Авиакомпания прямо или опосредованно контролирует Ontobet promotions limited, зарегистрированную на Кипре. Полный список бенефициаров не разглашается.
Известно, что среди владельцев компании есть Игорь Коломойский (говорит, что владеет 25% акций перевозчика) и Павел Овчаренко (глава Укртатнафты).
Наблюдательный совет компании:
Аарон Майберг, украинский бизнесмен, гражданин Израиля, ранее он был совладельцем авиакомпании «Аэросвит».
Александра Никитина, представитель акционера Ontobet Promotions Limited. Ранее она упоминалась в СМИ, как юрист МАУ.
Владимир Богацкий, руководитель направления по организации закупок МАУ. В Набсовете он — представитель акционера ООО «Кепитал Инвестмент проджект».
Фирма принадлежит киевскому ООО «Инвестмент проджектс менеджмент», подконтрольной офшорной Ontobet promotions limited.
Директор — Евгений Дыхне, бывший топ-менеджер аэропорта «Борисполь».
2
Доходы, количество сотрудников, активы
До марта 2020 года, начала коронакризиса в Украине, 80% всех внутренних авиаперевозок приходилось на МАУ. Авиапарк компании насчитывает 35 авиалайнеров. Средний возраст флота – 12 лет.
Отчет за 2019 год компания не публиковала. Известно, что убытки за 2018 год — больше $100 млн при выручке примерно в $1 млрд.
По данным «Слідство інфо», на март 2020 года компания задолжала госпредприятию «Украэрорух» 1,2 млрд грн.
По состоянию на начало 2020 года, в МАУ работало 2560 сотрудников. В мае 2020 года в компании сообщили, что сократят 900 человек. В основном это административный персонал и бортпроводники.
У авиаперевозчика есть региональные представительства в аэропорту Одессы и Львова.
А также в 38 странах. В основном в столицах — в Баку, Тбилиси, Ереване, Ташкенте, Ашхабаде, Минске и Москве. А также — в Нью-Йорке, Тель-Авиве, Риме, Пекине, Барселоне, Амстердаме, Берлине, Вене, Варшаве, Цюрихе, Париже. Еще — в городах Кроли (Великобритания) и Дигем (Бельгия).
3
История
Авиакомпания основана в 1992 году Ассоциацией гражданской авиации и крупнейшей ирландской компанией GPA (впоследствии AerCap B.V.).
В 1995 году государственный пакет акций был передан Фонду госимущества.
В 1996 году акционерами МАУ стали авиакомпании Austrian Airlines и Swissair.
В 2000 году появился еще один акционер — Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР).
В 2011 году, после приватизации, компания перешла под контроль кипрской Онтобет Промоушинз Лимитед. В МАУ объяснили, что из капитала предприятия вышли иностранные инвесторы, поэтому сменили структуру собственности.
В 2014 году в компании сократили штат и закрыли ряд неприбыльных маршрутов.
Утром 8 января 2020 года Boeing МАУ, выполнявший рейс «Тегеран — Киев», был сбит иранскими военными. Это случилось практически сразу после взлета из международного аэропорта им. Имама Хомейни.
167 пассажиров и 9 членов экипажа погибли. На борту были граждане 7 стран: Ирана, Канады, Швеции, Великобритании, Афганистана, Германии и Украины (9 членов экипажа и двое пассажиров).
По состоянию на июнь 2020 года Тегеран затягивал расследование, не расшифровывал бортовые самописцы и отказался передать черные ящики.
В апреле 2020 года представители компании обратились к Кабмину — попросили стабилизационный кредит в размере $50 млн под 5-6% для поддержания финансовой стабильности предприятия.
По данным БизнесЦензора, владельцы ООО «Авиационная компания «Роза Ветров» — украинская компания «Райдел» и кипрская Bregenzer Limited Игоря Коломойского.
В июле 2019 года «Роза ветров» выиграла тендер государственного авиапредприятия Украина на выполнение литерных рейсов.
Они перевозят воздушным транспортом высших должностных лиц Украины, а также глав государств и правительств зарубежных стран, прибывающих в Украину или пересекающих ее воздушное пространство.
SkyUp
авиаперевозки
Авиакомпания SkyUp — дочка туроператора Join!Up, который до 2018 года сотрудничал с МАУ.
В 2018 году на всю страну стал знаменитым Барышевский райсуд Киевской области — он по заявлению местной жительницы приостановил лицензию для SkyUp на перевозку пассажиров.
Буквально за месяц до скандального решения суда SkyUp заявил о себе как о «первом украинском лоукостере».
Тогда журналисты «Схем» выяснили, что женщина не обращалась в суд. Иск был связан с менеджером «Привата» и народным депутатом Александром Дубининым.
Якобы он якобы получил письмо от местной жительницы с просьбой посодействовать выполнению решения суда.
В интервью журналистам Коломойский открестился от атаки на лоукостера. Но признал, что депутат Александр Дубинин возглавлял принадлежащий олигарху Днепроазот.
Аэросвит
авиаперевозки
«Аэросвит» — крупнейшая авиакомпания Украины в 1994-2013 годах. Главным акционером «Аэросвита» был «Приватбанк», подконтрольный Коломойскому.
В 2012 году у компании начались проблемы — были постоянные задержки и отмены рейсов, а билетов продавалось больше, чем было мест в самолете.
Низкое качество обслуживания связывали с монопольным положением на украинском рынке — на тот момент доля «Аэросвита» на внутреннем рынке страны занимала почти 70% авиаперевозок.
В декабре 2012 года началась процедура банкротства. Долги перед кредиторами составляли 4,2 млрд грн, а общая балансовая стоимость «Аэровсита»» — 1,4 млрд.
Тогда же стало известно, что свои рейсы «Аэросвит» уступил конкуренту — авиакомпании «МАУ».
Днеправиа
авиаперевозки
«Днеправиа», в состав которой входят авиакомпания и международный аэропорт «Днепропетровск».
В 2009 году Фонд госимущества продал 94,57% акций авиакомпании фирме «Галтера», которая принадлежит структурам Привата.
А в 2019 году ФГИ попытался вернуть «Днеправиа» в собственность государства. «Галтера» должна была инвестировать средства на развитие инфрастуктуры и реконструкцию взлетно-посадочной полосы.
Во время судебного разбирательства в компании объяснили, что исполнить обещанное им помешало АТО на востоке Украины. И суд стал на сторону компаний Коломойского.
5
Связанные люди
Павел Овчаренко
бизнес
Коломойский называет Овчаренко одним из совладельцев МАУ.
В 2007 году МВД обвинила бизнесмена в рейдерском захвате «Укртатнафты» (Кременчугский НПЗ).
В 2015 году Овчаренко стал фигурантом уголовного расследования. Его вела СБУ. Овчаренко подозревали в рейдерском захвате агропредприятия «Агрейн».
В 2017 году он подал иск в Окружной админсуд Киева на МВД, СБУ и ГПУ с требованием снять его с розыска и изъять все данные по его делу из информресурсов и поисковой системы внутренних органов.
Спустя месяц его сняли с розыска. В 2018 году дело закрыли.
Михаил Табачник
Бывший совладелец МАУ, по данным СМИ. Михаил Табачник в 2012 году (полгода) значился членом наблюдательного совета «МАУ».
Брат Дмитрия Табачника, министра образования времен Януковича.
В 2013 году СМИ писали, что помимо Табачника, совладельцем авиаперевозчика был вице-премьер-министр инфраструктуры Борис Колесников.
После плохих финансовых показателей компании и Табачник, и Колесников якобы вышли из бизнеса. Последний связь с МАУ, впрочем, опровергал.
6
Скандалы, криминал
В апреле 2017 года Печерский райсуд Киева постановил арестовать Boeing компании МАУ в рамках уголовного дела о хищении средств из Приватбанка.
В компании заявили, что самолет продолжает совершать перевозки. Он принадлежит португальской фирме Pennylane — Comercio Internacional LDA, находится в лизинге МАУ и используется на дальнемагистральных маршрутах.
В апреле 2020 года Киевское областное отделение Антимонопольного комитета начало расследование из-за продажи дорогих билетов авиакомпанией.
В середине марта, в разгар коронакризиса, один билет эконом-класса рейса Лондон-Киев стоил 24 тыс. грн. Хотя еще за неделю до этого цена была — 10 тыс. грн.
«Если будут установлены нарушения конкурентного законодательства, компании грозит штраф в размере до 10% годового дохода компании», — заявил глава киевского областного территориального отделения АМКУ Алексей Хмельницкий.
досье
В июне 2020 года авиакомпания вляпалась в международный скандал — на борту самолета, который летел из Киева в Торонто, умерло 38 щенков.
«В международном аэропорту Торонто приземлился груз из около 500 животных, 38 собак погибли от обезвоживания, слабости и рвоты», — сообщил сайт CityNews Toronto.
досье
Уточняется, что служащие Канадского агентства по инспекции пищевых продуктов (занимается защитой продуктов питания, растений и животных) проводят расследование всех обстоятельств трагического инцидента.
7
Заслуги
В 2001 году авиакомпания стала официальным перевозчиком Папы Иоанна Павла II, а в 2008 году — официальным перевозчиком Вселенского патриарха Варфоломея І во время их визитов на Украину.