(Не) сжечь налоги: что происходит с табачной отраслью во время войны
Табачная отрасль традиционно — один из крупнейших налогоплательщиков в Украине. В 2021 году четыре международные компании уплатили вместе 78 млрд грн. Это 7% всех поступлений в бюджет.
До войны табачные производители обеспечивали не только налоги, но и активно инвестировали в развитие бизнеса, обеспечивали экспорт, создавали рабочие места. В начале войны табачные компании были вынуждены перестраивать свои бизнес-процессы. Потребители столкнулись с дефицитом сигарет, затем адаптировались к изменению дизайна их упаковок.
«Табачная отрасль подверглась вызовам, присущим всему украинскому бизнесу. Приостановка производства или уменьшение его объемов до минимума в начале войны, эвакуация части сотрудников, огромные проблемы с логистикой, переориентация на импорт продукции и тому подобное», — констатируют в ассоциации «Укртабак».
Что происходит с рынком табачных изделий и какие вопросы беспокоят производителей больше всего? подготовило краткое объяснение.
Работают ли сейчас табачные фабрики?
С первого дня войны из-за боевых действий не работает фабрика «Филипп Моррис Украина» возле Харькова. До апреля не работали киевская фабрика «Империал Тобакко» и предприятие «Бритиш Американ Тобакко» в Прилуках, сейчас они частично возобновили производство.
Если фабрики не работали, откуда брались сигареты?
Некоторое время компании реализовывали запасы выпущенной ранее продукции. 15 марта Верховная Рада разрешила временный импорт и продажу табачных изделий с иностранной маркировкой. Часть производителей начала завозить сигареты из-за границы.
Над обеспечением украинского рынка работают восемь фабрик Philip Morris International. Из-за остановки производства в Украине мы переориентировались на импорт», — отметил генеральный директор «Филипп Моррис Украина» Максим Барабаш.
По его словам, до войны портфель сигаретных брендов компании насчитывал 41 SKU (товарная позиция), сегодня он значительно сократился. Трудности с логистикой влияют как на объемы поставок, так и способность полноценно обеспечить достаточный ассортимент продукции в Украине.
Компании работают над тем, чтобы разрешить ситуацию с расширением ассортимента.
Как компании решали вопросы по логистике и доставке продуктов?
В «Бритиш Американ Тобакко Украина» говорят, что довезти сигареты во все регионы Украины сегодня невозможно — активные боевые действия в некоторых регионах и нарушение логистики в целом в Украине делают поставки невозможными. А восстановление логистических цепочек потребует времени, особенно учитывая дефицит горючего.
«Поскольку почти все для производства табачной продукции импортируется, с началом войны пришлось полностью перестроить наши цепочки поставок, потому что все сырье попадало к нам морским путем, который пока недоступен. Нам пришлось переориентировать логистику поставок на автомобильный транспорт и искать новых партнеров», — добавила директор по корпоративным и юридическим вопросам «Империал Тобакко» в Украине Юлия Завалишина.
Компания отказалась от производства на экспорт, а ее материнская компания Imperial Brands перераспределила экспортные заказы киевской фабрики между другими, зарубежными, предприятиями.
«Наши работники и работники компаний-партнеров эвакуировались в первые недели войны, водителей не хватало. Из-за огромного потока автомобилей на запад Украины и значительного количества блокпостов доставлять продукцию было очень тяжело. Нам понадобилось две недели, чтобы возобновить поставки в 12 областей, но продукт все равно быстро исчезал с полок. Сейчас ситуация со снабжением выровнялась», — отметил Барабаш.
Вызовом для «Филипп Моррис» стал топливный кризис, поскольку некоторое время было сложно прогнозировать доставку товаров, а цены на логистику значительно выросли. Компании пришлось с нуля отлаживать цепочку поставок импортных сигарет, нужно было четко строить графики отгрузок, удовлетворяя все заказы.
Как изменилось поведение потребителей во время войны?
«Ключевым трендом с начала войны является рост нелегального рынка сигарет. В крупных городах на юге и востоке Украины появились сотни торговых точек, продающих контрабандную продукцию и подделки международных брендов по 30 — 40 грн за пачку. В то время как самые дешевые легальные сейчас стоят 55 грн. Со снижением доходов потребители переходят на нелегальные продукты, от чего теряют и легальный бизнес, и государство в виде миллиардов гривен неуплаченных налогов», — отметил Максим Барабаш.
Кроме того, потребителям приходится выбирать среди меньшего количества табачных изделий, поскольку все производители говорят о сокращении ассортимента и только собираются возвращаться на старые позиции.
Нелегальные сигареты можно приобрести везде. Какова доля теневого рынка в условиях войны?
В 2021 году уровень нелегальной торговли табачными изделиями в Украине достиг рекордных 20,4%, подсчитали в «Kantar Украина». Это самый высокий показатель за весь период независимости.
В сущности, каждая пятая пачка сигарет произведена нелегально. В 2021 году потери государственного бюджета из-за теневого рынка табачных изделий оценивали в 15,5 млрд грн, в этом году эта цифра будет значительно больше. Если государство не станет принимать меры по борьбе с теневым рынком сигарет, это поставит под угрозу существование легальных производителей и объемы налоговых поступлений в бюджет.
Какие вопросы остаются неотложными для индустрии?
«Из положительного стоит отметить открытость власти к диалогу и оперативные решения для возможности продолжения работы бизнеса, вынужденного остановить производство из-за войны. В рекордно быстрый срок были утверждены законодательные нормы, которые позволили импортировать табачные изделия в пачках с иностранной маркировкой. Это позволило нам избежать дефицита товаров на рынке и обеспечить уплату налогов. С начала войны мы уплатили более 11 млрд грн налогов», – отметил Барабаш.
Но проблемы все же есть. Одна из них – это антифорстолинговое регулирование. Оно лимитирует возможность закупок акцизных марок в 4 квартале на уровне средних объемов закупок с начала года.
«Мы ведем диалог с органами государственной власти, чтобы найти решение, которое позволит таким компаниям, как наша, возобновить производство и не допустить потерю налоговых поступлений», — пояснил гендиректор «Филипп Моррис Украина».
По оценкам «Бритиш Американ Тобакко Украина», отсрочка действия антифорстолинговых ограничений в этом году позволит увеличить доходы госбюджета в IV квартале на 5 млрд грн.
Есть также проблема с имплементацией требования Директивы 2014/40/ЕС. Действующее законодательство коренным образом меняет правила производства (в частности, маркировку, форму пачки) табачных изделий.
«Для его реализации производителям необходимо закупить за границей новые элементы оборудования, ввезти их в Украину и настроить, что невозможно в условиях военного положения и некоторое время после его завершения. Настраивают оборудование только сотрудники его производителя, приезд которых в Украину пока тоже невозможен», — пояснили в ассоциации «Укртабак».
Легальное производство табачных изделий в Украине может остановиться, если парламент не отсрочит сроки вступления этого закона в силу, пояснили в ассоциации. Юлия Завалишина добавила, что отсрочить нужно по крайней мере на год.
Впрочем, в «Бритиш Американ Тобакко Украина» отметили, что есть и положительные изменения. Речь идет о продлении действия лицензий на производство и обращение табачных изделий, временной возможности импорта продукции с иностранной маркировкой.
Важное законодательное изменение для индустрии касалось уплаты 5% розничного акциза. С 1 мая 2022 года его платят производители и импортеры табачной продукции вместо розничной торговли.
«Несмотря на военные действия, нахождение сотрудников в разных городах, JTI смогла наладить все процессы перехода на новую систему и стать налогоплательщиком», — рассказывает Гинтаутас Диргела, директор по корпоративным вопросам «JTI Украина».
По его словам, теперь налоговые поступления от розничного акциза на табачные изделия поступают в бюджет сразу от производителей при отгрузке товара, а не после продажи в торговых точках, что делает невозможным их недопоступление в государственный бюджет, как это было ранее.
«Экономический фронт» — специальный проект , серия рыночных обзоров, которая призвана улучшить понимание существующего состояния ключевых рынков в Украине и вызовов, с которыми они сталкиваются во время войны.