Треть детских развлекательных парков в Украине закрылись с начала полномасштабного российского вторжения. Оставшиеся на рынке игроки испытывают недостаток клиентов и выручки. Чтобы удержаться на плаву, они вынуждены умеренно увеличивать цены и подстраиваться к отключениям света. Как работают детские развлекательные центры во время войны, рассказал Роман Михайленко, руководитель Ассоциации развлекательных центров Украины и операционный директор сети Papashon. Далее его прямая речь.
Как изменились цены в развлекательных центрах для детей в 2022 году
Если сравнивать декабрь с декабрем 2021 года, посещаемость развлекательных центров для детей упала почти в два раза. Количество празднований в них детских дней рождения уменьшилось почти в четыре раза.
На то есть несколько причин. Первая: многие дети выехали за пределы страны, друзья именинников находятся в разных странах или городах. Поэтому родители не могут собрать детей для празднования. Вторая причина состоит в том, что нельзя спрогнозировать, будет ли свет в ТРЦ, хотя большинство из них оборудованы генераторами. Есть еще один фактор: если парки даже переходят на работу на генераторах, могут не работать либо часть аттракционов, либо часть оборудования для кухни, поэтому предлагается ограниченный ассортимент пиршеств.
Большинство парков во всех крупных городах страны подняли стоимость билетов на незначительную сумму — в пределах 10 – 20%. В маленьких городах стоимость билетов не выросла, потому что посещаемость там упала еще значительнее, а повышение цены может снизить поток клиентов.
Детские развлекательные центры были вынуждены поднять цены в ресторанах в среднем на 20%. Однако себестоимость блюд и напитков выросла примерно на 30 — 50%. Большинство парков пошли на такой шаг, чтобы снизить наценку и заработок, но оставить в ресторанах приемлемые цены.
Как влияют на работу детских парков отключения света
Когда в ТРЦ выключают свет и питание идет от генераторов, энергию распределяют среди всех арендаторов. Обычно выдают квоту 50 — 70 кВт на арендатора. Если мощность аттракциона в среднем около 5 кВт, детский парк может подключить 14 — 15 объектов одновременно. Большие же парки развлечений имеют по 70 — 80 аттракционов. Поэтому они выбирают аппараты с наименьшей мощностью и работают отчасти.
Стоимость киловатта от генератора почти в десять раз больше, чем стоимость киловатта от сети. Так что это не очень выгодно. Чтобы решить эту проблему, многие парки меняют режим работы, например, открываются только в выходные дни или работают во второй половине дня с 16:00 до 21:00. В выигрышном положении парки, где большинство площади занято аттракционами, не требующими энергопитания: батутами, лабиринтами, механическими видами развлечений. Таких парков около 60%.
Также лучше ситуация в тех парках, которые являются собственностью ТРЦ. В таком случае владельцу выгодно предоставить парку большие квоты на потребление электроэнергии. Это позволяет запускать больше аттракционов, чтобы стимулировать посещаемость. Однако это скорее исключение, чем правило.
Развлекательные центры для детей: похожа ли ситуация 2022 года на кризис во время локдауна
Во время локдауна около половины объектов заморозили работу: они надеялись, что вернутся на рынок по окончании карантина. Со временем, когда ситуация начала исправляться, Ассоциация развлекательных парков Украины и Министерство здравоохранения разработали нормативы по посещениям. Поэтому часть заведений возобновили работу. Хотя некоторые парки все же покинули рынок еще тогда.
В этом году многие владельцы уехали из страны. Пока нет возможности открыть их парки, потому что владельцы не участвуют в операционной деятельности. С начала полномасштабного вторжения около 30% детских парков закрылись и до сих пор не возобновили работу.
Основные игроки рынка – сети FlyKids, Papashon, «Детская планета» – не изменились. Они сетевые, поэтому оказались более гибкими к новым условиям, имеют запас прочности. Фактически в этих сетях не изменилось количество заведений, кроме объектов, находящихся на оккупированных территориях и территориях, граничащих с зонами боевых столкновений — их пришлось закрыть.
Как детские парки приспосабливаются к работе во время войны
ТРЦ заинтересованы в том, чтобы парки развлечений работали, потому что это один из «якорей», которые привлекают трафик в торговые центры. С другой стороны, детские парки занимают значительную площадь в ТРЦ, и владельцам важно, чтобы эта площадь не простаивала. Подавляющее большинство торговых центров пошли на достаточно лояльные условия по арендным ставкам.
Сейчас детские парки создают многие социальные программы, например, объявляют специальные тарифы для переселенцев, для детей, родители которых служат в рядах ВСУ. Очень активно парки сотрудничают с благотворительными фондами и предлагают бесплатное посещение детям, чтобы они меньше ощущали боль войны.
Также многие парки и ТРЦ проводят совместные праздничные мероприятия к 7 января. Спрос на эти празднования велик, потому что в рамках городов в этом году подобные мероприятия отменены. Но этот спрос сезонного характера, он больше связан с праздниками, чем с каникулами. Мы не ожидаем роста посещаемости детских парков во время больших каникул, запланированных на период с конца декабря до конца января.
У родителей ограничены бюджеты. Посещения парков, как правило, планируются заранее. Если раньше, по нашей статистике, постоянные клиенты приходили в парки два — три раза в месяц, то сейчас это один визит в месяц.
Сейчас тенденция такова, что на большие праздники или каникулы родители пытаются отправить детей подальше от больших городов к родственникам. Мы заметили, что во время ковида и войны посещаемость в период каникул обычно уменьшается. Хотя до войны мы видели обратную ситуацию: на каникулах количество посетителей росло на 50%.