Много шума и ничего. Как депутаты уничтожают легальный рынок табачных изделий

В 2020 году Верховная Рада Украины решила нанести серьезный удар по легальному табачному бизнесу. Количество необоснованных, волюнтаристских и просто опасных законодательных норм перешло все возможные рамки (подробнее тут).
Дошло до того, что абсолютное большинство табачных компаний стали просить об одном: чтобы парламент просто полностью принял директиву Евросоюза 2014/40. Потому что даже строгие правила Евросоюза намного более предсказуемы, понятны и прозрачны, нежели предложенные украинскими депутатами варианты регулирования рынка.
Суть проблемы

Фото: Eva Elijas / Pexels
Долгое время от активистов слышалось, что в Украине не принимаются меры по уменьшению курения среди населения. «В реальности парламент бьет рекорды по регулированию в сфере табака. Изменение акцизов, увеличение акцизов на табакосодержащие изделия для электрического нагрева, запрет на приобретение электронных сигарет лицами до 18 лет — все это принято в течение одного года», – говорит эксперт компании «CASE Украина» Владимир Дубровский.
«Черные легкие бывают в первую очередь из-за дыма, а не из-за самого никотина. Поэтому меня, например, возмутила социальная реклама организации «Життя», когда они нарисовали электронные сигареты с черными легкими – это просто обман. Потому что при курении электронных сигарет не может быть черных легких — там просто нет дыма», — говорит Дубровский, подчеркивая, что сам не курит.
По мнению эксперта, потребители сигарет, которые заботятся о своем здоровье и не могут бросить курить, переходят на электронные сигареты. «Конечно, лучше чтобы они вообще прекратили. Но из моих знакомых буквально один человек смог полностью прекратить. И то он курил очень немного. Из тех, кто курит, я не знаю таких, кто смог бы полностью прекратить. Они прекращают, а потом опять начинают. Поэтому тут меньшее зло – употребление электронных сигарет», — уверен Дубровский.
Проблема в том, что электронные сигареты и устройства для нагревания табака сами по себе довольно дорогие, отмечает он. Простые же сигареты – самый дешевый способ удовлетворить никотиновую зависимость. «Правильная экономическая политика была бы в том, чтобы сделать это самым дорогим способом. Не повышать или ввести небольшие ограничения на электронные сигареты и стики, но при этом неуклонно повышать акцизы на обычные сигареты. Потому что эти акцизы и бюджет наполняют, и являются эффективным способом борьбы с курением. Но тогда возникает второй вопрос: повышать акцизы можно только тогда, когда нет опасности, что вместо легального товара у нас будет контрабанда», — уверен эксперт. Но, к сожалению, повышение акцизов в Украине в последние годы сопровождается увеличением контрабанды из Молдовы и России. И это очень настораживает.
Еще один пример неадекватных инициатив народных депутатов – введение единого формата пачки сигарет. Согласно этой инициативе, сигареты должны продаваться только в пачках с прямыми углами, причем перейти на новый формат нужно за двенадцать месяцев.
Очевидно, что выпуск новой упаковки требует полного переоборудования производственных мощностей, на что необходимо не менее двух лет. Сложно понять, как это повлияет на борьбу с курением в Украине, но легко посчитать, во сколько обойдется каждый день простоя всех табачных фабрик.
Например, три недели простоя фабрики в Прилуках из-за принятия поправки о марже для оптовых и розничных торговцев обошлись бюджету приблизительно в миллиард гривен. Очевидно, что техническая остановка всей индустрии хотя бы на месяц приведет к потерям 4-5 млрд грн в месяц.
Президент Американской торговой палаты Энди Гундер в своем письме главе парламента Дмитрию Разумкову пишет, что наиболее опасная инициатива из предложенных в этом году – это законопроект № 4358. Документ подан нардепом Ладой Булах и активно продвигается общественной организацией «Життя». По словам Гундера, несмотря на обещание согласовать инициативу с участниками рынка, Булах этого так и не сделала. Документ попал на рассмотрение в том виде, который будет способствовать снижению доходов бюджета, ухудшению инвестиционного климата, росту теневого сегмента рынка табака. И самое главное – который идет вразрез с требованиями Евросоюза.
«К сожалению, предложения бизнеса вообще не были учтены. Представители индустрии даже не имели возможности ознакомиться с текстом законопроекта, зарегистрированного по результатам работы рабочей группы комитета, до появления текста на сайте Верховной Рады», – рассказывает глава правления Национальной организации розничной торговли Николай Ганул.
По его словам, в то время, когда малый бизнес страдает из-за карантина, а большинство предпринимателей едва «держатся на плаву», зарегистрированный проект закона предлагает введение дополнительных ограничений деятельности в сфере торговли, что не входит в компетенцию народных депутатов и будет иметь негативное влияние на отрасль розничной торговли и поступления в бюджет страны».
Против европейской практики

Фото: Eva Elijas / Pexels
Как говорит исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) Анна Деревянко, предложенный Булах законопроект абсолютно противоречит европейскому законодательству. В частности, терминология законопроекта (понятия «табачные изделия», «выбросы», «упаковка») не соответствует значениям, установленным директивой ЕС 2014/40.
По данным EБA, в законопроекте также отсутствуют положения по адаптации законодательства Украины к требованиям директивы, касающейся правил маркировки бездымных табачных изделий, регулирования трансграничной дистанционной продажи табачных изделий, порядка определения наличия характерного вкуса и аромата в том или ином табачном изделии.
«Сама модель регулирования рынка табачных изделий, которая предлагается законопроектом, существенно отличается от модели регулирования ЕС и не обеспечивает выполнения обязательств, взятых на себя Украиной», – отмечает Деревянко.
По данным ЕБА, рабочая группа по подготовке законопроекта была создана лишь формально, а ее члены принимали участие только в обсуждении, а не в разработке документа. И не были знакомы с текстом до его регистрации в Верховной Раде.
В проекте, например, оказался запрет на продажу сигарет лицам, не достигшим 21 года, чего не требуется ни одной европейской директивой и даже рамочной Конвенцией ВОЗ по борьбе с табаком. «Любопытно, что ранее Булах предложила разрешить отдельным законом делать операцию по смене пола с 14 лет. В Украине также разрешается покупать алкоголь с 18 лет. В чем смысл разрешить покупать сигареты с 21 года, не ясно, – говорит Владимир Дубровский. — Можно и до 48 лет ограничить — и что? И все равно будут продавать нелегально. Кажется, что мы сейчас нарисуем закон на бумаге, и он сразу будет работать. А он работать не будет. Поэтому нужно исходить из реальных возможностей нашего государства, из того, что в данном случае является меньшим злом, и того, возможно ли добиться идеала или все же согласиться на меньшее зло».
Глава совета Украинского экспертного центра Борис Кушнирук называет повышение возрастного ценза при продаже сигарет необоснованным. «Основной вопрос: в какой степени это соответствует Конституции. Любой человек приобретает права и обязанности с 18 лет. Например, идти в армию и защищать Родину с 18 лет. Я вообще противник курения, негативно отношусь к этой не очень хорошей привычке. Но когда делают глупости, то тем самым провоцируют тенизацию, а не преодоление табакокурения», — уверен Кушнирук.
В большинстве стран ЕС (как, собственно, и в самой директиве) нет запрета на производство пачек сигарет с закругленными или скошенными краями. Украина экспортирует такие пачки и в ЕС, и в десятки других стран мира. Если раньше Булах обещала запретить только продажу таких пачек в Украине, то в новом проекте закона появился запрет и на их производство, что ведет к потере части экспорта.
Наконец, попытка запретить видимую выкладку сигарет в витринах торговых точек уже отклонялась в сессионном зале Верховной Рады. И причина была та же: нет ни одного международного документа, который заставлял бы так поступать.
Сама Булах и ее сотрудники на проведенной пресс-конференции стали утверждать, что участников рынка нельзя спрашивать и допускать к принятию решений о том, какие законопроекты должны быть приняты. Впрочем, ни одного закона, предписывающего так поступать, в Украине попросту не существует.
Странный законопроект

Фото: Eva Elijas / Pexels
Свой первый законопроект, по сути, уничтожающий табачную отрасль в Украине, Лада Булах зарегистрировала еще в январе 2020 года. «Это документ, который позволял отработать выделенные на борьбу с курением гранты и добиться нового финансирования», – поясняет глава совета Украинского экспертного центра Борис Кушнирук.
После публикации проекта поднялась волна возмущения со стороны бизнес-сообщества. С протестами выступили Американская торговая палата, Европейская бизнес ассоциация, Союз украинских предпринимателей, Национальная организация розничной торговли, ассоциация «Укртютюн». Профильные ассоциации подсчитали: если закон будет принят, то в течение 2020-2025 гг. одни только местные общины могут потерять 1,2 млрд гривен, из которых 987 млн грн акцизного сбора.
Оппоненты предложенных запретов, опираясь на опыт малочисленных стран, где такие жесткие ограничения были введены, отметили, что запрет на выкладку приведет не к уменьшению курения, а к перераспределению торговли между мелкими точками продаж и крупными торговыми сетями. Последние получили бы преимущество.
Производство пачек со скошенными краями также не сыграло бы существенной роли в улучшении здоровья нации. Более того, в ЕС такого запрета нет, ведь внешний вид упаковки не является определяющим при принятии решения курить. Наконец, запрет на брендирование тоже есть в считанных странах мира, а в Украине эта мера, скорее, даст фору производителям подделок и контрабанде.
В результате Булах отозвала законопроект для его повторного рассмотрения рабочей группой. Впрочем, вся работа этой группы оказалась фикцией — никто не собирался слушать экспертов.
Единственное, что отличает новый законопроект от старого, – это то, что разрешили действующее ограничение на продажу алкоголя с 18 лет. А вот продажа табака будет возможна только с 21 года.
Проектом закона предлагается запретить размещение табачных изделий, упаковок табачных изделий в местах розничной торговли таким образом, чтобы они были видны за пределами места розничной торговли или потребителям внутри места розничной торговли. «По мнению компаний-членов организации, такие изменения приведут к необходимости переоборудования торговых киосков и мест реализации табачных изделий в закрытые павильоны и полной замены торгового оборудования, что потребует существенных затрат магазинов. Это негативно отразится на их показателях работы», – говорит глава Национальной организации розничной торговли Николай Ганул.
Представители бизнеса также обеспокоены тем, что в случае принятия проекта закона в текущей редакции нововведения могут привести к существенному росту объема нелегальной торговли табачными изделиями через неофициальные розничные каналы, а также к закрытию небольших официальных розничных точек продаж табачных изделий, которые не смогут конкурировать с нелегальными пунктами. За этим последует значительное сокращение рабочих мест и, соответственно, существенное снижение средств, которые могли бы поступить в государственный бюджет.
«Антитабачные активисты действуют по простой схеме: выполнить собственные KPI любой ценой, чтобы получить еще больше грантов от разного рода фондов, спонсирующих такого рода действия. Это давно превратилось в бизнес», – говорит Кушнирук.
Он напоминает: если не удается пролоббировать собственные законы, организация Булах «Життя» приписывает чужие победы. Например, это касается всех изменений в акцизной политике государства, к которым активисты не имеют никакого отношения.
«Получается, что антитабачным активистам важен не результат, а пункты, по которым можно отчитаться. Но часто результат получается совершенно иной, чем тот, на который можно было рассчитывать. Это сложная проблема, потому что она касается и разъяснений нашим западным партнерам, чтобы они понимали, что не всегда грантовая помощь удачна, — говорит Борис Кушнирук. — У нас есть огромное количество людей — общественных активистов, которые десятилетиями неплохо живут на грантах. Это нарушение логики, потому что в действительности это не общественные активисты, а работники — как правило, фактически пиарщики, которым дают деньги на пиар».
Основной вывод

Фото: Eva Elijas / Pexels
Табачный рынок в Украине – это один из самых зарегулированных секторов экономики. Тут действует запрет на рекламу, есть достаточно жесткие требования к оформлению упаковки, в том числе по размещению медицинского предупреждения. Для сравнения: в Соединенных Штатах до сих пор наносят медицинское предупреждение мелким шрифтом на боковой части пачки, а в Германии все еще разрешена наружная реклама сигарет, тогда как в Украине она запрещена.
В стране уже вводятся меры по ограничению продажи электронных сигарет: акциз на жидкости, лицензирование торговли ими. Несмотря на это снова и снова возникают инициативы по еще более жестким запретам и ограничениям. Зачастую абсолютно бессмысленные. «Складывается впечатление, что в парламенте есть силы, заинтересованные в том, чтобы прозрачный, легальный бизнес просто ушел с рынка, а его место заняли контрабанда и контрафакт», – говорит вице-президент Союза украинских предпринимателей Александр Почкун.
Но хуже всего то, что у власти не существует целостной стратегии по вопросу регулирования отрасли. Зачастую инициативы по регулированию рынка табака исходят от народных депутатов, которые имеют долю в бизнесе, связанном с розничной торговлей, отмечает генеральный директор ИК Concorde Capital Игорь Мазепа.
По состоянию на конец года Верховная Рада предлагает рассмотреть более двадцати законопроектов, которые призваны имплементировать в Украине директиву ЕС 2014/40. Если внимательно изучить тексты этих документов, становится очевидным, что с директивой у большинства из них мало общего. При этом кабминовский законопроект так и не попал на рассмотрение Верховной Рады. «То есть часто вместо позиции государства есть откровенно лоббистские законы от различных групп интересов», – подчеркивает Мазепа.
Важно понимать, что табачная индустрия ежегодно формирует около 6-7% доходной части бюджета страны. Любой шок для рынка выливается в конкретные цифры потерь для государства. В ЕБА подчеркивают, что законопроекты по регулированию табачной отрасли должны пройти экспертизу всех причастных ведомств.
Позиция представителей табачной индустрии проста: компании выступают за разумное, взвешенное и понятное регулирование по европейским стандартам. Представителям индустрии важно увидеть экспертный, профессиональный подход к вопросу регулирования, а также стратегический план, дорожную карту изменений, а не соревнование отдельных депутатов за очередные международные гранты или получение тех или иных неконкурентных преимуществ.