Facebook Pixel

Цифровизация админуслуг: как государство в смартфоне помогает бизнесу

Ирина Марчук
адвокат, соучредитель theDoc

Первоочередной задачей программы «Государство в смартфоне» является цифровизация административных услуг, предоставляемых гражданам и бизнесу. Следует пояснить, что цифровизация — это переход деятельности из реального мира в виртуальный (онлайн). Например, если раньше водитель был обязан иметь при себе водительское удостоверение, то теперь оно может находиться в мобильном приложении. Таким образом, осуществляется переход бумажного удостоверения водителя в электронный документ.

Нечто похожее происходит с административными услугами. Раньше, чтобы получить их, нужно было постоять в очередях. А попав в кабинет чиновника, заказчик зависел от субъективного решения первого. Больше всего от такой ситуации страдал бизнес. Однако с введением в законодательство понятия «электронная административная услуга» и регламентации механизма ее предоставления, ситуация начала меняться. Поэтому предлагаем детально разобраться, какие же услуги сейчас может получить бизнес онлайн.

1. Регистрация бизнеса

Путем внесения изменений в приказ Минюста № 359/5 от 09.02.2016, с апреля 2020 года стала возможной подача документов для государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в электронной форме. Будущие владельцы бизнеса мгновенно отреагировали на такую возможность, поскольку в прошлом году около 50% частных предпринимателей открыли свой бизнес онлайн.

Получить этот сервис можно на портале государственных услуг «Дія». Предполагается, что открыть собственное дело можно за 10 минут, то есть, столько времени нужно для подачи документов. Однако сама регистрация физического лица — предпринимателя занимает два рабочих дня.

Чтобы воспользоваться услугой, предварительно нужно получить электронную подпись, затем зарегистрироваться в кабинете гражданина на diia.gov.ua, заполнить онлайн-форму, добавить необходимые документы и оплатить сбор. Это все требования от будущего предпринимателя.

Большинство услуг, предоставляемых в электронном виде, рассчитаны на физических лиц — предпринимателей, которые могут зарегистрировать, внести изменения и прекратить свою деятельность онлайн. Юридическим лицам не так повезло. Сейчас они могут воспользоваться только двумя услугами: регистрация общества с ограниченной ответственностью на основании модельного устава и регистрация общественной организации со статусом юридического лица. Последнюю услугу можно получить на сайте «Онлайн-дом юстиции».

2. Общение с налоговыми органами

Новый этап взаимоотношений между налогоплательщиком и контролирующим органом начался с внедрением электронного сервиса «Электронный кабинет налогоплательщиков». Он позволил работать с органами налоговой службы в режиме реального времени с использованием электронно-цифровой подписи.

В результате такого взаимодействия налогоплательщик может:

  • решить все вопросы, касающиеся налоговой отчетности;
  • получить информацию о состоянии расчетов с бюджетом;
  • уплатить налоги;
  • осуществить официальную переписку с налоговыми органами и регистрацию регистраторов расчетных операций.

Над усовершенствованием электронного кабинета налогоплательщика контролирующий орган работает не один год. Но процесс цифровизации административных услуг продвигается, мягко говоря, очень медленно. Из имеющихся более 40 административных услуг, онлайн можно получить меньше чем 5. Не случайно Минцифра на апрель 2021 года запланировала перевести на портал государственных услуг «Дія» услуги кабинета налогоплательщика. Поэтому ждем изменений.

3. Разрешительные документы и лицензирование бизнеса

Сейчас предприниматели могут получить разрешения и лицензии на Едином государственном портале административных услуг, а также ознакомиться с упорядоченной информацией о них. Электронные услуги для бизнеса предоставляются преимущественно в следующих областях: природные ресурсы, экология, внешнеэкономическая деятельность и транспорт.

Как видно из Единого веб-портала органов исполнительной власти Украины, физические и юридические лица имеют возможность получить более 100 электронных услуг. При этом большое количество административных продолжает предоставляться по классической схеме — офлайн.

4. Выписка или выписка из реестров

Минюстом был запущен онлайн-сервис получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований. С его помощью информацию о бенефициарных владельцах, расположении и видах деятельности, сведения о внесении регистрационных изменений и т.д. можно получить в виде выписки или выписки.

5. Проверки бизнеса

Больной вопрос для бизнеса — проверки. Решить его пытаются через запуск Инспекционного портала, на котором контролирующие органы публикуют планы, основания для визитов к бизнесу и их результаты, нарушения и тому подобное. По налоговым органам ситуация неизменна. Они не представляют отчеты о проведенных проверках, мотивируя это тем, что документы содержат много непубличной информации. Соответственно, на портале предприниматели могут ознакомиться лишь с планом налоговых проверок. Личный кабинет предпринимателя находится на стадии разработки. Поэтому сейчас портал ориентирован больше на государственные органы.


Итак, для цифровизации административных услуг сделаны лишь первые шаги, которые уже позволяют минимизировать коррупционные риски и экономить время предпринимателей. Надеемся, что введение новых электронных сервисов по внедрению законодательной базы, регламентирующей механизм предоставления электронных административных услуг, ускорит начатый процесс и поможет построить настоящее цифровое государство.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора