Огласка того, как российские дочки австрийской группы Raiffeisen и итальянской UniCredit предоставляют льготные кредиты военным рф, наконец-то побудили к действию европейские пенсионные фонды и другие инвестиционные организации, имеющие акции обоих банков. О реакции акционеров в понедельник, 13 февраля, пишет Reuters.
Европа признает, что уже почти год с начала полномасштабного вторжения несколько европейских банков, включая австрийский Raiffeisen Bank International и итальянский UniCredit, зарабатывают деньги в россии. И не просто зарабатывают: центробанк россии внес Raiffeisen и UniCredit в список 13 системно важных кредитных учреждений страны-оккупанта.
Существует большой риск того, что банки могут быть использованы для «другого финансирования войны», предупреждает владеющий акциями обоих банков Киран Азиз из пенсионного фонда KLP (Норвегия).
«Мы считаем, что для компаний правильно выйти из россии, учитывая ее неспровоцированное нападение на Украину», — подчеркнул Эрик Кристиан Педерсон из финансовой группы Nordea Asset Management.
Эта инвесткомпания управляет 300 млрд евро ($320 млрд ) финансов граждан Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции и имеет акции UniCredit в инвестпортфеле. Педерсон подчеркнул, что для репутации крупного бизнеса опасно работать «в юрисдикциях, где компании могут… быть принужденными к действиям, прямо противоречащим их корпоративным ценностям».
«Любое обогащение на продолжающейся войне неприемлемо для нашей концепции ответственных инвестиций», — прокомментировал представитель Swedbank Robur, одного из ведущих инвесторов Скандинавии, добавив, что репутационные риски вызывают беспокойство. У Swedbank Robur есть активы в обоих банках.
Французская компания по управлению активами Amundi и Государственный суверенный фонд Норвегии вопросы не комментируют.
Европейский центральный банк (ЕЦБ), к сожалению, тоже до сих пор не высказал однозначной позиции. Андреа Энрия, глава наблюдательного совета ЕЦБ, комментирует, что возможности для выхода с российского рынка «закрылись»: власти россии придерживаются более «враждебного» подхода. Однако чиновник центробанка ЕС выразил поддержку любому банку, желающему сократить свой бизнес там или уйти.
UniCredit говорит, что «стратегия упорядоченного снижения рисков, связанных с россией». Эти риски не помешали итальянцам в 2022 году получить в россии более 1 млрд евро прибыли – из общей суммы в 20 млрд евро.
Raiffeisen в 2022-м вообще утроил доходы от российского бизнеса. Чистая прибыль российской дочери составила 2 млрд евро в общей сумме 3,8 млрд евро по группе.
Правда, в руководстве австрийского банка уже есть голоса за выход из рф. «Этот вопрос морали», — подчеркивает Генрих Шаллер, глава третьего по величине акционера RBI Raiffeisenlandesbank Oberoesterreich и заместитель председателя Raiffeisen.
Однако Иоганн Штробль, генеральный директор группы Raiffeisen (имя которого уже есть в перечне кандидатов на украинские санкции), до сих пор говорит, что банк не является «колбасным киоском», который можно закрыть сразу.
Контекст. В августе 2022 года путин своим указом запретил инвесторам из так называемых «недружественных стран» до конца года продавать доли в отдельных стратегических предприятиях без специального «высочайшего» разрешения. Однако 2022 уже прошел, а банки не начали процедуру выхода.
В начале января история вокруг российского «Раффайзена» получила международную огласку. Нацбанк обратился к международным банкам с призывом наконец выйти из рф. Президент Зеленский ввел санкции против российской «Райффайзен Лизинг», после чего акции всей группы RBI упали на 6%.