запутанные идеи и отсутствие простоты для пользователя чаще всего проигрывают. Людям нужно простое решение их проблемы. В список также можно добавить непонимание трендов — стартаперы не имеют своего взгляда на то, что будет актуально через 10 лет.

В целом для стартаперов очень важно делать какую-то подготовительную работу, постоянно общаться и заниматься самообразованием. Например, общаться с предпринимателями и инвесторами, которые занимаются тем же направлением или хотя бы в том же спектре работы стартапа. Также важно не зацикливаться на одной тематике, а жить в спектре пошире, поскольку разные направления дают самый лучший результат для стартапа.

— У вас были какие-то неудачи в инвестировании?

— В венчурном бизнесе даже есть правило: сначала пять лет ты теряешь. Когда у тебя нет накопленной базы и знаний, можно совершить очень много ошибок, и их вероятность высока. Сейчас мы ежегодно смотрим свыше трех тысяч проектов и выбираем около 40 — 50 компаний. А ранее делали некоторые ошибки. Например, слишком доверяли топовым фондам, которые с нами инвестировали. В первые годы мы не делали свой «дью-дилидженс» [комплексная оценка объекта инвестирования специалистами — The Page] по всем компаниям, а полагались на тот, что нам предоставляли фонды, которые хотели получить от нас деньги.

Также мы давали большой «тикет». Нельзя давать рваные «тикеты» в те стадии, которые не должны так масштабно финансироваться. Мы «влюблялись» в компанию и нарушали математику венчурного бизнеса. Сейчас мы работаем следующим образом: в стадии Pre-Seed инвестируем $100 тыс. и больше, Seed – $250 — 500 тыс., Series А – $500 тыс. — 2 млн, а в Growth – от $1 до $5 млн.

На собственном опыте мы убедились, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и когда тебе что-то приносят, а ты этого не заслужил, то лучше не брать. Сейчас мы боремся за все сделки и ищем их заранее.

Необходимо четко оценивать, кто и что тебе принес. Мы очень сильно отфильтровали наших друзей и оставили из двух тысяч 100+ co-инвесторов, то есть тех, с кем нам комфортно работать. Из них — 25 — 30% самые активные. Мы все правильные предприниматели, у нас есть правильные принципы. Это стало вызывать доверие, и к нам начали возвращаться партнеры, которые мыслят так же.

В целом у нас есть целый ряд интересных презентаций по «красным флагам» для инвестора, где показано, что можно, а чего нельзя делать. Мы практикуем это в плане образовательных тактик, для того чтобы люди могли учиться и, как начинающие «ангельские» инвесторы, переходить в когорту квалифицированных, которые принимают осознанные решения на основании знаний, полученных у нас. Для этого мы создали клуб частных инвесторов ICLUB Global, в котором на сегодня уже более 200 участников, и это количество ежемесячно растет. Участники уже инвестировали в 48 стартапов. Наша миссия: Learn, Invest, Connect.

Мы образовываем участников нашего клуба, объясняем им, как все работает. Ведь чтобы стать хорошим инвестором, необходимо вкладывать огромное количество времени: постоянно быть на связи и видеть стартапы. С другой стороны, нужно постоянно читать, смотреть, заниматься самообразованием. С ICLUB Global это происходит быстрее. На наших митапах мы показываем членам клуба те стартапы, в которые инвестируем сами — им остается только ознакомиться и принять решение, так как команда TA Ventures уже провела свой подробный due diligence. Наш клуб сейчас открыт в семи локациях: в Киеве, Минске, Алматы, Дубае, Лондоне, Монако, на Кипре. Также готовится к запуску онлайн-платформа ICLUB Global online. Со стартом платформы порог входа уменьшится с $25 тыс. до $10 тыс. Платформа откроет доступ к ранним венчурным инвестициям более широкой аудитории.

Какие топ-5 направлений в Украине вы бы могли назвать, в которые на данный момент можно инвестировать, и они точно полетят?

— Точно можно вкладываться в те направления, которые обладают геолокационными признаками и страновой принадлежностью. Речь идет об instant logistics, таких бизнесах, как категорийная доставка (напитков, овощей, одежды), дронах, роботизации. Это все актуально в Украине. Например, в Украине есть робототехническая компания Deus Robots. Такими же вещами занимаются и другие компании на других территориях. Клиентами украинской компании будут те, кто работает на нашей территории, а также Центральная и Восточная Европа. Потому что если робот, который работает на складах, выходит из строя, его нужно отправить на ремонт, и это должно быть удобно.

В Украине также можно вкладываться в локальные бизнесы, которые облегчают обычную работу на складах при погрузке. Помимо этого, не стоит забывать и обо всем, что связано с агротехом: теплицы, хозяйства, сенсоры. Грамотная команда может преуспеть в этом направлении и здесь, потому что в Украине очень много производств, которые без тех же сенсоров теряют миллиарды. Не прогадаете, если вложитесь в фармацевтическое и любое другое производство, а также в проекты в области строительства, медицины, страхования (например агрегаторы страховых услуг), необанки, различную инвестиционную тематику, которая тоже характерна для наших территорий.

Об инвестклимате Украины

— В Трускавце «Слуги народа» заявили, что Украина становится ІТ-хабом. Как вы считаете, это был экспромт или это действительно возможно?

— Я в это очень верю. Я наблюдала все эти процессы, начиная с 2009 года. Мы строили компании, был интерес и понимание того, что нужно привлекать внешнее финансирование. И если нас там никто не ждет, то нужно пригласить сюда. Поэтому я сделала конференцию IDCEE, которую ежегодно посещали свыше 2 тыс. участников из Украины, стран СНГ, а потом и Центральной и Восточной Европы. Они присматривались к стартапам, как и мы.

В 2010 году у меня была всего одна инвестиция, активно вкладывать мы начали с 2011-го. Но тогда было очевидно, что я никуда не готова дать денег. И это было страшно. Наши стартапы начали развиваться в последние несколько лет. Тут стоит упомянуть службу доставки OVO, а также Liki24, которые начинали работать в Украине, а сегодня расширились на несколько стран Восточной Европы. В целом мы имеем в портфеле 7 украинских компаний.

Хорошей инициативой в этом направлении я считаю и Ukrainian Startup Fund. С его помощью профинансировано уже более 220 стартапов, размер предоставленных грантов — 160+ млн гривен.

"Украинский фонд стартапов профинансировал проектов на 160 млн грн. Скриншот: сайт Фонда

"Украинский фонд стартапов профинансировал проектов на 160 млн грн. Скриншот: сайт Фонда

При этом за последние несколько лет я вижу, насколько улучшается качество стартапов. И грантовые деньги фонда раскачивают экосистему. Также мы работаем с государством, чтобы создать фонд, из которого будем раздавать деньги украинским инвестфондам. Будем сосредотачиваться на Украине, на тех компаниях, которые делают команды в нашей стране, могут развиваться в ней, а также выходить на Европу и мир. Главное, чтобы они делали в Украине базу, и это все будет помогать развитию стартап-экосистемы страны. В целом за 10 лет все сильно поменялось в лучшую сторону.

— А о «Дія.City» и законе об «инвестнянях» что можете сказать?

— Я очень позитивно настроена. Команда имеет видение и понимание. И при возникновении проблем очень быстро их решает. При этом важно максимально быстро двигаться, а без ошибок этого не бывает. Это правило любого движения вперед. Долгие годы мы наблюдали застой, а здесь есть прогресс, власть имеет много правильных идей. Понятно, что ошибки будут. Они должны быть, поскольку иначе нет работы. По поводу «инвестнянь» и прочих инициатив — для того, чтобы «летело», за этим должны стоять люди, которые адекватно оплачиваются. Крайне сложно нанять адекватных экспертов за деньги, которые платит государство. Они все уходят в другие направления. Возможно, есть смысл менять систему государственных тарификаций, чтобы туда пришли молодые крутые специалисты с достойной оплатой труда. И тогда они будут с удовольствием работать.

О кино

Что государство делает для кино?

— Государство делает много. Например, со следующего года оно планирует выделить $2 млрд на поддержку украинского кино, снимать 50 фильмов в год и прочее. Главное, чтобы поддержка не останавливалась. Сейчас люди находятся на своем месте и делают правильные вещи. Государство начало задумываться над тем, какие новые подходы интегрировать в кинематограф и куда двигаться.

Когда мы начинали работать с кино (2010 год) и общались с профильными украинскими компаниями, они не могли ответить на простые вопросы: какой доход, кто инвестор, сколько зарабатывают, какая маржа. После того как мы стали делать соответствующие конференции, где люди не просто сидели на панелях, а готовились и задавали вопросы, появился результат, и был виден прогресс.

— Вкладывает ли государство в Одесский международный кинофестиваль?

— В этом году мы получили от Госагентства Украины по вопросам кино 7,5 млн грн за проведение кинофестиваля в 2021 году. Общий бюджет фестиваля — около 40 млн грн.

Со следующего года генеральным партнером Одесского международного кинофестиваля станет и TA Ventures, соответственно, все наши проекты и партнеры тоже будут участвовать. Это такая менеджерская элита, мыслящие, умные люди, которые будут интересны разным партнерам и спонсорам — от брендов до финансовых компаний.

