Facebook Pixel

Авиаперевозки после Победы. Как запустить авиатрафик и что для этого нужно?

Кирилл Новиков
Авиаэксперт и участник Львовского оборонного кластера

Могли ли мы ожидать полномасштабной войны и полной остановки авиасообщения в центре Европы в XXI веке? Большинство скажет, что нет. Но не украинцы, уже более 9 лет защищающиеся от агрессивного российского захватчика. Ракетно-бомбовая атака в феврале 2022 года в мгновение ока «приземлила» все гражданские борта украинских и иностранных авиакомпаний и, напротив, подняла в небо военную авиацию ВСУ . Небо закрыто 11 месяцев. О жизни авиации в условиях войны и перспективах ее возрождения для The Page рассказал авиационный эксперт, бывший руководитель научно-исследовательского института гражданской авиации «Украэропроект» Кирилл Новиков.

00:45, 24.02.2022 года, специальным сообщением (NOTAM) Украэрорух закрыл для полетов небо Украины. В эту ночь рейсом Шарджа-Киев возвращалась домой моя подруга – старшая бортпроводница МАУ. Уже в небе она узнала от пилотов, что началась война, и рейс будет садиться в Молдове. После развоза пассажиров наземным транспортом экипажи гражданских украинских авиакомпаний, найдя один небольшой бус, отправились в столицу Украины, где их ждали семьи и друзья. Не было понятно, что делать дальше. Слезы и отчаяние – так начинались эти дни для украинцев.

QuoteВ то утро россияне начали обстреливать украинские аэропорты – как гражданские, так и аэропорты двойного назначения. В частности, один из первых обстрелов попал в навигационную аппаратуру аэропорта в Днепре. Я сразу набрал одного из руководителей аэропорта. Слов поддержки было мало, но я услышал несокрушимую уверенность в его словах «Мы победим!».

Стало ясно, что команды в аэропортах действуют слаженно, и персонал заранее был выведен во избежание жертв. Действующие протоколы безопасности – это именно то, важность чего я подчеркивал медиа перед началом полномасштабной войны. Похоже, в аэропорту Днепра они работали всегда.

Позже от обстрелов пострадало большинство действующих гражданских аэропортов и военных баз. Согласно данным КШЭ, всего 12 гражданских и 9 военных аэропортов потеряли частично или полностью свою инфраструктуру. Некоторые нуждаются в значительных восстановительных работах.

Какие условия для запуска авиации в Украине во время войны?

Пограничный польский Жешув, декабрь 2022 года. Мы с коллегами приехали на форум поддержки Украины, проходивший в местном конгресс-центре напротив аэропорта. По периметру жешувского аэропорта были установлены и развернуты в сторону Украины системы ПРО Patriot. Мы насчитали около 20 установок, и это только для одного аэропорта!

QuoteДругими словами, пока продолжаются обстрелы и небо не защищено полноценной противоракетной обороной, о возобновлении гражданских рейсов в Украине и говорить нечего. Безопасность в небе и на земле – обязательные условия. Наш враг еще далеко не исчерпал атакующий потенциал и готовится к длительной войне. В таких условиях можно говорить лишь об одном варианте развития событий – запуске при определенных условиях беспилотной грузовой авиации из ЕС в Украину и внутри нашей страны.

Мнение это не ново, но не поддерживается представителями авиационных властей. В ЕС БПЛА, способные нести грузы до двух тонн – вполне реальная альтернатива грузовым авиарейсам. Конечно, без полного взаимодействия с военными этот вопрос также подвиснет в воздухе – необходимо согласие и гарантии МОУ, открытие доступа компаниям, готовым возить грузы беспилотниками. Это запустит медицинскую доставку в горячие районы, а также розничную и оптовую торговлю. Сейчас ⅔ таких грузов перевозятся автодорогами, еще ⅓ по железной дороге. А доставка по наземному транспорту из-за границы очень сильно ограничивается очередями на границах с ЕС.

Как восстанавливать авиационную инфраструктуру Украины?

После Победы над врагом нам потребуется скорейшее возобновление авиации. Нагрузка после открытия неба упадет на столичные аэропорты и на те, которіе не подверглись разрушениям. Среди тех аэродромов, которые не пострадали или пострадали несущественно, быстрее всего нужно будет восстанавливать западные ворота: Ужгород, Ровно, Хмельницкий, Ивано-Франковск. Львиная доля переселенцев находятся на западе Украины, поэтому спрос на путешествия будет значительным. Однако не все аэропорты должны выполнять только пассажирский трафик, часть должна готовиться к обслуживанию грузов (Хмельницкий, Гостомель, Белая Церковь и другие).

QuoteПараллельно при условии поддержки стран-партнеров и выплаты репараций от государства-агрессора нужно будет немедленно восстанавливать аэропорты южной части Украины. Николаев и Херсон – практически «с нуля». Для этого у Украины есть все: специалисты, качественные проекты, строительные материалы и рабочая сила.

Уверен, после реконструкции и восстановления мы получим безумный прирост и в южные регионы, в первую очередь из-за границы.

Возобновление авиаперевозок в Украине: что может сделать государство?

Украинские авиакомпании сейчас работают в ограниченном режиме (на высококонкурентных рынках) в странах Европы. Так не может продолжаться вечно, поэтому уже сегодня нужен план стимулирования их возвращения. Это касается и персонала аэропортов, которые находятся в вынужденном простое, а еще – работников Госавиаслужбы, ГП «Украэрорух» и других связанных компаний. Все они существенно пострадали от отсутствия работы. Продолжаются сокращения, а иногда – люди просто увольняются, не понимая перспектив.

Однозначно нужна государственная поддержка этой категории специалистов, которых мы можем безвозвратно потерять, что подтверждают данные статистики и коллеги по цеху. Это могут быть прямые дотации предприятиям, программы обмена с другими компаниями за рубежом, при подписании контракта на «возвращение после Победы», обучающие семинары и т.д. Люди – главное в любом деле.

Что же касается планов по инфраструктуре, надеюсь, что вновь созданное Агентство восстановления и развития инфраструктуры начнет нарабатывать план восстановления, который должен включать:

  • очередность восстановления аэропортов, в соответствии с Мастерпланом и Транспортной моделью Украины
  • план возврата авиакомпаний и всех субъектов авиарынка и беспрепятственный доступ к деятельности в аэропортах
  • приведение в соответствие с нормами ЕС вопросов стоимости авиатоплива и стандартов обслуживания
  • уменьшение (оптимизация) налогов для субъектов хозяйствования авиаотрасли
  • восстановление разрушенной инфраструктуры аэродромов
  • развитие приоритетных аэродромов, создание транзитных хабов (не только Борисполь)
  • создание грузовых аэропортов
  • создание условий для появления сервисных компаний по обслуживанию самолетов (MRO)
  • возможность льготного кредитования и дотаций на восстановление со стороны стран-партнеров и за счет репараций
  • создание концессий для аэропортов (BOT – build-operate-transfer)
  • создание наблюдательных советов в государственных и коммунальных аэропортах, привлечение для восстановления и управления профессионального менеджмента

Все эти шаги (и не только) смогут вдохнуть новую жизнь в украинское авиадвижение. Я верю, что такие действия вернут Украине небо как можно скорее.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора