Facebook Pixel

Славянск и Чернобыль. Как госаренда способствует развитию предпринимательства в Украине

спецпроект
Госаренда: как она помогает бизнесу

Последняя версия закона об аренде вступила в силу 1 февраля 2020-го, когда Украина вместе с Европой находилась на пороге коронакризиса, а уже в марте объявили первый локдаун.

Поэтому и сама реформа рынка госаренды была скорректирована вирусом: бизнес, растерянный и ослабленный, нуждался в реальной поддержке. Именно тогда появилась система скидок для арендаторов в зависимости от вида их деятельности.

По данным Фонда госимущества, суммарный эффект такой поддержки составил около 120 млн грн экономии для около 2 тыс. арендаторов.

Telegram Logo

В то же время Фонд провел аудит государственного имущества, показал, что 28 млн м2 государственных площадей (а это — эквивалент 200 киевских стадионов «Олимпийский») не использовались вообще или использовались по теневым схемам. Параллельно в «черной» аренде находились миллионы «квадратов».

Правила нового закона об аренде начали внедрять осенью 2020-го: в октябре прошел первый онлайн-аукцион на «ProZorro.Продажи». С начала 2021 года и по состоянию на сегодня состоялось более 2700, по результатам которых были заключены или продолжены более 2400 арендных соглашений. С начала года и по состоянию на 29 сентября госбюджет получил от таких арендных соглашений более 1,26 млрд грн. Прогнозируемые поступления до конца года составляют 1,6 млрд грн.

pyat-prostikh-krokiv-do-orendi-derzhmaina.jpg

В Фонде называют причины, ставшие залогом успеха:

  • инвесторы получают на сайте orenda.gov.ua полную, достоверную информацию об объектах (каждый объект имеет отдельную страницу со всей информацией о его состоянии и условиях аренды. - Прим. авт.)
  • перечень содержит объекты на любой вкус и кошелек: есть свободные площади от 2-3 м2 до нескольких тысяч м2.
  • подобрать нужный актив можно через меню поиска, через карту объектов или воспользовавшись детализированной системой фильтров.

Всего на веб-портале доступны более 5 тыс. объектов общей площадью более 2 млн м2.

«Сайт orenda.gov.ua работает по принципу интернет-магазина, на котором вся база объектов аренды визуализированная в виде интерактивной карты Украины. Можно найти как имущество, которое является вакантным и ищет арендатора, так и информацию об уже арендованных объектах вместе с копией договоров. Все вакантные и большинство уже арендованных объектов обозначаются на ней пометками разного цвета в зависимости от статуса по месту географического расположения. С помощью удобных поисковых фильтров каждый сможет найти там для себя недвижимость, которая бы максимально соответствовала его требованиям».

Леонид Антоненко

Леонид Антоненко

заместитель председателя Фонда государственного имущества Украины

Вот примеры, иллюстрирующие, как может работать рынок аренды госимущества. The Page пообщалось с арендаторами об их опыте пользования сервисом.

Аренда в Киеве: как можно успешно открыть аптеку в столице

Фото: orenda.gov.ua

До сдачи в аренду

Фото: orenda.gov.ua

arrow
Фото: orenda.gov.ua

После сдачи в аренду

Фото: orenda.gov.ua

arrow
Фото: orenda.gov.ua Thumb Фото: orenda.gov.ua Thumb

Сапанов Виталий — владелец аптеки и аптечного пункта в Киеве, где аренда, как правило, очень дорогая. Об аукционе он узнал от знакомой.

Quote«Как-то я спросил о том, какие сейчас дела с арендой, тогда же и узнал про новый закон об электронных аукционах. Заинтересовался и нашел возможность для ведения бизнеса таким путем», — пояснил он.

Он арендует у Фонда два объекта. В одном, на Ломоносова, работает аптека и аппарат для бахил. Объект на старте аренды был в удовлетворительном состоянии, отметил предприниматель. В то же время вместе с мебелью, оборудованием и т.п. он уложился в модернизацию на сумму примерно $10 тыс. В штате работают три человека.

Про арендную плату, за которую велись торги между 7 участниками, Сапанов говорит следующее:

Quote«Во время торгов действительно было много участников и стартовая цена выросла с 1500 грн до 65 тыс. грн. В общем, возможно, это немного дорого, но рентабельно. Конечно, хотелось бы платить меньше — может, 50 тыс. грн, но уже как есть», — отметил Виталий.

В работе аукциона недостатков предприниматель не увидел: доступ к документам был, фото соответствовали действительности. На приватизацию пока у него нет денег, но в целом предприниматель был бы не против.

«Поэтому я подписан на телеграмм-каналы Фонда по аренде и приватизации и постоянно слежу за обновлениями», — добавил он.

Житомирщина: Как расширить и наладить бизнес в Коростене

Вячеслав Садурский арендует у Фонда госимущества гаражное помещение на 9 секций в Коростене Житомирской области. Аукцион состоялся месяц назад, и вот что говорит предприниматель:

Quote«Перспективный, хороший объект для аренды. Конечно, он требует много работы, хотя и готов к использованию».

По словам Вячеслава, о возможности аренды помещения ему рассказали знакомые, после чего он самостоятельно зашел на сайт orenda.gov.ua и нашел его там.

Quote«Объект заинтересовал меня сразу по нескольким пунктам. Во-первых, на территории имеется просторная площадка, также хорошие боксы для автотранспорта. А во-вторых, расположение самого объекта в городе очень выгодно. Эти условия помогут мне реализовать бизнес-проект», — рассказывает он.

Садурский планирует устроить стоянку для грузовых автомобилей и заниматься ремонтом грузовиков. Также он думает о том, что помещение частично можно использовать как склад.

Quote«Сейчас я жду, когда будут актуальны предложения аренды других объектов на этой же территории. Там рядом есть еще мехцех, который меня интересует, еще некоторые объекты. По факту я еще работу не запускал именно потому, что надеюсь на новые аукционы», — добавил он.

Тогда, по словам Вячеслава, будет возможность арендовать большую территорию: сейчас это 200 квадратов, и еще хотелось бы около 300.

Садурский уже занимается бизнесом в нескольких сферах: это оптовая торговля древесиной, грузоперевозки и розничная торговля.

Quote«Собственно, этот объект я арендую, поскольку хочу разместить свой бизнес на одной локации, чтобы все было рядом и слаженно работало», — подчеркнул он. Вячеслав хочет создать еще 14 рабочих мест к тем 6, что уже имеет. В перспективе он также заинтересован в приватизации территории.

Кстати, помещение предприниматель арендует за 1,5 тыс. грн в месяц и называет эту цену абсолютно рациональной. По системе прозрачной аренды бизнесмен отмечает:

«Проблем не было: все быстро, прозрачно и понятно сложилось: договоры подписаны, условия выполнены, все подготовлено для успешного бизнеса».

Строительный бизнес на Херсонщине: удобно и прозрачно

Фото: orenda.gov.ua

До сдачи в аренду

Фото: orenda.gov.ua

arrow
Фото: orenda.gov.ua

После сдачи в аренду

Фото: orenda.gov.ua

arrow
Фото: orenda.gov.ua Thumb Фото: orenda.gov.ua Thumb

Как пояснила The Page предприниматель Светлана Бабий, которая арендует два объекта, — в Херсоне и в селе Лазурном — на сайте присутствуют довольно интересные объекты, государственные предприятия не в состоянии их использовать. А бизнес, со своей стороны, может найти помещение или имущество для себя в аренду, или даже приватизировать их через аукцион.

Quote«Сайт хорошо наполняется, он вообще очень прозрачный. По любому объекту, узнав о его местоположении, можно спокойно общаться со специалистами из Фонда. Или это отдел аренды, или отдел приватизации — специалисты предоставляют содержательную консультацию по объекту, который предлагается в аренду или на приватизацию. И сам паспорт объекта красиво выкладывается, то есть максимальное наполнение информацией идет. Это очень нравится. Эта информация актуальна и правдива», — заверила Бабий.

По ее словам, негативного опыта у нее нет, в то же время предприниматель советует активно следить за наполнением сервиса.

Quote«Информация о нем выкладывается в социальных сетях, в Телеграмме и она актуализируется ежедневно. С этим сервисом очень удобно, где бы ты ни находился: в офисе или в дороге», — говорит Бабий.

По собственному опыту аренды предприниматель рассказывает, что в апреле 2021-го состоялся аукцион по аренде помещений гаражей в Херсоне. Ее заинтересовал объект на улице Кольцова, 59 из-за его местонахождения, стоимости и возможности использовать в любых целях.

Quote«На аукционе было четверо участников и цена выросла со 100 грн до 3 тыс. грн в месяц. Наша компания победила, и мы заключили договор», — добавила Светлана.

Объект она использует как складские помещения, на момент проведения аукциона они были в удовлетворительном состоянии и отвечали фото на orenda.gov.ua.

По словам Бабий, на количество участников на старте аукциона влияют:

  • локация;
  • техническое состояние;
  • стартовая цена.

Второй объект в Лазурном выставлялся как актив, не планировался для использования, но Светлана не только подписала договор аренды, а уже провела модернизацию его части и хочет вскоре приватизировать. Сейчас он частично используется в качестве офисных и складских помещений, последние скоро расширят, подписав договоры с предпринимателями Сумской и Ривненской областей. В модернизацию объектов Бабий вложила примерно 0,5 млн грн, в дальнейшем планирует вложить еще 2 млн грн.

Чернобыль: как аренда поможет возродить бизнес в зоне отчуждения

Предприниматель Виктор Нечипорук вместе с дочерью Еленой — владельцы магазинов и кафе в Чернобыльской зоне. Помещение арендуют у государства. Виктор рассказал The Page, что не увидел проблем в требовании аукциона для аренды.

Срок аренды на пять лет, считает Нечипорук, это уже преимущество нового закона почти в два раза.

Quote«У меня нет никаких нареканий. Мое дело — платить арендную плату. Если надо, я консультируюсь, все подсказывают. Мне сказали: пять лет, адекватно, ты можешь рассчитать, это тебе выгодно. Тем более Чернобыль, такая зона, ты точно знаешь, сколько будешь платить за эту аренду. Попробовал — все работает. Аренда, тендер — все идет прозрачно, все честно», — подчеркнул Виктор.

Предприниматель и его дочь не проживают сейчас в Чернобыле, ведь это запрещено на постоянной основе: они работают там вахтовым методом и регулярно приезжают.

Quote«Раньше пользовались старой системой аренды, если договор подписывался на три года. Теперь появилась новая система и, должна признать, что она действительно значительно удобнее», — пояснила Елена Нечипорук.

Прежде всего в том, что не нужно каждый год бегать с документами, а договор сразу заключается на 5 лет. Как увидели, что семья имеет 8 договоров об аренде, то ситуация действительно упростилась.

Сам объект аренды, правда, пришлось полностью восстанавливать, говорит предприниматель: цена ремонта и улучшения технического состояния помещения составила 60-70 тыс. грн.

Деоккупированный Славянск: как предприниматели арендуют помещения для бизнеса

Предприниматель Алена Шейкаш из Славянска, которая арендует у государства помещения в студенческом общежитии, пояснила The Page, что ее изначально интересовали помещения Фонда госимущества.

Quote«То есть размещение, площадь — это все меня устроило, и я воспользовалась аукционом», — рассказывает она.

Шейкаш планирует сделать из арендованного помещения заведение общепита.

В то же время состояние помещения, которое передавалось в аренду, было ужасным, отметила предприниматель, оно подлежало ремонту, и на сегодня работы продолжаются, но цена была доступной.

Quote«У меня в аренде было помещение, участок от физического лица-предпринимателя... Этот сервис лучше! Доступная квадратура, доступные помещения», — считает Шейкаш.

Если арендатор решил уже воспользоваться, ему надо обратить внимание на финансы, советует бизнес-вумен. Ведь, в основном, все помещения надо ремонтировать. Поэтому нужно делать смету.

Славянск первым почувствовал на себе военную агрессию в 2014 году, однако уже через три месяца был отбит у российских боевиков силами ВСУ. Сейчас многие объекты города нуждаются в шансе на новую жизнь, поэтому внимание предпринимателей — это тоже символический залог успеха.

Об опыте участия в аукционе предпринимательница говорит, что ранее принимала участие в государственных закупках в качестве продавца.

Quote«Увидев выгодное предложение аренды старой столовой в родном Славянске, я заинтересовалась возможностью аренды госимущества. Затем ознакомилась с правилами аукциона и решила принять участие», — рассказала она.

Проблем с доступом к данным по объекту не было вообще никаких, подчеркивает предпринимательница.

Quote«Абсолютно вся процедура была прозрачной, все было четко и понятно — и подача заявки, и сам аукцион. Все участники находятся на равных правах и по мере своих финансовых возможностей движутся к победе на аукционе. Справедливы торги, все по закону», — добавила она.

Шейкаш планирует потенциально создать 10 новых рабочих мест, хотя начнет из 5-6 человек для столовой. По инвестициям в ремонт она рассчитывает потратить около 400-500 тыс. грн.

«Это вполне приемлемая сумма для ремонта таких масштабов. Но будем отталкиваться уже от ситуации», — говорит Алена.

«Первоочередная задача Фонда государственного имущества в сфере аренды — привлекать инвестиции через прозрачные механизмы. Это прекрасная возможность для каждого украинца вложить финансовый ресурс в создание и развитие собственного дела на базе арендованных объектов. А реальные успехи в этом направлении мотивируют продолжать работу над доступностью инвестиций через аренду».

Дмитрий Сенниченко

Дмитрий Сенниченко

Председатель Фонда госимущества


Выводы. Воспользоваться сервисом госаренды выгодно минимум потому, что есть возможность недорого арендовать помещение сразу на 5 лет. Кроме того, во время карантина, когда бизнес может месяцами простаивать, государство освобождает от арендной платы (тогда как частный арендодатель может и не пойти на такие уступки, сам переживая непростые времена). Кроме того, неоспоримым плюсом, который называют опрошенные предприниматели, есть прозрачность аукциона, понятность и доступность всей информации об объекте. Так же и сами помещения получают шанс быть обновленными и использованными после многих лет простоя.