У нас принято считать, что есть вооружения, которые нам партнеры поставляют с явной неохотой. Особенно это касается авиации.
С другой стороны, как так вышло, что при проведении достаточно серьезной боевой работы на фронте и несении потерь у нас все еще летают «грачи» и не закончились МиГ-29? И что это за таинственные запчасти, благодаря которым удалось поднять из травы десятки самолетов?
Обо всем этом у нас предпочитают не спрашивать, не говорить. Оно и правильно — возможно, когда-то после войны почитаем в книгах.
Как же обстоят дела, согласно открытым источникам, например, с вертолетами?
Вертолеты из Афганистана: что получила Украина
С момента начала большой войны (полномасштабного вторжения рф в Украину) мы на самом деле получили немало вертолетов от западных партнеров.
Главный подгон был, конечно, в июне 2022 года — когда США передали нам 20 Ми-17-В5 ВВС Афганистана.
Во время разгрома правительства талибами 46 машин перелетели в Таджикистан, 17 — в Узбекистан, в Термез. Те, что были живее, поехали в Украину.
Кроме того, 5 из них уже проходили техобслуживание и ремонт в Украине — у нас возможен полный цикл, вплоть до капиталки и модернизации подобных вертушек.
Ми-17-В5 — это экспортная версия многоцелевой машины с задней грузовой рампой, четырьмя тоннами полезной нагрузки, возможным радиусом 350 км, которую мы можем ремонтировать, а пилотов не нужно особо переучивать.
Сами афганцы использовали их и как паллиатив для огневой поддержки, вешая блоки неуправляемых ракет и устанавливая огневые точки.
Как Ми-17 помогает на поле боя
Основная работа Ми-17 — медицинская эвакуация, переброска помощи на отдаленные блоки, снабжение. В его случае минометная батарея и несколько ПТРК, развернутые в нужный момент в нужном месте, важнее, чем возможность выплюнуть пакет чугуна в сторону врага.
Но как вариант, если появляется угроза прорыва и нужно срочно снизить давление на опорный пункт, обработать накапливающуюся броню — такая функция тоже есть. При выборе между нулевым вылетом и паллиативом выбор всегда очевиден.
Перед россиянами стояла невероятная задача переобуться в воздухе и начать вещать о том, как еще совсем недавно лучшие российские вертолеты (так как победили в тендере НАТО) в Украине сразу сломаются и выйдут из строя. Справились с этой задачей далеко не все.
Вертолеты от Европы: как они помогли фронту летом
Восточная Европа в лице Словакии, Чехии и Латвии также поставляли Украине как многоцелевые Ми-17, так и ударные «крокодилы» (Ми-24В) — в сумме более десятка машин.
Как по мне, трезвая стратегия.
Летом нам все это было нужно здесь и сейчас: наносить бомбо-штурмовые удары, вывозить огромный поток раненых, тащить на передок противотанковые мины, штучные «умные снаряды» дежурным батареям, разворачивать группы ПТРК-команд, снайперов, саперов на участках, где все могло посыпаться.
Даже несмотря на то, что большинство вертолетов полиции, ГСЧС и ГПСУ избежали первого удара, на фронте в тысячу километров всегда будет не хватать рабочих лошадок. Поэтому времени ни на переучивание, ни на какую-то перспективу не было — нужно было срочно. И срочно нашлось.
Sea King от Британии и Ка-32А от Португалии
Когда ситуация на фронте стабилизировалась, стартовали более узкие программы — Sea King от Великобритании или, например, бывшие российские Ка-32А от Португалии.
Там уже возможны спасательные борта, поисково-спасательная служба, эвакуация сбитых летчиков, помощь терпящим крушение кораблям — вот это все. Португальские вертолеты вообще противопожарные.
Только в базе каждая из этих машин — прежде всего вертолет морской авиации.
Судя по тому, что Великобритания отчиталась о подготовке 10 экипажей, то заявленными тремя машинами дело не ограничится. Вряд ли в такой узкой сфере, как спасательная морская авиация, нам было нужно по три экипажа на борт.
У Sea King, кстати, есть обзорный радар — можно увидеть как терпящего бедствие, так и корабль противника. Не знаю, как кто, но я бы сказал, что нам потихоньку усиливают морскую авиацию.
А противокорабельную ракету, торпеду против подлодок или буй можно интегрировать даже в такой версии — «Хармы» с постсоветских самолетов тоже сначала выглядели как фантастика. Пока не начали прилетать по целям.
В любом случае главное — вывести противокорабельные ракеты или противолодочные торпеды в сектор, где есть противник, ведь почти у всех у них есть головки самонаведения.
А катарские Westland WS-61, подаренные Пакистану, сразу же отправились в противолодочное подразделение — зная модификацию, которую нам поставляют, можно было бы сказать увереннее. Но по ней — как раз тишина, что, естественно, тоже намекает, куда идет дело.
В целом Киев получил и получит от четырех до пяти десятков машин, что уже позволило пережить самый интенсивный период конфликта. Вероятно, запчасти и оборудование также были к месту и позволили не просесть по вылетам в сутки.
Из таких вот кирпичиков и куется победа. Да, прежде всего из стойкости Сил обороны и украинского народа. Но потом нужны десятки вертолетов, миллионы снарядов, полторы сотни САУ. И вот уже пушинка не ломает спину верблюду.
Трудяги войны — вертолеты хорошо поработали для купирования российского наступления и нашей осенней офензивы (наступательной военной операции — ).
И то, что спустя месяцы войны с противником, который превосходит нас технически и владеет небом, мы не превратились в партизан, а продолжаем вылеты как армия — тоже заслуга Запада.