Facebook Pixel

Стартап, предпринимательство и бизнес: что это такое и в чем разница

Вера Романова
практикующий психолог, кандидат психологических наук, преподаватель факультета психологии КНУ им. Т.Г.Шевченко и куратор курса в Стэнфорде, основатель и CEO компании Your Personal Growth Hacker

Мы часто используем слова «стартап», «бизнес» и «предпринимательство», но всегда ли понимаем, что это такое на самом деле? А в чем их отличия и особенности?

Что такое стартап

У меня на понимание, что такое стартап и чем он отличается от предпринимательства, ушло пару лет.

Так вот, стартап — это временный способ организации деятельности, созданный для поиска повторяемой и масштабируемой бизнес-идеи. Задача стартапа — разработать ту самую идею и бизнес-модель, которая могла бы повториться в нескольких других вариантах или продуктах либо масштабироваться до модели полноценного бизнеса.

У тех, кто хочет зарабатывать деньги, не работая внутри компании, есть три состояния деятельности:

· стартап,

· предпринимательство,

· бизнес.

Предпринимательство — это малый бизнес. Это обычно некое количество вовлеченных в процесс людей (часто один), небольшие обороты и небольшая прибыль.

Чем отличается стартап от предпринимательства

Задача предпринимателя — как можно раньше выйти на самоокупаемость и начать стабильно получать ежемесячный доход, который желательно еще бы и увеличивался. Продажа бизнеса рассматривается достаточно редко, сам предпринимательский бизнес легко повторить. Например, ставится киоск с шаурмой и потом это повторяется достаточно большое количество раз. Модель прибыли здесь понятна: продал больше шаурмы — больше заработал.

Задача стартапов — взрывной рост бизнеса и выход на IPO. Третьего не дано. Ни о какой ежемесячной прибыли речь не идет. Если ваш стартап зарабатывает больше и вышел на IPO, то это уже бизнес; поэтому нужно запомнить, что стартап всегда (как правило) убыточный.

Зачем стартапу инвестиции

У стартаперов часто спрашивают: «А зачем вам нужны инвестиции? Вы же можете просто взять кредит в банке или продать свою однокомнатную хрущевку на Борщаговке».

Чаще всего ответы делятся на два типа:

1. Мы ищем не деньги, а экспертные знания и связи, а в банке этого не дадут.

2. Если ты голодный и босой, ты не можешь нормально думать о развитии.

Проще говоря, ты должен быть минимально накормлен и иметь крышу над головой, и тогда ты сможешь полноценно работать над стартапом.

Но вообще такая постановка вопросов — неправильная. Потому что банки так просто не дадут денег: вкладываться в сомнительные, высокорисковые инициативы они не захотят. На то они и банки, что умеют просчитывать риски и прогнозировать прибыль.

Инвесторы обычно вкладываются в десятки проектов в надежде, что один из них выстрелит и это окупит все расходы. Для инвестора стратегия понятна. Такая позиция не лучше и не хуже позиции банка, она просто другая. Но инвестор не обещает, что выстрелит именно ваш проект, и даже инвестиция десятков и сотен тысяч долларов не гарантирует инвестору никакой прибыли.

Почему стартапы выстреливают

Еще один важный момент — ваша идея, питч или навыки коррелируют с успехом стартапа так же, как и количество телеграфных столбов, которые влияют на глобальное потепление. То есть никак. Они, конечно, могут повысить шансы на успех с 0,001 до 0,01%, но гораздо более важные факторы — предпринимательская, стартаперская экосистема: наличие кадров, опыта, экспертных знаний, большого количества ангельских денег (это инвестиции бизнес-ангелов в стартапы на ранних стадиях их жизненного цикла), которые не жалко потратить.

Последнее время инвесторы и спецы из Долины начинают признавать, что 20% успеха — это идея, реализация и команда, а 80% — удача и сложившиеся благоприятные условия. Например, на одной из встреч со стартаперами я рассказывала одну историю.

Все знают стартап с известным названием, который начинал свою деятельность в гараже. Но всегда забывают припомнить, что гараж принадлежал мэру города. Многие такие же стартапы просто не выживают. Или же делают это благодаря личным средствам основателя (например, Viber — это несколько десятков миллионов собственника), другие выживают за счет многомиллионных инвестиций, полученных в 99% случаев совсем не на конференциях и не после удачного питча инвестору в лифте. Большинство красивых историй о том, как некоторые люди вдруг просыпаются миллионерами, — просто красивые истории.

Выходит, что все плохо и заниматься стартапами не нужно? Нет. Мой посыл в том, что нужно четко разобраться, как и зачем вы хотите создать стартап, а также избавиться от красивых иллюзий и только потом начинать что-то делать. Перед этим желательно пару лет поработать в аутсорсинговых компаниях и корпорациях, а еще — много общаться с другими стартаперами и предпринимателями.

В чем разница между бизнесом и предпринимательством

Я часто повторяю одну фразу: «Если ты имеешь бизнес, то ты бизнесмен. Если бизнес — тебя, то ты предприниматель».

Развивая эту мысль, приходим к выводу, что предприниматель всегда создает и покупает бизнес, чтобы получить еще большую прибыль при наименьших затратах. Свой успех или неудачу он рассматривает с точки зрения чистой прибыли.

Бизнесмен стремится больше заработать, минимизируя затраты. Но он видит шанс представить потребителю что-то совершенно уникальное, создавая новые, свободные ниши на рынке предпринимательской деятельности. Об успехе своего бизнеса он судит исходя из его стоимости и рентабельности.

Предприниматели в своей массе придерживаются принципа: «Хочешь сделать хорошо — сделай это сам или как минимум принимай в этом активное участие». В результате хронически истощается ресурс личного времени. Даже делегируя полномочия или их часть, они обязаны позаботиться о контроле. В то же время, контролируя сотрудников, они начисто лишают их инициативности и творческого подхода. А где этого нет — нет и высокого дохода и новых идей.

Бизнесмены в разумной степени доверяют своим подчиненным, стараются делегировать обязанности таким образом, чтобы нанимать сотрудников, которые лучше их разбираются в вопросах бизнеса. Параллельно они создают систему управления таким образом, чтобы ничего не обрушилось даже в случае массового оттока специалистов и топ-менеджеров. Иными словами, бизнесмены освобождают свободное время благодаря талантам, способностям, идеям и деньгам других людей. Бизнес мыслит всегда на перспективу — масштабно, стратегически и обязательно используя системный подход. А предпринимательство более ориентировано на краткосрочную выгоду.

Каждому из нас хотелось бы жить в условиях экономического развития, а не хаоса и неопределенности. Сделать это можно одним способом — изменением собственной парадигмы мышления.

Важно осознавать, что системное мышление — это то, как мы думаем, как понимаем и действуем. Это не систематизированные знания, а наш особый способ мышления в принятии решений, развитии идей, предвидении будущего и успешности своего проекта.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора