Facebook Pixel

Как COVID-19 изменит гостиничный бизнес в Украине

Вспышка коронавируса стала ошеломляющим ударом для мирового и украинского гостиничного рынка. Закрытые границы государств, отмена авиасообщения, ограничение передвижения внутри Украины между областями и абсолютная изоляция стран друг от друга спровоцировали кучу проблем в гостиничном секторе.

Марина Лео, партнер DEOL Partners, CEO 11 Mirrors Design Hotel и сети Senator Hotels and Apartments, приводит данные прогноза Всемирной туристической организации ООН (UNWTO): в 2020 году число туристов сократится чуть ли не на треть в сравнении с показателями 2019 года.

Под угрозой сокращения – 50 миллионов рабочих мест, связанных с туристической индустрией. Это, по ее словам, не может не отразиться и на сфере hospitality Украины.

«За последние две недели мы видим, как практически каждый день в Киеве и в Украине закрываются сетевые гиганты и маленькие локальные гостиницы», — вынуждена констатировать отельер.

Причем рестораны, бары, организация мероприятий и другие сферы индустрии гостеприимства имели хотя бы небольшой отрезок времени, чтобы морально подготовиться к грядущим последствиям коронавируса. А отели столкнулись с жестокой реальностью очень быстро.

По словам Александра Чорного, владельца Школы отельного бизнеса Michelle, падение турпотока началось, по сути, еще с февраля.

«После введения карантина, по моим оценкам, 35-40% отелей в Украине закрылись, остальные работают в очень ограниченном режиме. Поэтому главная проблема – сокращение или полное отсутствие прибыли», — поясняет он.

Те, кто по каким-то причинам работают, потеряли от 60 до 90% дохода.

Чтобы выразить все «беды» отельного бизнеса от коронавируса в мировом масштабе, достаточно процитировать гендиректора сети отелей Marriott Arne Morris Sorenson:

«За 92 года работы компании, которая пережила период Великой депрессии, Второй мировой войны и многих других глобальных экономических кризисов, ситуация с COVID-19 не похожа ни на что, с чем мы сталкивались ранее. COVID-19 оказывает большее внезапное финансовое влияние на наш бизнес, чем 11 сентября и кризис 2009 года вместе взятые».

По словам Артура Лупашко, основателя управляющей компании Ribas Hotels Group, потери гостиничного сектора в Украине в начальный срок карантина уже исчисляются в миллионах гривен.

«Самые высокие цифры фиксируют 5-звездочные объекты. Их убытки составляют от трех до восьми миллионов гривен», — поделился наблюдениями на рынке эксперт.

Александр Чорный уверен, что больше всего «недостача» у гостиниц, которые работали на бизнес-тревел, а также у отелей, расположенных в небольших городах и областных центрах вне потоков бизнес-трафика.

«Наверное, единственное исключение – загородный формат отелей, особенно, если это коттеджные локации. На них в период карантина как раз есть спрос – люди с достатком выше среднего предпочитают пересидеть карантин вне города», — пояснил эксперт.

К главным последствиям коронавируса для гостиничного бизнеса в Украине, помимо отсутствия гостей, закрытия и падения доходов, Артур Лупашко как раз причисляет кассовый разрыв.

Доходы, поясняет отельер, резко стали нулевыми. Это вызвало необходимость многим компаниям отпустить почти всех сотрудников в отпуск за свой счет до окончания карантина, остановить рекламные кампании и другие расходы.

Закрыть двери пришлось всем. А те, кто хоть как-то работал в ограниченном режиме первые дни, рассказал Чорный, вынуждены закрывать свои двери или выводить из продажи львиную часть номеров.

Речь не о том, чтобы хоть как-то минимизировать убытки. На кону ответственность за безопасность сотрудников и гостей, а также возможные последствия за невыполнение жестких ограничений карантина.

«Не остановить работу отеля и стать причиной заражения гостей и сотрудников — это может быть убийственным для бизнеса и бренда в будущем», — уверен Лупашко.

Ситуация осложняется тем, что пока никто не знает, сколько продлится изоляция и как скоро восстановится поток гостей после ее окончания. Даже если пандемию удастся остановить до лета, то рынок не сможет быстро отыграть потери.

Как минимум еще два-три месяца после окончания карантина люди будут воздерживаться от путешествий даже в пределах страны.

По прогнозам Лупашко, если карантин закончится позже 15 мая, то летнего сезона уже точно не будет. А многим отелям понадобятся месяцы и годы, чтобы восстановиться.

Между тем, по мнению Александра Чорного, сезонные объекты, которые расположены на море, пока что в более выигрышном положении при оптимистическом сценарии развития событий, так как и при обычном графике начинают работать с мая-июня.

Но если карантин продлят, то есть риск, что они в этом году очень сильно просядут в прибыли. Ведь далеко не все смогут себе позволить отдых в сложившихся экономических реалиях.

«Чем дольше карантин – тем меньше запаса денег у населения. А поскольку отпуск не входит в товары/услуги первой необходимости, часть людей, которые ежегодно становились гостями курортных отелей, просто откажутся от отдыха на лето 2020», — констатирует эксперт.

Сейчас предугадать, что будет даже через месяц, достаточно сложно. Ясно одно: мир всерьез перетрусило и продолжает трясти, а все последствия и степень урона станут заметны позже.

Алексей Евченко, управляющий партнер ArtBuild Hotel Group, среди прочих «достижений» COVID-19 называет родившийся глобальный страх, который будет заставлять человечество теперь все время оборачиваться.

Страх, по мнению эксперта, скажется абсолютно на всех сферах жизни, в том числе ударит и по рынку отелей.

«Конечно, мы вернёмся через некоторое время к более-менее нормальной жизни. Но будем восстанавливаться медленно, болезненно и всё время с оглядкой. Люди уже не будут настолько свободно путешествовать и перемещаться по миру», — констатирует Евченко.

На распутье

Сейчас ни один эксперт не возьмется с точность утверждать, что ждет гостиничный рынок после карантина и в перспективе двух лет.

Ситуация настолько нестабильна и зависит от тысячи переменных, что опрошенные игроки рынка уверены – любой прогноз все равно потребует через неделю-другую корректив.

Вместе с тем мы попробуем совместными усилиями предугадать сценарии развития ситуации и перспективы гостиничного бизнеса в Украине после COVID-19.

Во-первых, сейчас наверняка можно сказать лишь одно – 2020 год станет самым сложным для гостиничной отрасли. Речь будет идти лишь о том, чтобы сохранить в дееспособном состоянии инфраструктуру, попытаться избежать потерь или уменьшить сокращение персонала до минимума.

Выйти в ноль теперь кажется очень успешной и для многих практически недостижимой стратегией будущего, но не настоящего.

Во-вторых, неизвестность и неопределенность становятся тем самым серьезным вызовом, с которым столкнулись сейчас не только отельеры, но и бизнес в целом.

«Перед компаниями стоит сложная финансовая и психологическая задача: с одной стороны, нужно минимизировать расходы, включая зарплату сотрудников. С другой стороны, необходимо сохранить деловой потенциал и человеческий ресурс для возобновления бизнес-процессов после окончания карантина», — поясняет Лео.

Как это сделать — повестка дня для многих.

Есть ли жизнь после карантина — вопрос, который волнует все человечество. Люди разделились на множество лагерей и приверженцев тех или иных теорий. На рынке отелей говорят о трех возможных сценариях: базовый, его пессимистическая версия и очень плохой вариант развития событий.

При базовом сценарии карантин заканчивается 24 апреля. По словам Чорного, в таком случае отрасль начнет восстанавливаться в целом только к осени. Ждать, что бизнес-тревел восстановится быстрее, эксперт не советует.

«Мы видим ситуацию с карантином в других странах. Сомнительно, что границы и небо откроют в ближайшие месяц-два, даже если пандемия пойдет на спад, чего пока не наблюдается нигде, кроме Китая. Да и то из Поднебесной поступает очень противоречивая информация», — поясняет владелец школы отельного бизнеса.

При этом сценарии, по его словам, выход гостиничного рынка на показатели аналогичного периода 2019 года возможен не ранее чем через год, то есть к весне 2021 года. И здесь очень важны две вводные: карантин по миру закончится не позднее мая 2020 года, а осенью не будет повтора пандемии.

Более пессимистичный сценарий – продление карантина до июня или июля. В таком случае, прогнозирует Чорный, на туристический (читай – гостиничный) рынок будут негативно влиять сразу два мощных фактора.

Первый – растущие финансовые потери и потери качественного персонала. Людям в условиях простоя отелей нужно кормить семьи, профессиональные гостиничные кадры будут вынуждены осваивать другие профессии. Второй – серьезное снижение покупательной способности и обеднение 65-70% населения страны.

«При этом сценарии, думаю, уже будут появляться гостиницы, которые не смогут пережить кризис. Во всяком случае – с нынешними собственниками. Период восстановления — полтора-два года», — считает он.

Третий сценарий – карантин продлится на 6 и более месяцев. Последствия – катастрофические для отрасли. Она, по мнению Чорного, не пропадет как таковая, но окажется в затяжном периоде кризиса: многие отели закроются из-за отсутствия спроса, некоторые будут переоборудованы под общежития или бюджетное размещение, некоторые станут бизнес-центрами или чем-то вроде того.

«Самое главное, что на несколько лет отельный рынок станет непривлекательным для инвесторов. Период восстановления — 3-5 лет», — прогнозирует развитие событий при таком сценарии эксперт.

Артур Лупашко отмечает, что гостиничный бизнес отличается достаточно высокими показателями рентабельности (40-60%) и длинным периодом окупаемости (от 7 до 15 лет).

Эти две переменные, по его словам, обуславливают более мягкий проход через кризис, в отличии от большинства других бизнесов.

«Большинство гостиниц быстро консервируются и так же быстро запускаются. Как правило, сезонные объекты нашей сети отелей Ribas Hotels Group мы консервируем за 5-7 дней в сентябре и запускаем за 7-10 дней в мае», — поясняет он.

Расходы, которые необходимы для поддержания отеля в период консервации, — это налог на землю, налог на недвижимость, охрана и коммунальные (в пределах 5-10% операционных расходов в период работы).

Получается, если предположить, что финансовые показатели до этого были в порядке и карантин закончится хотя бы в середине мая, то шансы у таких отелей есть.

Другая ситуация, по словам Лупашко, с сервисными компаниями, связанными с гостиничным бизнесом. Их рентабельность, как правило, около 10-20%, и они не могут распустить команду и за две недели собрать ее обратно перед сезоном.

«Сейчас туроператоры, сервисы онлайн-бронирования, управляющие компании и тысячи турагентов обращаются к своим резервам. В большинстве их хватит на 1-2 месяца. До 70% турагентств закроются до 1 июня, если ситуация не изменится», — уверен Лупашко.

Марина Лео настроена оптимистически: рынок выстоит, но его ждет трансформация. В качестве аргумента эксперт советует обернуться и посмотреть, что у нас за плечами.

«За последние 30 лет Украина пережила немало политических и экономических кризисов, видела две революции, привыкла к постоянному обвалу гривны и (не надо забывать) живет в состоянии военного конфликта. И все это время рынок коммерческой недвижимости существовал, адаптировался под новые реалии и развивался дальше, хотя он очень уязвим к подобным перипетиям. И сейчас он тоже выстоит», — уверена Лео.

По ее словам, после кризиса вперед, как всегда, пойдут только те, кто сможет мыслить и работать иначе, уходить от штампов, задавать новые стандарты. Кризис научит нас новым технологиям ведения бизнеса и коммуникации с людьми.

Бизнес ждет поддержки властей

Пока гостиничный сектор выживает как может и пытается понять, как быть и куда деваться, власти медлят с поддержкой отрасли. Сейчас отсчет идет уже не на месяцы или недели, а на дни. Если поддержки не будет, то начнется стагнация, массовые увольнения и кризис.

Есть ряд первоочередных необходимых мер для спасения и смягчения экономического удара от коронавируса, в которых нуждается отрасль. Гостиничный бизнес, поясняет Лупашко, сейчас ждет от правительства следующих шагов:

  • запретить начисление неустойки (штраф, пеня) или других финансовых санкций на период карантина и 12 месяцев после;
  • запретить насчитывать проценты и другие платежи за пользование кредитными средствами;
  • обязать банки и/или финансовые учреждения предоставлять отсрочку по уплате средств;
  • снизить НДС для предприятий отельной отрасли до 10%.

Чорный тоже добавляет в этот перечень:

  • налоговые каникулы;
  • отмена или хотя бы уменьшение налога на землю;
  • отмена НДС на период кризиса;
  • беспроцентные кредитные программы;
  • отсрочка выплат имеющихся кредитов и налогов, снижение (пусть даже временное) нагрузки на ФОТ.

«Это помогло бы хоть как-то справиться с кризисом, не потерять персонал и сохранить бизнес, который уже скоро (очень на это надеюсь) снова заработает и снова будет наполнять бюджет страны. И да – пока игра в одни ворота, и все заявления о поддержке бизнеса так и остаются декларативными», — резюмирует эксперт.

Среди важных стратегических решений, которые все время откладывались, по мнению Лео, оказалось то самое снижение ставки НДС для средств размещения и питания (гостиниц и ресторанов), которое и так предусмотрено Соглашением об ассоциации с ЕС, но так и не реализовано.

«В Люксембурге – самая низкая ставка НДС, всего 3%. Возможно, нам тоже надо сделать самую минимальную в Европе и самую привлекательную для инвесторов ставку НДС», — предлагает отельер.

Также, по словам Лео, среди предложений отрасли звучала отмена туристического сбора как налога, который является очень дорогим в администрировании как для государства, так и для бизнеса.

«Учитывая, что сейчас турпотоки упадут сильно, нет смысла в туристическом сборе на следующие 3 года точно. Еще один необходимый фактор – предоставление налоговых каникул для инвесторов на 3−5 лет на аренду комплексов и земли (по примеру Турции)», — убеждена Марина Лео.

Время обнулиться и ставка на цифру

Игроки рынка недвижимости едины во мнение, что отельный сектор ждут большие изменения как в краткосрочной перспективе по завершению карантина, так и в забеге на длинную дистанцию — 3-5 лет.

Причем часть этих трансформаций будут происходить вполне естественным образом, то есть продолжатся, активизируются. Или начнутся процессы переформатирования, которые созрели и имеют место быть. А часть – по принципу «меняйся или умри».

Например, по мнению Александра Чорного, кризис подтолкнет отельеров к оптимизации процессов – работы каждого департамента. Но это касается исключительно операционной деятельности. Все остальное зависит от продаж номеров. Нет гостей – нет инвестиций.

«Есть, конечно, определенный процент отелей, для собственников которых это не основной бизнес. При наличии подушки безопасности и инвестиций – как раз можно и реконструкцию сделать, и прикупить парочку конкурентов. Но это не точно», — отшучивается эксперт.

С переходом в цифру (насколько это возможно), по мнению экспертов, у нас все в порядке. Конечно, убеждена Марина Лео, нынешний кризис даст еще более мощный толчок к стремительному развитию технологий, которые становятся частью сектора hospitality: искусственный интеллект, открытые программные интерфейсы, дополненная реальность, использование голосовых помощников, блокчейн, нейроинтерфейсы, биометрия и распознавание лиц.

Но вместе с тем гостиницы – это место, где люди встречаются, и ничто не сможет заменить личного общения.

Проиграют в гонке за гостя, отмечает Артур Лупашко, те отели, которые не уделяют должное внимание своему продвижению в интернете, интеграции с сервисами онлайн-бронирования на сайте, оплате картой с сайта, удаленной регистрации, коммуникации с гостями через мессенджеры и другим сервисам, которые облегчают доступ к услугам отеля бесконтактно.

Возможность бронировать и оплачивать номера онлайн, применение облачных сервисов и профессионального ПО, гостиничное ТВ, системы контроля доступа и безопасности — все это уже давно используется качественными отелями, уверен Чорный. Поэтому глобального скачка роста цифровизации отелей ждать не нужно.

«Максимум, что сделают отели, которые пока продавали номера по старинке, – телефон и/или мейл, поставят модуль бронирования, может, настроят чат-боты и более активно пойдут в социальные сети. Более сложные технологии, как, например, системы бесключевого доступа в номер (посредством цифрового ключа в телефоне), требуют немалых инвестиций, что сейчас не на повестке дня», — поясняет он.

Да и без этого работы будет хватать. Изменения — малые и серьезные — захватят всех без исключения.

Лишь одно, по мнению Лео, останется неизменным – потребность в хороших эмоциях, в гостеприимстве и в человеческом тепле.

«Это самая большая ценность, которой мы сейчас в значительной мере лишены. Онлайн-конференции, электронные сообщения и совещания в Zoom не могут заменить живого общения. После окончания карантина людям с новой силой захочется путешествовать, общаться и ощущать полноту жизни», — резюмировала отельер.

Поблагодарить 🎉