В понедельник, 9 января, международный банковский скандал вокруг Raiffesenbank разразился одновременно в Украине, Австрии и россии. Австрийские издания Der Standard и Kleine Zeitung опубликовали материалы о том, что Украина требует международных санкций для двух топ-менеджеров австрийской банковской группы Raiffeisenbank International, а российская дочка банка АО «Райффайзенбанк» не только официально признает так называемые Донецкую и Луганскую «народные республики», но и предоставляет выгодные условия кредитования российским оккупантам в Украине, то есть фактически финансирует агрессивную войну.
Raiffeisen в россии признал так называемые «ЛНР» и «ДНР»
В условиях кредитных каникул для мобилизованных российский «Райффайзен» действительно прямым текстом признает так называемые самопровозглашенные «ЛНР» и «ДНР» (оккупированные территории Донецкой и Луганской областей) и предлагает льготные условия для «мобиков»: «заемщик..., призванный на военную службу … при условии его участия в специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики (далее – СВО)».

Российский «Райффайзен Банк» признает так называемые ЛДНР и предоставляет льготные кредиты оккупантам.
Ответ российского «Райффайзен » на обвинение в поддержке войны показателен:
«Банк действует на основе действующего законодательства страны, в которой он расположен».

Показателен ответ российского банка на обвинения в финансировании агрессивной войны. Скрин – Сергей Стерненко.
Кстати, о возможной деятельности на оккупированных территориях Донецкой и Луганской области в российском «Райффайзен Банке» говорили еще в 2017 году.
Топ-менеджеры Raiffeisenbank International — в списке тех, кого ожидают санкции СНБО
Председатель правления австрийской группы Raiffeisenbank International (RBI) Йоханн Штробль и операционный директор группы Андреас Гшвентер попали в список «Война и санкции» — это люди, для которых Украина в лице Министерства иностранных дел Украины и Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК) требует международных санкций. Их имена как руководителей наблюдательного совета российской дочки АО «Райффайзенбанк» есть на сайте sanctions.nazk.gov.ua (раз и два).
Основание для санкций: они являются высшими должностными лицами «компаний, осуществляющих деятельность в финансовой сфере и материально, финансово или любым способом поддерживают действия, подрывающие или угрожающие территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины». Рекомендации о введении санкций по процедуре поступят в СНБО.
В то же время Йоханн Штробль возглавляет наблюдательный совет украинской дочки RBI, АО «Райффайзен Банк».

Йоханн Штробль, CEO Raiffeisen Bank international, очень скоро может оказаться под санкциями.

Андреас Гшвентер, операционный директор RBI и член наблюдательного совета российского Райффайзена.
По состоянию на конец 2021 года баланс Raiffeisen Банк в россии составил около 18 млрд евро, а в нем работали более 9 тыс. человек. Это один из топ-10 российских банков и многолетняя «дойная корова» RBI — за 9 месяцев прошлого года почти половину прибыли группа получила именно в россии.
С 24 февраля 2022 года RBI «изучает» ситуацию вокруг российской дочки.
В марте 2022 года группа официально заявила: «Мы остаемся приверженными нашим клиентам, это люди и компании, не имеющие отношения к войне», — и дальше молчала.
Все эти месяцы австрийский банк якобы обсуждает два варианта: продолжение деятельности в россии или продажа бизнеса. От RBI не было никаких заявлений по этому вопросу месяцами, австрийскому медиа банк также ответил невразумительно: «Из-за сложной ситуации» «невозможно указать время», «когда экспертиза будет завершена».
Официальная позиция «Райффайзен Банк Украина»
обратилось за комментарием к украинскому банку группы «Райффайзен Банк Украина ». По поводу возможных санкций против топов RBI нам посоветовали обратиться в пресс-офис RBI. А позиция банка такова:
«Мы – «Райффайзен Банк Украина » – украинский банк. В банке работают люди из разных стран, и все мы являемся патриотами Украины. Команда банка самоотверженно работает в условиях военного времени, разделяя с каждым украинцем испытания, боль потерь и гордость за страну.
«Райффайзен Банк» в Украине является отдельным юридическим лицом, действующим в соответствии с украинским законодательством и соблюдающим все установленные требования военного положения. Банк прекратил отношения с клиентами и деньгами, имеющими российское и белорусское происхождение. Мы поддерживаем санкции против страны-агрессора, обеспечиваем критическую инфраструктуру.
Одним из наших акционеров является универсальная банковская группа «Райффайзен Банк Интернациональ» (RBI), которая осуществляет финансовую деятельность на рынках 13 стран Центральной и Восточной Европы. В отличие от большинства компаний других отраслей, для банков практически невозможно прекратить работу в любой стране в краткосрочной перспективе из-за сложного банковского регулирования. Тем не менее Группа RBI первой из работающих в Украине международных розничных банков объявила о пересмотре своего присутствия в россии, в том числе Группа рассматривает тщательно спланированный выход банка из россии».
Александр Писарук, председатель правления «Райффайзен Банк Украина», подчеркнул, что их материнская компания «в россии не привлекает активно клиентов и существенно сокращает кредитный портфель».
«Raiffeisen был фактически первым банком, который присутствует и на украинском, и на российском рынке, сделавшим заявление по этому поводу. И если вы увидите заявление, то RBI осудил в нем ВОЙНУ, которая в стране-агрессоре называется «специальной военной операцией». Назвать ВОЙНУ ВОЙНОЙ, выразить соболезнования всем украинцам – это было честно.
Наш материнский банк честно и принципиально подошел к вопросу. Он, я уверен, будет делать то, что говорит. Между прочим, хочу напомнить, что RBI владеет немногим меньше 70% акций украинского банка, а 30% принадлежат ЕБРР (Европейскому банку реконструкции и развития). Недавно ЕБРР также заявил о закрытии офиса в россии. Так что у нас все акционеры ответственны.
«Райффайзен Банк Украина» – это украинский банк с иностранным капиталом, это совсем не тот же банк, который работает в россии».
«На полшишечки» не бывает — Денис Долгополый
Отдельно добавим комментарий по ситуации от Дениса Долгополого, CEO в Unicorn Nest:
«Эта история не про то, что банк что-то там сделал. А про то, что «на полшишечки» не бывает. Если ты остался в рф, то ты дерьмо. И рано или поздно это проявится. Ты не можешь работать в рф и долго балансировать — тебя столкнут вниз. И это плата за малодушие.
В эту игру сыграла Bonduelle. Они остались в россии, и компания заплатит за это. Возможно, своим банкротством. Вряд ли они оправятся от такого репутационного удара, после которого ох*ели даже европейцы.
Компания, фактически доказано и судя по реакции, сознательно финансировала войну. Их уже начали снимать с полок не только в Украине, но и в Европе. Рекламные агентства начали отказываться от контрактов. И это только самое начало — впереди проблемы с банками (ага, НАПК), вероятнее всего, будут расследования.
С «Райффайзеном» все значительно проще и драматичнее. Я переговорил с несколькими группами юристов, которые рассказали много интересного о возможных последствиях того, что сейчас происходит. Но хочу обратить ваше внимание на несколько фактов:
- в годы Второй мировой войны компания практически работала на третий рейх и была возвращена владельцам только в 1955 году;
- вы можете обратить внимание на долю рф в прибыли Группы и падение акций Группы с начала года;
- инсайдеры пишут, что эйчары в банке на ушах стоят, но я уверен, что особого ухода сотрудников не будет. Позиция Группы известна давно и критикуется давно, кто хотел, тот ушел уже давно, кто остался, тот пассивно (а может, и активно) поддерживает войну, и у меня есть ряд вопросов к целому ряду украинских граждан, которые, будучи связаны с банком, не озвучили свою позицию тогда и не озвучивают сейчас.
Но важно другое: последние события запустили процессы, которые проявятся уже в краткосрочном периоде, и очень сильно. Для того чтобы быть изгоем в мире денег, не обязательно попадать под санкции, достаточно быть замазанным. Каждая западная компания, которая не ушла из оркостана, заплатит за это свою цену».
Международные банки должны наконец выйти с российского рынка – НБУ
Дополним текст реакцией Национального банка Украины.
Нацбанк напомнил, что считает ужесточение санкций и внешнего давления на экономику страны-агрессора одним из приоритетов своей международной деятельности. НБУ неоднократно призывал международные банковские и страховые группы Raiffeisen Bank International, Intensa Sanpaolo, OTP Bank, ING Bank, Credit Agricole прекратить бизнес-деятельность на территории россии и беларуси. Представители НБУ встречались с руководством и акционерами этих групп. Международные банкиры каждый раз уверяли, что они «продолжают изучать все стратегические варианты будущего их бизнеса в россии, включая варианты выхода из этого рынка».
Однако НБУ констатирует отсутствие прогресса на пути принятия окончательных решений по выходу с российского рынка. Напротив, международные группы остаются активными участниками банковского рынка россии, конкурируя за увеличение кредитных портфелей. В своих материалах банки открыто используют названия лнр и днр как отдельных субъектов, фактически толеруя дерзкое нарушение россией международного права.
«Публично еще раз обращаемся к руководству международных банковских групп — оставаясь в россии, вы избрали поддержку агрессора и его военных преступлений».
Получение доходов в стране-агрессоре приводит к значительным рискам для деятельности указанных институтов в их основных юрисдикциях, напомнил НБУ. И пообещал обратиться в соответствующие правительства и регуляторы для инициирования реакции на действия международных финансовых групп.
«Каждый день мы подводим неутешительные итоги потерь, которые принесла нашей стране война. Каждое утро начинаем день с минуты молчания, вспоминая о погибших. В то время, как бизнес, оставшийся в России, суммирует и подсчитывает. Международные банки должны, наконец, реализовать решительные заявления, сделанные почти год назад, и выйти из рынка погруженной по локти в кровь украинцев россии. Причастность важных европейских компаний к экономике страны-террориста – ядовита. Война – это время выбирать между прибылью и достоинством», – подчеркнул глава НБУ Андрей Пышный.
«Международные компании, которые остаются работать в России, напрямую финансируют российские военные преступления и геноцид украинцев», — еще ранее высказался министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.
О сворачивании бизнеса в россии сразу после полномасштабного вторжения россии в Украину заявили американский Goldman Sachs, группы ING, Credit Agricole, Societe Generale, Commerzbank, BNP Paribas, SEB, Intesa Sanpaolo, PPF Group, Bayerische Landesbank, Iccrea BancaImpresa S.p.A., Lombard Odier. Hellenic Bank и Hokkaido Bank оставили по 1 отделению. Платежные системы Visa, Mastercard, JCB, American Express, PayPal, Payoneer, Western Union покинули российский рынок. Citi Bank так и не вышел и начал набирать сотрудников. До сих пор работают в россии UniCredit и HSBC.