Win-win solution для Украины. ДТЭК показал, как строить дороги, улучшая экологию
Улучшение состояния дорог и их активный ремонт в течение 2021 года заметили 82% опрошенных украинцев. Это следует из результатов сентябрьского опроса Социологической группы «Рейтинг».
В то же время строительство качественных дорог в Украине все еще остается на повестке дня. В стране более 160 тыс. км дорог общего пользования. Из них около 120 тыс. км – дороги местного значения, вопросы ремонта и строительства которых по-прежнему остаются актуальными.

В ноябре ДТЭК Энерго завершает строительство 900 м дороги в районе Бурштынской ТЭС в Ивано-Франковской области. Это уникальный проект для Украины – первая дорога, построенная с использованием золошлаков.

Зола — серая пыль, которая остается от сожженного каменного угля. Зола может сберегаться в сухом виде на специальных силосных складах или во влажном – на золоотвале.
В сфере дорожного строительства сухая зола используется как заменитель минерального порошка в асфальтобетоне, а влажная зола – как заменитель почвы или песка в нижних слоях дороги.
В то же время золошлаковые отходы могут применяться не только для строительства и ремонта дорог. Среди основных направлений использования выделяют:
- строительные материалы и проекты (цемент, кирпич, блоки, стеновой материал);
- ремонт и строительство дорог (наполнители для дорожного полотна);
- производство различных наполнителей;
- сельское хозяйство (в качестве стабилизатора почвы).
«ДТЭК Энерго — энергетический бизнес, который проходит период трансформации, становясь более экологичным, эффективным и технологичным. Мы всегда стремимся к инновационным решениям в нашей работе, и этот проект строительства дороги из золошлаков подтверждает наш подход как ответственного лидера».

Ильдар Салеев
Генеральний директор
ДТЭК Энерго

Безопасность, инновационность, экологичность
Строительство дорог с использованием золошлаков – win-win solution для Украины: использование золы в составе асфальтобетона снижает затраты, а кроме этого, такое решение положительно отразится на экологии и позволит снизить площади золоотвалов в стране.
Если говорить точнее, 200 метров дороги построены с использованием и влажной, и сухой золы, а 700 – с добавлением сухой золы в асфальтобетонный слой, рассказывают в компании (сухая зола заменяет минеральный порошок в асфальтобетоне, а влажная зола – песок в песчано-щебеночной смеси).
м
построены с использованием и влажной и сухой золы
м
с добавлением сухой золы в асфальтобетонный слой
К основным преимуществам «золошлаковых» дорог относят:
- повышение прочности и долговечности конструкций;
- устойчивость к разрушению;
- большую энергоэффективность (поскольку добыча песка и щебня является энергоемким процессом – прим. авт.);
- экологическую безопасность.

Эксперты проверили золошлаки Бурштынской ТЭС, чтобы понять, можно ли использовать их для строительства дорог, рассказал PG заведующий отделом битумных вяжущих и асфальтобетонов ГП «ГосдорНИИ» Иван Копинец.
По его словам, золу испытывали на соответствие минеральному порошку, который используется для изготовления асфальтобетонных и бетонно-минеральных смесей. После чего сравнивали асфальтобетон на основе золы и традиционный - на основе минерального порошка.
«Это доказало, что асфальтобетоны, изготовленные на основе золы уноса, не уступают по качествам традиционным асфальтобетонам» — подчеркнул он.
По словам Ильдара Салеева, ДТЭК изучил и применил лучший мировой опыт применения золошлаковых материалов, что развеяло предубеждения относительно использования золошлаковых материалов в дорожном строительстве.
«Такое применение отходов одних производств в качестве сырья для других и является основой циркулярной экономики, принципы которой мы видим как модель будущего – пока дальнего, но точно неизбежного», – подчеркивает Салеев.
Увеличение объемов использования золошлаковых материалов – одна из приоритетных целей ESG-стратегии группы ДТЭК, соответствующая целям Глобального договора ООН, пояснил также он.
Международный
опыт
Использование золошлака – не новшество для западного и в целом мирового рынка, который стремится к безотходному производству и развивает циркулярную экономику.
Перерабатывают золошлаковых отходов:
ЕС
Китай
Индия
США
Австралия
Новая Зеландия
Япония
Многие известные небоскребы мира были построены с использованием бетона с добавлением золошлаков: Бурдж Халифа в Дубае, The Shard в Лондоне, башня Пикассо в Мадриде. Киев в муниципальном строительстве тоже догоняет мировые столицы: с использованием золошлаков построили бизнес-центр Toronto и ТРЦ Ocean Plaza.
Первые «золошлаковые» дороги в Европе были построены более 60 лет назад. Сейчас на строительство и ремонт дорог и мостов направляется около 17% европейских золошлаковых отходов. К примеру, самый длинный в Европе датский мост «Большой Бельт» построен с использованием зол и шлаков.
«Украине нужно понять, что зола – ценный материал. В Чехии философия заключается в том, что это – продукты, а не отходы. Золошлаковые материалы в ремонте дорог, у нас в Чехии, используются больше 20 лет. Самый крупный проект строительства – трасса к Праге, в которой мы использовали 200 тысяч тонн золы», — рассказывает Франтишек Креста, представитель компании SG Geotechnica и преподаватель технического университета г. Острава (Чехия)
Использование золошлаков в строительстве автомобильных дорог и мостов также получило довольно широкое применение в США. По оценкам экспертов, совокупный экономический эффект от использования золошлаков для дорожно-строительной отрасли США оценивается в 5,2 млрд долларов ежегодно.
Синергия государства и бизнеса
Если покрытие нового участка дороги в районе Бурштынской ТЭС хорошо покажет себя в условиях украинской климатической зимы и весны (а, судя по европейскому опыту, все должно быть хорошо), можно смело распространять эту технологию на другие регионы страны.

Но нужно учесть, что золошлаковые отходы отличаются между собой, поэтому стоит провести дополнительные исследования перед использованием конкретных золоотвалов, отметил Иван Копинец.
«На других предприятиях зола может иметь другие свойства, поэтому стоит перепроверять возможность ее использования» — предупредил ученый.
Сегодня, по данным Европейской бизнес-ассоциации (ЕВА), на отвалах промышленных предприятий в Украине накопилось около 250 миллионов тонн золошлаковых материалов ТЭС. И этот показатель ежегодно растет на 6-7 млн тонн.
Достижение высокого уровня утилизации золошлаковых материалов в Украине невозможно без их активного использования в дорожном строительстве.
ДТЭК Энерго показал пример, как это можно делать, оплатив строительство «пилотной»/инновационной дороги самостоятельно, по своей инициативе.
Но для решения вопроса в масштабах страны необходима законодательная база, которая будет стимулировать дорожные компании использовать отходы от сжигания угля вместо природных материалов. Такие меры помогут бизнесу осознать потенциал золошлаков и увеличить объемы их применения в промышленности.