Facebook Pixel
IT
IT

Как создать свой бизнес-стартап в IT

Эксперты утверждают, что самая главная проблема стартапов — это нехватка денег на начальном этапе. Вторая сложность — найти адекватного инвестора или фонд для масштабирования. Третья — собрать команду, потому что хороших специалистов всегда не хватает. Кроме того, продукт стартапа должен приносить пользу и на него должен быть запрос. И это только верхушка «айсберга». The Page исследовало, как создать успешный стартап в ІТ.

Где найти идею и успешный продукт

Частая причина, от которой стартапы «умирают», — это отсутствие потребности в продукте или услуге. Ведь, прежде всего, стартап должен решать проблемы. Поэтому еще на этапе подготовки нужно протестировать идею на то, какие решения она предлагает.

Также понадобится детальное исследование конкурентов, целевых аудиторий и непосредственное общение с ними. По результатам этого комплексного исследования готовится pitch-deck для стартапа. Далее — вопрос по инвестициям, разработке продукта и его маркетингу.

Дарья Кушнир
Дарья Кушнир
Директор по стратегическим и операционным вопросам в Senseit.solutions

«Мы убеждены, что грамотно выполненное предварительное исследование — один из основных факторов успеха (success triggers) для стартапа в области ІТ. Эта сфера развивается наиболее динамично в мире именно благодаря постоянному творческому поиску инновационных идей и их капитализации для занятия определенной ниши на рынке.

Также стоит анализировать существующие ІТ-проблемы, требующие решения, какая особая эксклюзивная услуга или программа нужна на рынке. Чтобы идея была успешной, решающее значение имеют: определение, что такой услуги еще нет на мировом рынке, ранние стадии планирования, мозговой штурм и проверка эффективности идей. Следует использовать системы поиска с различными ключевыми словами, чтобы обнаружить, что подобный продукт или сервис существует и насколько эффективно он решает поставленные задачи».

The Page
Комментарий The Page

«Решающее значение имеют: определение, что такой услуги еще нет на мировом рынке, ранние стадии планирования, мозговой штурм и проверка эффективности идей».

Почему многие идеи не проходят

Согласно статистике, 90% стартапов неуспешны. Основные причины неудач:

  • отсутствие потребности на рынке (42%),
  • отсутствие финансирования (29%),
  • неудачный подбор команды (23%).

К тому же многие из стартаперов — это молодежь, которая не всегда может объективно оценить жизнеспособность идеи и потенциальную прибыльность бизнеса, не имеет опыта работы именно в стартапах с определенной спецификой.

Еще к провалу проекта могут привести неправильное распределение средств и ценообразования, игнорирование конкурентов, а также продукт без бизнес-модели (когда его невозможно масштабировать или развить). Добавьте сюда плохо проработанную маркетинговую стратегию, эмоциональное выгорание основателей стартапа или команды.

Часто результаты исследований могут не нравиться инвестору. Важно, чтобы он 100% принимал во внимание анализ рынка стартап-проекта для оценки объемов рынка, его роста, конкурентов, SWOT-анализ и тому подобное.

Дмитрий Софина
Дмитрий Софина
CEO R & D Center Winstars Tech и глава Винницкой IT-Ассоциации

«Проблема стартапа может быть в том, что:

- идея на самом деле не решает реальной проблемы;

- себестоимость продукта больше той цены, которую предлагают клиенты, — недостаточное количество клиентов на продукт;

- конфликты в команде, когда с самого начала она сформирована неестественным путем и у всех интересы разные;

- плохая реализация продукта.

Есть еще сотни причин, но эти основные. И когда проект закрылся из-за недостатка финансов — смотрите все остальные пункты, возможно, проблема — именно в них».

The Page
Комментарий The Page

«Как конфликты в команде, так и высокая себестоимость продукта, могут закончиться провалом проекта».

Какие нужны инвестиции

Понятно, что без финансовой поддержки очень сложно протестировать идею, разработать прототип, вывести продукт на рынок. Но возникает вопрос — умеют ли команды стартапов распоряжаться средствами? Сюда входит и формирование цены на продукт/услугу, и расходы на прототипы, и средства на маркетинг.

«Инвестиции нужны в любом случае, но профессиональных инвесторов привлечь непросто, а у нас в СНГ это практически нереально. В самом начале нужно разработать первую версию продукта за свои деньги или за заемные. А когда появится какая-то прибыль, тогда уже нужно искать инвестора. Ведь они, как правило, вкладываются только тогда, когда есть какие-то клиенты и проект нужно масштабировать. О цифрах сказать сложно. Если это частные инвесторы, то суммы будут около $50 тыс., если инвестиционные фонды, то от $100 тыс. и выше».

Дмитрий Нор

Дмитрий Нор

Директор компании SkySoft

Часть идей сегодня прогорает без адекватной «упаковки» продукта и отсутствующей медийной или маркетинговой поддержки. И стартапы по-разному закладывают расходы на коммуникацию и исследования аудитории: у кого это может быть все 30%, у кого — 10%. В то же время команды привлекают средства различными путями. Кто-то получает финансирование от инвестфондов, у кого были собственные сбережения, другие берут ссуду.

«Финансовые показатели стартапа — это достаточно условное понятие. В нашем кейсе есть случай, когда MVP (минимально жизнеспособный продукт) осуществляли за $30 тыс., а в другом случае — за $1,5 млн. MVP — это только часть продукта, который нужно тестировать. Инвестиции однозначно нужны на каждом этапе развития стартап-проекта, ведь из-за нехватки финансирования сроки реализации стартапа смещаются, и таким образом можно потерять желаемую долю рынка, и даже могут появиться конкуренты».

Дарья Кушнир

Дарья Кушнир

Директор по стратегическим и операционным вопросам в Senseit.solutions

«Идеальный стартап, когда к моменту создания рабочего прототипа никаких внешних инвестиций не привлечены. Кроме того, внутренние инвестиции (сбережения) должны направляться не в ежемесячное проедание, а исключительно на реализацию MVP версии первого рабочего продукта. Инвестиции внешние необходимы только, когда нужно продавать продукт и соответственно обеспечить его развитие. В таком плане можно четко просчитать, что для продаж нужен Х, в результате компания получит Y, соответственно на самоокупаемость выйдут через Т. Если же инвестиции привлекаются для инвестиций, то это стартап «по проеданию инвестиций».

Дмитрий Софина

Дмитрий Софина

CEO R & D Center Winstars Tech и глава Винницкой IT-Ассоциации

Какие прибыли может принести стартап

Сегодня существует стереотип, что стоит только запустить стартап, и доходы не заставят долго ждать. На самом деле стартапы — это долговременная игра. Технологические продукты требуют несколько этапов раундов финансирования. Часто период между сериями А, В и С занимает от 12 до 24 месяцев.

То есть чтобы стартапу выйти на полноценный заработок и не зависеть от инвесторов, требуется от 1 до 3-4 лет. Иногда этот процесс может затянуться еще дольше. А некоторые стартапы получают желаемое масштабирование, увеличивают количество работников или переезжают в новые офисы только через 7-10 лет. В то же время в сфере ІТ маржинальность в основном выше, чем в другом классическом бизнесе.

«Как правило, работающим и прибыльным оказывается один проект из десяти (из получивших инвестиции). О тех, что инвестиции не получили, говорить вообще нет смысла — их очень много. В большинстве случаев все стартапы — это просто подработка учредителей или отдельный продукт крупной компании. Реально успешных стартапов с прибылью, в которых работают несколько человек на полную ставку — единицы по всей Украине, и в других странах тоже.

Если же прибыль все-таки есть, то это около 10%. Ее можно получить через полтора года. Но на практике этот срок может растянуться очень сильно. Вообще доходы от стартапов редко зарабатывают прибыль. В основном заработок стартапов — это продажа долей инвесторам или фондам».

Дмитрий Нор

Дмитрий Нор

Директор компании SkySoft

Как построить эффективную схему работы

Стартапы всегда начинаются с небольшой команды, поэтому важны networking и рекомендации. Таким образом будет проще собрать команду людей, которым доверяешь.

В хорошей команде удачно сочетаются soft и hard skills. В зависимости от сферы деятельности должен быть технический директор, который разбирается в сухих цифрах, или же менеджер по продажам, который будет генерировать денежный поток, или отдельный человек, который будет коммуницировать с пользователями и собирать обратную связь. Также важны функции и полномочия, которые получают члены команды.

«Например, стартап Zirtual рухнул из-за отсутствия финансового директора в ТОП-менеджменте. В компании основательница Марен Кейт Донован за одну ночь уволила 400 сотрудников, разослав персоналу электронные письма. Только впоследствии оказалось, что руководство допустило ряд финансовых ошибок и просчетов».

Катрин Ваґа

Катрин Ваґа

Руководитель отдела по связям с общественностью правительственной программы Эстонии e-Residency

Схема работы в каждой компании и коллективе нарабатывается самостоятельно. Для некоторых стартапов подходит жесткое вертикальное управление (и это нормально), для некоторых, наоборот, важно, чтобы работники развивались горизонтально и принимали решение сообща.

В любом случае не должно быть хаоса: за важные направления должен кто-то отвечать. Основатель должен уметь делегировать часть своих функций, а топ-менеджеры — правильно разделять работу дальше. Обязательными элементами должны быть дашборд (информационная панель) и четкое планирование работы. Кстати, часто инвесторы даже просят показать дашборд и только после этого принимают решение о выделении средств.

Выводы

Стартап, как и любой другой новый бизнес — это всегда риск. Для того чтобы проект стал успешным, необходимо учитывать множество факторов. Однако далеко не все готовы к этому.

В частности, американские аналитики с CB Insights систематически опрашивают руководителей неудачных стартапов. Оказалось, что главной причиной провала было то, что их товар или услуга были никому не нужны. Ведь многие команды не занимались анализом своего рынка. И решали ту проблему, которой им было интересно заниматься.

grafik.png

Вместе с тем украинские разработчики запускают десятки перспективных стартапов. Однако настоящий успех на международном уровне приходит только к единицам.

«Как Gitlab решил запрос программистов хранить данные своей работы и стал одним из самых дорогих украинских стартапов (который оценивается в $2,7 млрд), так и Payoneer удовлетворил потребность в международных переводах. Сегодня мы видим, как Clubhouse получает пользователей и собирает инвестиции, потому что удовлетворил спрос, который нарастал уже несколько лет, на «живое» общение. Аналогично так же нашли своих клиентов такие стартапы, как Jobbatical (партнер по найму сотрудников по всему миру), Topia (платформа для поиска и привлечения работников со всего мира), MoveMyTalent (предоставляет полный цикл услуг по переезду). Они увидели рост количества так называемых «цифровых кочевников» и покрыли их потребность и запросы во время переезда и освоения в новой стране».

Катрин Ваґа

Катрин Ваґа

Руководитель отдела по связям с общественностью правительственной программы Эстонии e-Residency

Эксперты определили успешные украинские стартапы в сфере IT:

  1. Petcube.
  2. Preply.
  3. PRNEWS.io.
  4. Ajax System.
  5. Monobank.
  6. LetyShops.
  7. PatentBot.
  8. IntelSoft Technologies.
  9. Grammarly.
  10. GitLab.
  11. People.ai.
  12. Coursmos.
  13. Сlickky.
  14. Augmented Pixels.
  15. Branto.
  16. Settle.
  17. Kwambio.
  18. ИВlazr.
  19. Luciding.
  20. QROK.
  21. YouScan.
  22. Jooble.
Поблагодарить 🎉