Реформа в строительстве: как готовится очередная попытка навести порядок в системе

Фото: Free-Photos/Pixabay

Фото: Free-Photos/Pixabay

Год метания в архитектурно-строительном контроле завершился параличом строительной отрасли. Правительство с парламентариями и сообществом готовят новый этап комплексного реформирования системы государственного регулирования в сфере строительства. В чем он заключается?

Что именно произошло

Объемы принятия в эксплуатацию зданий в 2020 году в Украине упали вдвое. По официальной статистике, принято лишь 5,7 млн м2 жилья и 2,4 млн м2 — нежилых зданий (против 11 и 4 млн м2 соответственно в 2019-м). Показатели по жилью ухудшились абсолютно во всех регионах страны. Наихудшая ситуация сложилась в Киеве и Днепропетровской области. Здесь процессы принятия в эксплуатацию зданий практически остановились. Застройщики столицы и Днепропетровской области смогли сдать только по 26-27% жилья от уровня предыдущего года.

И дело вовсе не в кособокой статистике. Ведь паралич рынка отмечают большинство его ключевых игроков и специалисты отрасли. «Ситуация на строительном рынке катастрофическая», — говорит президент Конфедерации строителей Украины Лев Парцхаладзе. По его оценкам, в области заморожены 150 млрд грн, в результате 100 тыс. семей в прошлом году квартиры не получили. Согласен с печальными статистическими данными по вводу в эксплуатацию объектов строительства и президент Строительной палаты Украины Петр Шилюк. Вместе с тем он отмечает большие проблемы не только по сдаче в эксплуатацию зданий, а также и касательно старта строительства объектов.

Telegram Logo
Quote«Фактически строительная отрасль остановилась», — констатирует специалист.

Одним из главных факторов вынужденной «остановки» стала слабая реформа системы государственного регулирования в сфере строительства, которая была начата год назад, и неспособность новосозданных органов навести порядок в государственном архитектурно-строительном контроле в стране. Даже государство признало ее несостоятельность. Не иначе надо расценивать ликвидацию в декабре 2020 года Государственной инспекции градостроительства и Государственной сервисной службы градостроительства, которым не пришлось поработать даже один год в отрасли. Хотя создавались они помпезно — вместо пресловутой Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ), которая в течение шести лет бесчинствовала в стране.

Именно для поиска путей вывода строительной отрасли из кризиса и определения дальнейшего направления реформирования архитектурно-строительного контроля и собрались недавно представители власти и ключевых сфер этой отрасли за круглым столом в профильном комитете Верховной Рады — комитете по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства.

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

Что не так с государственным контролем за рынком

Действующая система государственного архитектурно-строительного контроля не выполняет сервисную функцию по предоставлению разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию объектов строительства, и тому подобное. Без вмешательства двух министров, народных депутатов и временной следственной комиссии невозможно было получить, например, разрешение на строительство даже навеса для телят. И это типичная ситуация для всех регионов Украины, которую надо системно исправлять.

Quote«Страдает не только жилищное строительство, страдает выполнение даже программы Большая стройка», — отмечает заместитель председателя Комитета ВР Елена Шуляк.

И определяет тон дискуссии вокруг проблем в сфере строительства и цель публичного мероприятия под эгидой парламентского комитета.

В Украине наблюдаем упадок государственной политики по развитию и регулированию строительной отрасли. Был потерян рыночный надзор. Роль архитекторов, технического надзора за строительством была нивелирована. В большинстве случаев все сводилось к выполнению прихотей недобросовестных инвесторов.

Органы местного самоуправления тоже утратили роль и значимость в процессах развития территорий, со своей стороны констатирует председатель правления общественного союза «Международный клуб «Зеволл-Украина» Виталий Грусевич.

Ситуация осложняется тем, что архитектурно-строительный контроль — это лишь верхушка айсберга. Сейчас вся сфера градостроительства глубоко поражена коррупцией, заявляет координатор правительственно-общественной инициативы «Вместе против коррупции» Оксана Величко. Все субъекты градостроительства целый год мучились. Это был не год реформ в сфере строительства, а год хаоса. Ситуацию надо в корне менять, призывает представитель антикоррупционной инициативы.

Наиболее актуальными задачами сейчас являются упрощение разрешительных процедур, устранение коррупции, обеспечение законных прав и интересов инвесторов, прав на комфортную и безопасную жизненную среду для потребителей, на качественную инфраструктуру строительных объектов, направляет в конструктивное русло дискуссию специалистов глава Комитета ВР Андрей Клочко.

Участникам «комитетского» круглого стола были представлены два варианта реформирования системы государственного регулирования в сфере строительства. Один из них представил министр развития общин и территорий Алексей Чернышов, а второй — председатель подкомитета по вопросам строительства и проектирования Комитета ВР Олег Дунда.

«Министерский» вариант представлялся как концепция реформирования системы архитектурно-строительного контроля в Украине. Соответствующий законопроект еще не зарегистрирован в парламенте, хотя участникам мероприятия он был предоставлен для обсуждения (располагает этим документом на 119 страницах и редакция The Page). И представлялась эта концепция как совместный вариант от группы депутатов, Ассоциации городов Украины, Офиса простых решений и результатов, Конфедерации строителей Украины и других организаций и участников строительного рынка.

«Депутатский» вариант представляет собой два взаимосвязанных законопроекта №5071 и №5072, презентованные народным депутатом Олегом Дундой. Первый документ — по совершенствованию градостроительной деятельности и реформированию государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, а второй — о повышении ответственности в сфере градостроительной деятельности.

Поскольку «депутатские» законопроекты были зарегистрированы в Верховной Раде еще в феврале 2021 года, и сообщество имело возможность с ними детально ознакомиться, ограничимся сейчас детальным анализом только новой, «министерской» версии реформирования. Тем более что именно последняя, по оценкам специалистов, должна стать базовой для финального текста реформаторского законопроекта, который впоследствии, наверное, попадет на рассмотрение в сессионный зал парламента.

«Министерская» концепция

Концепция от Минрегиона имеет целью комплексное реформирование сферы градостроительства. Ее реализация позволит ввести в Украине новую, прогрессивную концептуальную модель государственного управления в отечественном градостроительстве, уверяет министр Алексей Чернышов.

По его словам, суть реформы, согласно концепции, заключается во внедрении двух фундаментальных принципов. Во-первых, предлагается существенная либерализация строительной отрасли и контроля над ней, которую господин Чернышов назвал еще разумной дерегуляцией. Во-вторых, вводится усиленная ответственность субъектов, а за некоторые нарушения даже вводится уголовная ответственность. И реализация этих принципов базируется на широком использовании технологий диджитализации.

«Министерская» концепция предусматривает:

  • уменьшение бумажного документооборота;
  • развитие и расширение сферы применения единой государственной электронной системы в сфере строительства (ЕДЕССБ);
  • демонополизацию регистрации права на выполнение работ через эту электронную систему, ЦНАП или нотариусов;
  • разграничения полномочий по контролю между Государственной инспекцией архитектуры и градостроительства (ГИАГ), органами местного самоуправления и юридическими лицами (в зависимости от статуса объектов и класса возможных последствий СС1, СС2 или СС3)
  • создание подсистемы управления рисками (для формирования планов проверок, их видов и объемов);
  • возложение градостроительного надзора на Минрегион, и тому подобное.

По усилению ответственности, то, например, для проектантов предлагается ввести штрафы в размере до 4,5 млн грн, а для экспертных субъектов — до 1,1 млн грн. Суммы зависят от вида нарушения и класса строительных объектов (и ведется в прожиточных минимумах). Предполагается даже уголовная ответственность для исполнителей работ.

Рабочей версией будущего «правительственного» законопроекта предлагается внесение изменений в два десятка нормативно-правовых актов:

  • законы о регулировании градостроительной деятельности, основы градостроительства, местное самоуправление;
  • законы об архитектурной деятельности, лицензирование, перечень документов разрешительного характера, строительные нормы;
  • законы о финансово-кредитных механизмах, нотариате и об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности;
  • в Хозяйственный и Гражданский процессуальные кодексы, Гражданский и Земельный кодексы, Кодекс административного судопроизводства.

Ввести в действие будущий закон предлагается через год со дня его официального опубликования.

Концепция, которую предложил Минрегион, ранее уже была представлена на Национальном совете реформ и ее уже поддержали президент Украины, премьер-министр, председатель Верховной Рады и участники Нацсовета, заявил эксперт Офиса простых решений и результатов Георгий Цхакая. И выразил надежду, что очень быстро новые изменения будут оценены всеми участниками строительной отрасли.

Комментируя «правительственную» концепцию, Елена Шуляк отметила две ключевые ее особенности — активное использование электронной системы и четкое определение контрольной функции органов местного самоуправления. Первое, по мнению народной избранницы, должно сыграть огромную роль в борьбе с коррупцией, а второе обеспечит эффективный контроль за самовольным строительством на местах.

Кстати, по информации госпожи Шуляк, с 1 декабря до ЕДЕССБ уже занесено более 130 тыс. документов от 10 тыс. участников рынка. А вот как стимулировать органы местного самоуправления, чтобы они качественно контролировали строительство, нужно еще отработать, и соответствующие нормы занести в проект, добавляет Елена Шуляк.

Вместе с тем в «министерской» концепции (кстати, как и в «депутатской») есть немало замечаний. В частности, председатель парламентского подкомитета Олег Дунда считает, что эта концепция «кособокая».

«Крупные застройщики могут создать закрытую административную систему согласования и реализации проектов. Они способны зарегистрировать много уполномоченных лиц, сертифицированных лиц, которых им будет не жалко потерять. Поскольку стоимость регистрации таких лиц очень мала. Там, где взятки достигают миллионов долларов, штраф в $15 тыс. — это ни о чем. Ведь такими лицами можно и пожертвовать».

Олег Дунда

Олег Дунда

Нардеп от «Слуги Народа»

Главу подкомитета по вопросам технического регулирования и ценообразования в строительстве, производства строительных материалов и энергоэффективности в строительной отрасли Комитета ВР Ивана Юнакова смущает то, что в концепции Минрегиона не предусмотрена ответственность созданной недавно ГИАГ. Кроме того, по мнению специалиста, необходимо предусмотреть полную ответственность юридических лиц, заказчиков строительства.

Стоит ввести также дополнительную градацию финансовой ответственности за различные виды нарушений. Плановые и внеплановые проверки проектировщиков целесообразно исключить из концепции, предусмотрев такую возможность только в особых, скандальных случаях. И не надо требовать внесения всей проектной документации по частным объектам в электронную систему, достаточно ограничиться, например, генеральным планом и пояснительной запиской, считает народный депутат.

Глава комитета по строительному праву Национальной ассоциации адвокатов Украины Олег Поваляев, со своей стороны, обращает внимание на необходимость более четко распределить функции контроля и надзора между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Quote«Привлечение высокопрофессиональных специалистов частного сектора в качестве субъектов, которые предоставляют контролирующие услуги, возможно лишь в отдельных случаях, когда такие специалисты отсутствуют в государственных органах или если необходимо привлечь более профессиональных специалистов», — отмечает он.

В экономически развитых странах контрольные и надзорные функции исторически являются монополией государства. И с ростом культуры строительства в таких странах усиливается тенденция привлечения к государственной системе надзора и контроля специалистов частного сектора, однако делегируются им только отдельные надзорные и контролирующие функции, объясняет Поваляев.

Низкая значимость архитектора в градостроительстве согласно «правительственной» концепции беспокоит зампредседателя Архитектурной палаты Национального союза архитекторов Украины Анну Кирий. Она недовольна тем, что авторские права на проекты архитекторы должны передавать заказчикам, зато ответственность разработчики концепции оставляют за архитекторами.

Не нормированы в документе также, по мнению госпожи Кирий, вопросы страхования. «Не будут страховые компании платить миллионные штрафы за архитекторов», — утверждает представитель последних.

В целом же концепция Минрегиона может стать хорошей основой для того, чтобы в итоге разрушить все то негативное в отрасли, что мешало бизнесу и общинам успешно развиваться, заключает обсуждение основных положений фаворитного проекта зампредседателя комитета ВР Елена Шуляк.

По общему мнению участников круглого стола, наиболее взвешенным представляется путь объединения лучших наработок «правительственной» концепции и «депутатских» законопроектов №5071 и №5072 в новый, комплексный, совместный проект закона. Звучат даже мысли, что не стоит особо спешить, только бы очередной этап реформирования в строительной отрасли стал качественным и эффективным.

Когда начнется новый этап реформы

По результатам публичного мероприятия под эгидой парламентского комитета должны быть наработаны рекомендации круглого стола законодателям, сказал его модератор, председатель Комитета ВР Андрей Клочко. Не назвал он только сроки завершения такой работы. И рекомендаций пока еще нет.

Кроме того, на базе профильного парламентского комитета планируется создание рабочей группы для выработки текста нового законопроекта по реформированию системы государственного управления в сфере строительства, с учетом предложений участников круглого стола.

Об этом рассказала заместитель этого же комитета парламента Елена Шуляк. Ведь, по ее мнению, проект, который презентовал министр Алексей Чернышов, «требует еще технической доработки и дополнений относительно прописывания определенных процедур и процессов».

Вместе с тем участники круглого стола отмечают некоторую неопределенность в отношении возможных дальнейших их действий и судьбы проектов, которые коллективно обсуждались на парламентской платформе.

«К сожалению, по завершении заседания не было принято ни одно решение, руководство комитета четко не обозначило дальнейшие действия, поэтому не понятно, каков результат нашей работы: будет наработан один законопроект, который учтет все положительные моменты двух законопроектов с учетом замечаний и предложений профессионального сообщества, или опять решения будут приниматься кулуарно, без учета мнений экспертов и органов местного самоуправления. Подчеркиваю, только открытый диалог дает надежду, что будет найден компромисс, который позволит строительной отрасли работать в прозрачных и понятных условиях, а государству — обеспечить надлежащий контроль и гарантировать конечному потребителю надежный и качественный продукт».

Олег Поваляев

Олег Поваляев

Председатель комитета по строительному праву Национальной ассоциации адвокатов Украины

О дальнейшей судьбе проектов реформирования архитектурно-строительной сферы The Page попросило высказаться также главу Офиса простых решений и результатов (был одним из ведущих разработчиков представленной министром Алексеем Чернышовым версии «правительственного» законопроекта) Семена Кривоноса.

Он утверждает, что все участники процесса настроены решительно и все хотят, чтобы реформа таки состоялась. К тому же, по словам специалиста, «в подавляющем большинстве положения представленного в конце марта министром регионального развития текста будущего законопроекта уже готовы».

Поэтому господин Кривонос не сомневается, что этот документ, с учетом предложений и замечаний участников круглого стола, будет быстро и эффективно доработан.

«В ближайшее время новый законопроект будет зарегистрирован в Верховной Раде, и не позднее лета текущего года соответствующий закон будет принят», — считает топ-менеджер Офиса.

Олег Поваляев
Олег Поваляев
Председатель комитета по строительному праву Национальной ассоциации адвокатов Украины

«Весьма неоднозначно выглядит предложенный Минрегионом подход к осуществлению контроля в строительстве. По этой модели функции контроля возложены на частных юридических лиц, услуги которых будут оплачиваться заказчиками строительства. Конфликт интересов очевиден!

Более удачной выглядит модель законопроекта №5071, согласно которой контроль за процессом строительства со стороны заказчика ежедневно обеспечивает инженер технического надзора, а уполномоченные должностные лица местного самоуправления, по письменному заявлению заказчика, осуществляют поэтапный контроль на трех стадиях: фундамент, здание, подключение к инженерным сетям.

В таком случае качественно проведенный контроль должностными лицами органа местного самоуправления совместно с инженером технического надзора делает принятие в эксплуатацию завершенных объектов достаточно формальным и беспроблемным".

The Page
Комментарий The Page

Минрегион предлагает возложить функции контроля на частных юрлиц, что создает конфликт интересов.

Система контроля и надзора в строительстве является инструментом обеспечения безопасности конечных продуктов строительной деятельности — зданий и сооружений, подчеркивает эксперт.

Об этом, к сожалению, никто из участников круглого стола не отмечал, отметил Поваляев. По его словам, речь шла о том, как защитить бизнес от местной и государственной власти, а профессиональных архитекторов — «от наказания за их нарушения», а также о том, как предоставить больше полномочий органам местной власти.

Но ни слова не было о том, как защитить человека от некачественных строек и недобропорядочных застройщиков.

Семен Кривонос
Семен Кривонос
Председатель Офиса простых решений и результатов

«Концепция реформирования системы архитектурно-строительного контроля в Украине, которую недавно публично представил министр развития общин и территорий, была поддержана Национальным советом реформ.

Концепция предусматривает уменьшение возможностей для коррупции в отрасли, упрощение целого ряда процедур.

Сейчас нужно приложить максимальные усилия ради поиска общей позиции всех участников разработки документа и представителей строительной отрасли, и как можно быстрее завершить реформирование системы государственного архитектурно-строительного контроля.

Уверен, что кошмарный этап развития этой системы очень скоро закончится. Тем самым будет положен конец коррупции и поборам в сфере строительства в Украине».

The Page
Комментарий The Page

Кошмар в развитии системы архитектурно-строительного контроля очень скоро закончится, уверяют власти.


Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Все новости