Виктория Тигипко на Одесском кинофестивале. Фото: из личного архива

Виктория Тигипко на Одесском кинофестивале. Фото: из личного архива

— Какие амбиции и задачи Одесского кинофестиваля на ближайшие 10 лет?

— Одесский кинофестиваль уже стал крупнейшим зрительским фестивалем Центральной и Восточной Европы. Мы проводим масштабный open air кинопоказ на Потемкинской лестнице — такого кинотеатра на 15 тысяч человек нет ни у кого. Мы начали внедрять сложную культуру — черно-белое кино в сопровождении симфонического оркестра. Наша миссия – это приучать массового зрителя к умному, интеллектуальному кино. Это то кино, которое больше тяготеет к фестивальному, чем к массовому. Это крутая возможность интеллектуального нетворка. Кино в твоем ДНК – это то, что мы хотели нести в массы, и это у нас уже получилось. Трендово быть кинокультурным или киномодным. Главные направления, с чем ассоциируется Одесский международный кинофестиваль, — это массовое образование и создание своей украинской культурной ДНК через трансляцию этих ценностей.

Что касается развития, то со следующего года мы переезжаем на новый объект, уйдем из старых кинотеатров. Фокус на украинское кино останется, но будет и международная программа, где мы будем показывать международные стандарты наших лучших фильмов, для того чтобы формировать правильный курс, подтягивать стандарты нашего кино.

Кстати, об украинском кино. Назовите ваш топ украинских фильмов.

- Назову из тех, которые вышли недавно: «Стоп-Земля» Катерины Горностай, «Плохие дороги» Наталки Ворожбит, «С завязанными глазами» Тараса Дроня, «Короли рэпа» Мирослава Латика, «Этот дождь никогда не закончится» Алины Горловой. Кстати, почти все эти фильмы мы показывали на Одесском международном кинофестивале.

О женщинах в бизнесе

— Сейчас в Украине наблюдается тенденция, когда женщинам платят меньше, чем мужчинам на одинаковых должностях. Есть ли в ваших проектах такое разделение и как, по-вашему, нужно бороться с этой проблемой?

- Безусловно, в наших проектах подобного разделения нет. Но на самом деле такая проблема до сих пор существует во всем мире. И дело не только в зарплатах, но и в целом — в гендерном неравенстве. Согласно отчету Всемирного банка, женщины составляют менее 40% общей глобальной рабочей силы. В мировой IT-сфере женщин всего 17%. В технологическом секторе женщины занимают 5% руководящих должностей. Согласно рейтингу компаний Fortune 500 2020, только 37 из них управляются женщинами. А из 100 лучших бизнесменов Forbes женщин всего 10, 6 из которых управляют бизнесом их отцов. За всю историю Fortune 500 CEO только 64 женщины-руководителя пополнили ряды этого уважаемого списка.

Но мы живем в интересное время, когда ситуация кардинально меняется. Количество женщин-предпринимателей растет — за последние несколько лет их количество в мире и США выросло в 3 раза. Технологические компании зарабатывают на 34% больше, если в руководстве компании больше женщин, чем у ее конкурентов.

Зная всю эту ситуацию изнутри, мы создали в Украине WTECH — комьюнити женщин в digital и tech. Наша цель — помогать женщинам занять руководящие должности через наставничество, создание сетей, расширять профессиональные горизонты. Мы даем им наставничество и ролевые модели. Учимся и развиваемся вместе. У нас уже 4000+ участниц, мы открыты в 9 крупнейших городах Украины, а также в Лондоне и Берлине.

— Почему работаете преимущественно с женщинами?

— Наш бизнес — это прежде всего о профессионализме. Если ты профессионал — ты будешь успешен. Но очень много сильных женщин в индустрии долгое время были на вторых и третьих ролях. К счастью, сейчас ситуация меняется. И женщины топ-менеджеры однозначно соответствуют своим карьерным позициям.

Фото из личного архива Виктории Тигипко.

Фото из личного архива Виктории Тигипко.

В целом необходимо как можно быстрее увеличивать количество женщин в индустрии. Как только их станет в 10 раз больше, в индустрии банально станет пропорционально больше денег для женщин-фаундеров. Это и есть гендерный баланс. Кстати, доказано, что если среди фаундеров стартапа есть хотя бы одна женщина, его доход увеличивается в два раза. А равное участие женщин и мужчин в бизнесе во всем мире увеличит мировой ВВП минимум на 5%. Это приведет к мировому росту экономики на 2,5 — 5 трлн долларов.

Комментарии

Все новости