Facebook Pixel
Русский военный корабль, иди нах*й.
Пожертвовать на армию
×

Как защитить бизнес от внешних угроз в 2022 году. Стратегия №1: гибернация

Виктор Панчак
вице-президент SK Security
Фото: Free-Photos / Pixabay

Фото: Free-Photos / Pixabay

Стратегия первая: гибернация

Усиление отдельных ограничений, связанных с пандемией, эскалация военных угроз и природные катаклизмы – это краткий перечень топ-рисков для ведения бизнеса, которыми завершился 2021 год и с которых начался текущий год в регионе ЕМЕА (Европы, Средней и Восточной Азии). События последних месяцев, от наводнений в Западной Европе до вооруженных столкновений в Казахстане, в очередной раз убеждают: каждому из нас нужна стратегия защиты от внезапных внешних вызовов.

В первую очередь такая стратегия нужна бизнесу любого масштаба – от частных предпринимателей до крупных корпораций. Ведь, по разным оценкам, в современном мире именно бизнес очень часто выступает движущей силой в преодолении негативных последствий внешних угроз. И дело здесь не только в стремлении предпринимателей сберечь материальные активы.

Современные работодатели берут на себя ответственность за жизнь и здоровье тысяч людей – своих работников, их семей, представителей местных общин в местах своего присутствия. Социально ответственные компании пытаются минимизировать ущерб от чрезвычайных ситуаций, который наносится окружающей среде, критической инфраструктуре и как можно скорее возобновить работу и возвращение к повседневной жизни. Но чтобы выполнить все эти задачи, бизнесу крайне важно иметь стратегию собственной защиты – по широко известному принципу: «сначала наденьте спасательный жилет на себя, а затем на ребенка».

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Существуют ли классические стратегии защиты бизнеса от внешних угроз, которые могут пригодиться уже в ближайшее время?

Да, эти стратегические подходы давно разработаны и известны специалистам по безопасности. Прежде всего, они базируются на международных практиках и алгоритмах, используемых глобальным сообществом безопасности – ASIS International и OSAC – для обеспечения непрерывности ведения бизнеса (Business continuity plan, BCP) и действий в условиях чрезвычайных ситуаций (Special situation management plan, SSMP).

Первый из таких подходов, широко апробированный как раз во время пандемии COVID-19 и с которого следует начать знакомство со стратегиями защиты бизнеса, – режим «гибернация».

Подписывайтесь на нас в Google News!

Что такое гибернация

Сам термин происходит от английского "hibernation" – спячка, оцепенение. Перевод бизнеса в состояние гибернации целесообразно, когда уровень внешней угрозы требует временной приостановки большинства или всех операций. Обычно это — влияние негативных факторов, которые являются мощными, но временными.

Примеры ситуаций, требующих такого режима, довольно распространены в последние два года: это природные и техногенные чрезвычайные ситуации, рейдерские нападения, вооруженные мятежи, жесткие карантинные ограничения. Стратегия гибернации помогает одновременно решить две главные задачи: защитить бизнес от угрозы как таковой и обеспечить максимально безболезненный возврат к привычному режиму работы после того, как негативное влияние будет нивелировано.

Как меняется работа компании во время гибернации

По крайней мере, реализуются два ключевых изменения:

1. Большинство сотрудников или весь коллектив остаются дома. Это и приводит к временной приостановке операционной деятельности – спячке как таковой. На предприятии может оставаться ограниченная группа работников для поддержки критических процессов, операционного управления, защиты активов и т.д.

2. Изменяется роль руководителя службы безопасности. Обычно он должен мониторить потенциальные риски и пытаться минимизировать их влияние на компанию. А вот во время режима гибернации его главной задачей является помощь владельцам бизнеса в принятии взвешенных решений по оперативному управлению рисками. Чем больше потенциальное влияние рисков на текущее состояние компании и ее будущее, тем важнее становится именно такая работа.

Как подготовить бизнес к возможной гибернации

1. Сформировать команду поддержки критической инфраструктуры

Это менеджеры и специалисты на ключевых позициях для бизнеса, которые могут обеспечить его жизнеспособность в режиме гибернации, а также дальнейший выход из такого состояния. В частности, эти сотрудники выполняют управленческие функции, решают задачи поддержки инфраструктуры и управления системой безопасности.

Определить перечень таких работников необходимо заранее, до кризисных ситуаций. В частности, можно сформировать актуальный «мобилизационный список», где указываются сотрудники, прошедшие тренинги по реагированию в случае чрезвычайных ситуаций, в том числе – по оказанию первой доврачебной медицинской помощи. В обычном режиме работы следует регулярно проводить подобное обучение. Как свидетельствуют многочисленные примеры даже из практики украинских компаний, — такие усилия и расходы полностью оправдывают и окупают себя.

2. Организовать антикризисную коммуникацию

Во время обычного режима работы следует подготовить документ, содержащий описание кризисной коммуникации сотрудников компании в сложных ситуациях. Аналогичные планы и алгоритмы действий должны быть разработаны для коммуникации с ключевыми поставщиками, клиентами и партнерами. Эти документы должны быть готовы к экстренной электронной рассылке в любой момент.

При подготовке антикризисного плана коммуникаций необходимо определить:

· менеджеров компании, которые будут играть роль антикризисного центра и контактировать с другими членами коллектива в экстренных условиях;

· алгоритм базовых действий сотрудников в режиме гибернации;

· список лиц, с которыми нужно регулярно коммуницировать.

Следует также помнить, что антикризисный центр компании должен обеспечивать ежедневную коммуникацию как с ключевыми внутренними стейкхолдерами, так и с коллегами по рынку. Это позволит своевременно реагировать на любые изменения ситуации.

Не менее важны вопросы, которые нужно решить:

· каналы, посредством которых будет поддерживаться связь;

· график выхода работников на контакт;

· установка оборудования для экстренной связи по месту нахождения временного антикризисного центра.

В качестве оборудования как минимум могут быть активированы sim-карты различных телеком-операторов и телефон спутниковой связи.

3. Создать резервные системы

В помещениях, где будут работать команды поддержки, должны быть обустроены укрытия – так называемые safe haven. Их цель – сохранение жизни людей в случае действий, связанных с военным конфликтом, террористической угрозой, техногенным или природным бедствием. В случае отключения централизованных систем энергоснабжения следует обеспечить возможность подключения резервных систем питания (генераторов) и соответствующие запасы топлива.

Если в помещении в течение определенного времени находится команда поддержки критической инфраструктуры или команда безопасности, для них должны быть подготовлены запасы продовольствия, воды и предметов первой необходимости. Такие запасы должны быть компактными и пригодными к употреблению и использованию – в частности, они не должны быть скоропортящимися или замороженными. Их следует хранить в наиболее защищенных местах, в частности, от пожаров и, одновременно, от вероятной кражи.

В вопросах резервного обеспечения не менее важны финансовые и информационные резервы. В частности, на предварительном этапе следует продумать кризисную коммуникацию с банками, в том числе – разработать план по возможным выплатам заработной платы наличными и создать наличный резерв средств. Критическая информация также должна содержаться в резервных копиях. При этом внутренняя политика компании должна содержать как определенные процедуры работы с критической информацией, так и правила активации этих процедур.

А что дальше?

Главная особенность режима гибернации – его временность. Рано или поздно он должен завершиться, и здесь есть два пути. Первый – восстановление обычного режима работы, второй – внедрение стратегии безопасности, рассчитанной на более длительный период. Для каждого предприятия важно определить «триггеры», при которых уровень угрозы определяется как более сложный и длительный и должна активироваться следующая стратегия – например, релокации бизнеса. Такой переход оправдан, когда речь заходит, например, об эскалации вооруженного конфликта, военных действиях, неотвратимых чрезвычайных ситуациях, перманентной террористической деятельности. Стратегию релокации рассмотрим в ближайших публикациях.

Спасибо за помощь в написании текста Сергею Грабскому,

руководителю службы безопасности представительства Всемирного банка в Украине,

сопредседателю консультативного совета по безопасности OSAC Ukraine

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости