Facebook Pixel

Бум на рынке криптоактивов представляет угрозу глобальной финансовой стабильности – МВФ

Благодаря экосистеме криптовалют появляются новые возможности и риски

Благодаря экосистеме криптовалют появляются новые возможности и риски

По мере распространения криптоактивов органам финансового регулирования следует активизировать свою деятельность. Такой вывод сделали эксперты МВФ в новом (октябрьском) Докладе по вопросам финансовой стабильности, который будет публично представлен 12 октября.

Благодаря экосистеме криптовалют появляются новые возможности:

  • быстрый и легкий способ проведения платежей;
  • инновационные финансовые услуги;
  • инклюзивный доступ к ранее не охваченным банковскими услугами частям мира.

Но МВФ больше интересуют не эти возможности, а связанные с криптоактивами риски. И это закономерно, так как главная задача МВФ состоит в обеспечении глобальной финансовой стабильности. Поэтому в новом докладе акцент сделан на рисках, обусловленных экосистемами криптовалют, и предложениях для их уменьшения.

Telegram Logo

Отметим, что в Украине в деле законодательного регулирования рынка криптовалют пока сделан только первый шаг, о чем мы расскажем ниже.

Чему угрожает экосистема криптовалют

По состоянию на сентябрь 2021 года совокупная рыночная стоимость всех криптоактивов превысила 2 трлн долларов, увеличившись в десять раз в сравнении с началом 2020 года. Бум наблюдается во всей экосистеме, которая включает биржи, кошельки, майнеров криптовалют и эмитентов стейблкоинов.

bezymyannyy-1.png

В МВФ считают, что у многих из этих игроков нет понимания основ операционной деятельности, корпоративного управления и оценки рисков. Это приводит, например, к серьезным сбоям в работе криптобирж, кражам средств клиентов в результате хакерских атак.

Пока такие события не оказывали серьезного воздействия на финансовую стабильность. Однако по мере распространения криптоактивов ситуация будет меняться.

Остаются существенными риски, связанные с защитой прав потребителей. Причина этого — в отсутствии необходимого раскрытия информации и в качестве надзора.

Так, на различных биржах сейчас зарегистрировано не менее 16 тысяч токенов, из которых действуют около 9 тыс., а остальные прекратили свое существование. Многие из них не участвуют в торговых операциях или их разработчики отказались от проекта, а некоторые, вероятно, были созданы только для спекуляций на рынке или мошенничества.

Из-за якобы автономии криптоактивов возникают пробелы в данных, необходимых регуляторам. Это создает возможности для отмывания денег и финансирования терроризма. Официальные органы могут отслеживать незаконные операции, однако они не всегда способны выявлять участников таких сделок. Помимо этого, в разных странах криптоактивы подпадают под разные нормы регулирования, что осложняет процесс координации. Большинство операций на биржах криптовалют осуществляется субъектами, действующими через офшорные финансовые центры. Это делает задачу надзора невыполнимой без международного взаимодействия.

Стейблкоины, стоимость которых, как правило, привязана к доллару США, также стремительно развиваются. За 2021 год их предложение выросло в четыре раза, достигнув 120 млрд долларов. Между тем термин «стейблкоин» включает в себя весьма разнообразную группу криптоактивов и может вводить в заблуждение. Учитывая структуру их запасов, некоторые стейблкоины могут подвергнуться массовому изъятию, что приведет к эффекту домино в финансовой системе.

bezymyannyy-2.png

Впереди – серьезные трудности

Страны с формирующимися рынками (включая Украину) и развивающиеся страны находятся в авангарде процесса внедрения криптоактивов. В 2021 году жители таких стран резко увеличили объем проводимых торговых операций на криптобиржах.

В перспективе распространение таких активов может создать серьезные угрозы за счет усиления фактора «криптоизации» в экономике, когда население начнет использовать криптоактивы вместо национальной валюты. Это может привести к сокращению возможностей центральных банков по эффективному проведению денежно-кредитной политики.

Национальная структура клиентов ведущих криптобирж

bezymyannyy.png

Кроме того, могут возникнуть риски, угрожающие финансовой стабильности. Например, это риски, которые представляют угрозу фондированию и платежеспособности. Кроме того, могут усиливаться риски, угрожающие защите прав потребителей и финансовой добросовестности.

Могут усилиться риски, представляющие угрозу бюджетной политике, учитывая возможное использование криптоактивов для уклонения от уплаты налогов. Кроме того, может снизиться эмиссионный доход. Рост спроса на криптоактивы может способствовать оттоку капитала, что скажется на валютном рынке.

Миграция майнинга криптовалют из Китая в другие страны с формирующимися рынками и развивающиеся страны может серьезно повлиять на внутреннее энергопотребление, особенно в странах, полагающихся на углеводородные виды энергии, а также в странах, субсидирующих затраты на производство энергии.

Рекомендации: что делать

В качестве первого шага органам регулирования и надзора следует научиться следить за развивающейся ситуацией в экосистеме криптоактивов и возникающими в связи с этим рисками. В первую очередь для этого нужно устранить пробелы при сборе данных.

Глобальный характер криптовалют означает, что следует усиливать трансграничную координацию мер в целях минимизации рисков регулятивного арбитража и обеспечения эффективного надзора и правоприменения.

Национальным органам регулирования следует прежде всего внедрять существующие глобальные стандарты.

По мере усиления роли стейблкоинов нормы регулирования должны выйти на уровень, соизмеримый с рисками, которые они порождают, и с экономическими функциями, которые они выполняют. Например, следует увязать новые правила с теми, которыми пользуются субъекты, предлагающие аналогичные продукты (банковские депозиты или фонды денежного рынка).

В некоторых странах криптоизация может быть следствием низкого доверия к центральному банку, уязвимости банковских систем, недостатков в работе платежных систем и плохого доступа к финансовым услугам. Цифровая валюта центрального банка может помочь ослабить давление со стороны криптоизации, если она сможет удовлетворить потребности в более совершенных платежных технологиях.

Что происходит в Украине

8 сентября 2021 года Верховная Рада во втором чтении приняла законопроект № 3637 «О виртуальных активах». 21 сентября он был направлен на подпись президенту.

Если закон вступит в силу, то :

  • криптовалюты получат юридический статус;
  • участники рынка получат право на судебный и другие варианты защиты прав на виртуальные активы;
  • в Украине смогут легально работать международные биржи, на которых происходят торги виртуальными активами. Однако для этого они (как и другие поставщики услуг, связанных с оборотом криптовалют) должны будут пройти госрегистрацию в Украине и подавать отчеты о своей деятельности;

  • регулятором рынка виртуальных активов будет Минцифры, в отдельных случаях полномочия также будут у НБУ и Национальной комиссии по фондовому рынку и ценным бумагам;
  • появится Национальная служба регулирования обращения виртуальных активов, которая будет выдавать криптокомпаниям разрешение на работу в Украине;
  • финмониторинг рынка виртуальных активов будет происходить в соответствии с рекомендациями FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).

Ранее НАПК опубликовало инструкцию с правилами декларирования, в которой виртуальным активам посвящена отдельная глава «Особенности отражения сведений о нематериальных активах».

Комментарии

Все новости