Facebook Pixel

Как защитить бизнес от внешних угроз в 2022-м. Стратегия №2: релокация

Виктор Панчак
вице-президент SK Security

Вопрос защиты бизнеса от критических рисков в текущем году, к сожалению, не только не теряет актуальности, но и становится все более острым. Поэтому мы продолжаем цикл материалов о защите бизнеса при усилении внешних угроз.

В прошлый раз речь шла о стратегии гибернации – она предусматривает временную приостановку большинства или всех бизнес-операций и предполагает ряд мер по повышению безопасности компании. Но если влияние негативных внешних факторов является длительным, а функционирование бизнеса на отдельно взятой территории оказывается под угрозой, должна быть выбрана другая стратегия. Речь идет о введении состояния временной релокации предприятия, его руководства и сотрудников. Разберем ключевые составляющие этой стратегии защиты.

Что такое релокация

Релокация (от англ. relocation – перемещение, передислокация) – стратегия защиты бизнеса от внешних угроз, при которой активируются процессы перемещения его представительств и/или отдельных видов деятельности из опасного района в более безопасное место. Кроме офисов, могут быть перемещены производственные, логистические, торговые мощности предприятия и т. д. Как правило, релокация производится на временной основе и внутри одной страны.

По продолжительности различают два основных типа релокации:

  • тактическая релокация, или краткосрочное перемещение сроком до 30 дней;
  • стратегическая релокация, или более долгосрочное перемещение на период от 30 дней.

Состояние релокации знакомо многим украинским компаниям, в частности, с Юга и Востока Украины — именно эту стратегию они применили из-за военной агрессии на Донбассе и оккупации Крыма в 2014 — 2015 годах. К сожалению, не все бизнесы были готовы к таким вызовам, многие так и не смогли возобновить полноценную деятельность. Одной из причин стало то, что руководители и собственники предприятий рассчитывали на краткосрочную релокацию, но ситуация не меняется уже годами.

Когда следует думать о релокации

Практика мировой корпоративной безопасности свидетельствует о том, что большое количество транснациональных корпораций придерживаются принципов free-to-go policy, или так называемой политики свободного перемещения. В соответствии с ней работники имеют преимущественное право самостоятельно принимать решения о личной релокации, если их индивидуальное чувство риска является доминирующим.

Этот подход применим в любом бизнесе, сфере или индустрии. Но для его использования есть определенные условия. В частности, все сотрудники компании должны быть надлежащим образом информированы о ее общей политике в тех случаях, когда активируется состояние релокации. То есть политика релокации должна быть структурирована, документирована и доведена до коллектива.

Что должна содержать политика релокации

В документе, описывающем политику релокации бизнеса, должны быть определены по крайней мере два ключевых блока:

  • бизнес-операции и подразделения компании, подлежащие перемещению в случае угрозы;
  • список критически важных для бизнеса стейкхолдеров, которые должны быть перемещены во время релокации компании.

Исходя из этого составляются конкретные перечни имущества и ценностей, которые должны быть перемещены во время релокации с тем, чтобы обеспечить бесперебойную и эффективную работу компании. Их лучше определить заранее, во время аудита безопасности компании, и формализовать посредством отдельных приложений к процедурам управления чрезвычайными ситуациями.

Что касается персонала, подлежащего рекомендованной релокации или эвакуации, то универсального подхода к определению таких сотрудников не существует. Да и сама процедура определения будет варьироваться в зависимости от организации и содержания бизнес-деятельности. Также она может меняться из-за дополнительных факторов, таких как роль работника в компании, его профессиональный опыт, форма трудового контракта, содержание кадровых процедур и т. д.

Как провести релокацию с наименьшими потерями

Для внедрения эффективного режима релокации следует позаботиться по крайней мере об ответах на три главных вопроса.

1. Куда перемещать бизнес? Заранее определите конкретные места, куда производится временное перемещение, если локация организации или конкретный регион станут критически опасными для дальнейшего функционирования бизнеса. Такими потенциальными местами могут стать:

  • существующие отделения и представительства компании в других регионах страны, удаленные от зоны опасности (разумеется, при их наличии);
  • локации партнерских компаний или их представительств, расположенные в более безопасных районах государства;
  • другие места и объекты, соответствующие требованиям защиты. Если такие трудно определить самостоятельно, то можно установить их в ходе предварительного аудита безопасности бизнеса.

2. Как добраться до точки назначения? Заблаговременно разработайте план перемещения и произведите расчеты для осуществления как тактической, так и стратегической релокации. Необходимо заранее определить маршруты и средства перемещения, выбрать вид транспорта или конкретного перевозчика. Также целесообразно иметь несколько вариантов перемещения.

3. Как поддерживать связь? Убедитесь, что средства коммуникации, интернет и каналы связи на новом месте оборудованы должным образом и функционируют с соблюдением требований безопасности и технической защиты.

А еще обязательно поддерживайте ежедневную связь с сотрудниками, не попавшими в список лиц для релокации, чтобы люди не чувствовали себя брошенными. Не исключено, что со временем они захотят присоединиться к релоцированному бизнесу собственными силами. В таком случае им может потребоваться информационная и консультативная поддержка, которую обычно не так сложно предоставить.

О чем еще следует помнить

Для состояния релокации – по крайней мере на первых порах – также актуальны советы, о которых уже шла речь в прошлый раз в описании стратегии гибернации.

Крайне важно и обновление плана действий компании на случай возможного ухудшения ситуации уже на новом месте временного функционирования бизнеса. Собственно, при таких обстоятельствах будет рекомендовано внедрять следующую стратегию – полноценную эвакуацию компании. В следующей записи блога разберем именно этот вариант, но надеемся, что в ближайшее время он все же не станет актуальным как для отечественного, так и для иностранного бизнеса в Украине.

Спасибо за помощь в написании текста Сергею Грабскому,

руководителю службы безопасности представительства Всемирного банка в Украине,

сопредседателю консультативного совета по безопасности OSAC Ukraine

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора