Facebook Pixel
Русский военный корабль, иди нах*й.
Пожертвовать на армию
×

Шел второй год Green Deal. К чему готовиться украинскому бизнесу

Александр Баськов
менеджер, устойчивое развитие и ESG, KPMG в Украине
Фото: google.com

Фото: google.com

В мире, и в частности в Европейском Союзе, происходят фундаментальные структурные изменения в подходах к ведению бизнеса, в регуляторной политике. И что важно на этот раз — это изменения, которые уже имеют и будут иметь еще большее влияние на бизнес. В декабре 2019 года Европейская комиссия приняла Green Deal, или «Европейский зеленый курс», — программу действий, в основе которой лежит стремление Европы стать первым в мире климатически нейтральным континентом к 2050 году. Украина отреагировала на новый курс Европы мгновенно, а вопрос зеленого курса был среди важнейших в политической повестке дня Украины на протяжении 2020 года. О его преимуществах, возможностях, угрозах и рисках говорят государственные органы, общественность, эксперты, бизнес. Бизнес больше всего беспокоят именно угрозы — для торговли, экспорта, особенно в контексте намерения Европейского союза ввести карбоновую корректировку импорта.

Украинский бизнес разделился на тех, кто пытается удержать бизнес и сосредотачивается исключительно на операционных вопросах, и тех, кто активно глобализируется, становясь частью международной цепи поставок. В основном именно последних касаются изменения политики Green Deal.

Новым этапом зеленой политики стал пакет законодательных инициатив Fit for 55, принятый 14 июля 2021 года. Это набор предложений по внесению изменений в действующие правила и введению новых для достижения сокращения выбросов на 55%. Пакет законодательных инициатив ЕС Fit for 55 значительно опредмечивает и приближает цели «Европейского зеленого курса» и содержит амбициозные климатические цели, такие как: сокращение выбросов парниковых газов (ПГ) как минимум на 55% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года; увеличение доли возобновляемой энергии до более 32%; повышение энергоэффективности не менее чем на 32,5%.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Помимо значительного влияния и повышения ответственности таких секторов, как финансы, энергетика, транспорт, перевозка, сельское хозяйство и корпоративное управление, есть цель привлечь новые сферы: лесное хозяйство и сферу биоразнообразия.

Пакет законодательных инициатив Fit for 55 будет влиять не только на страны ЕС, но и на всех соседей, особенно на Украину. Каких изменений ожидать украинским компаниям, к каким возможностям и рискам готовиться, какие действия предпринимать уже сегодня?

Подписывайтесь на нас в Google News!

Уже проходит пересмотр положений Системы торговли выбросами (СТВ) Европейского союза, в том числе в сфере морского и воздушного транспорта и схеме компенсации и сокращения выбросов углерода в международной авиации (CORSIA). В ближайшие годы будет введена торговля выбросами в новых секторах, таких как автомобильный транспорт и обогрев зданий. Эти положения касаются украинского морского и воздушного транспорта. Украина среди стран, которые первыми внедряют механизмы CORSIA. Наши авиакомпании уже должны были сосчитать выбросы воздушного флота за 2021 год и в ближайшие годы будут вовлечены в механизмы компенсации и офсетинга выбросов углекислого газа. Что касается автомобильного транспорта, то эта инициатива еще более прорывная и коренная.

Основополагающие принципы Положения о сокращении выбросов CO2 транспортными средствами говорят о том, что в ближайшее десятилетие в Европе закончится эра двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и использование нефтепродуктов в транспорте. Скорее всего, в Украине сначала накопятся автомобили с ДВС, как это происходило с дизельными автомобилями. Позже ожидается, что количество автомобилей с ДВС в Украине будет уменьшаться, поскольку Украина обязалась приблизиться к европейскому законодательству, а автомобильные производители заявили об отказе от ДВС до 2050 года. Соответственно, это повлияет на логистику, АЗС, СТО и многие другие смежные сферы.

Как показывают предыдущие исследования, Механизм трансграничного регулирования выбросов углерода СВАМ повлияет в основном на производителей электроэнергии и металла, к тому же это влияние будет ограниченное и выборочное. Скорее всего, в краткосрочной перспективе большинству направлений украинского бизнеса не о чем волноваться. Однако через цепь поставщиков и клиентов, товаров и услуг СВАМ все же будет влиять и на украинский бизнес. Уже сейчас нужно думать об управлении выбросами и уменьшении выбросов своих и контрагентов.

Другие документы Пакета законодательных инициатив ЕС Fit for 55 существенно повлияют на бизнес стран ЕС, но для украинского бизнеса будут малоощутимы или будут иметь неравносильное выборочное влияние, например на объемы лесной биомассы в энергетическом секторе, возобновляемые источники энергии и т.д.

Зеленая волна с Запада уже информационно накрыла Украину: бизнес начал осознавать, как она повлияет в среднесрочной перспективе на его деятельность. Изменения будут происходить независимо от того, экспортоориентированный это бизнес или он работает только на рынке Украины. Уже сейчас следует позаботиться об оценке перспектив, возможностей и рисков этих процессов. И в первую очередь бизнесу следует научиться измерять свои прямые и косвенные выбросы парниковых газов и управлять ими.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости