Мы собрали ключевые советы экспертов каждой из отраслей права для сохранения бизнеса в кризисный период.
Как сейчас выглядит оптимальная модель управления? Как позаботиться о сотрудниках и не потерять их? А как быть с контрагентами? Льготы, поставки, платежи за электроэнергию, коммуникация — на что еще стоит обратить внимание? Советы призваны сохранить режим полной боевой готовности и безопасной адаптации бизнеса.

1. Прежде всего следует трезво оценить ситуацию, сложившуюся в части возможности ежедневного обеспечения операционной деятельности и способности генерировать доходы. Если во время карантина вы не сможете работать вообще, даже в «гостевом» или дистанционном режиме, то честно попросите сотрудников взять отпуска без сохранения заработной платы.
Так вы сохраните бизнес и впоследствии сможете восстановить деятельность и рабочие места. Если же люди этого не понимают – стоит оформлять состояние простоя и предупреждать их о предстоящем увольнении по сокращению.
2. Не надо надеяться, что ваши сотрудники будут так же эффективны, работая на дому дистанционно. Людям, особенно тем, кто имеет детей, трудно приспособиться к новому ритму жизни. Поэтому проявите терпение и дайте несколько дней для настройки процессов. Ваши сотрудники будут вам благодарны!
3. Следует помнить, что жизнь человека является наивысшей социальной ценностью. Поэтому если вы не имеете возможности остановить производственную деятельность, вам придется позаботиться о средствах индивидуальной защиты, служебном транспорте, мониторинге состояния здоровья, измерении температуры и о других необходимых для соблюдения карантинного режима и жизнедеятельности вещах. Иначе вы останетесь без сотрудников.
«Не надо надеяться, что ваши сотрудники будут так же эффективны, работая на дому дистанционно».

Мои советы будут лаконичными. Итак, о мерах, которые стоит предпринять для гарантированного сохранения бизнеса.
1. Минимизация затрат. Необходимо договориться с работниками, в работе которых в настоящее время отсутствует необходимость, об отпусках за свой счет. С контрагентами — об изменении обязательств (сроков и размеров осуществления платежей и тому подобное) в связи с карантином. Полюбовно или же в связи с существенным изменением обстоятельств/форс-мажором.
2. Предпринять все возможные действия, направленные на продолжение хозяйственной деятельности — обеспечение соответствующих условий и возможностей для работников, в работе которых есть необходимость. Как удаленной, так и на производстве.
3. Обязательное стратегическое планирование с учетом новых реалий – то есть возможность перепрофилирования бизнеса.
Необходимо сразу думать о возможном перепрофилировании бизнеса.
- Читайте также: Бизнес рассказал, чего ждать после карантина

1. Предприятия в секторе энергетики должны продолжать работу с учетом нормативных актов, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19).
Карантин, установленный постановлением Кабинета министров, не относится к чрезвычайному положению по Закону «О правовом режиме чрезвычайного положения». Однако требования относительно работы предприятий во время карантина предусмотрены Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» («Закон о предотвращении COVID-19»).
В частности, этим Законом предусмотрен порядок работы сотрудников предприятий и порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг, включающих в себя электрическую энергию. При этом, согласно Закону «О рынке электрической энергии», предприятия энергетики должны обеспечивать безопасность поставок электрической энергии как способность электроэнергетической отрасли обеспечивать потребности потребителей в электрической энергии.
Таким образом, во время карантина предприятия сектора энергетики должны соблюдать законодательство и обеспечивать безопасность поставки электрической энергии.
2. Учесть форс-мажорные обстоятельства в связи с введением карантина.
«Законом о предотвращении COVID-19» перечень форс-мажорных обстоятельств дополнен карантином, установленным Кабинетом Министров Украины. Учитывая фактическое установление такого карантина с 12 марта, предприятиям в секторе энергетики рекомендуется проанализировать договорные обязательства с контрагентами в части их выполнения во время форс-мажорных обстоятельств. В случае возможных задержек с выполнением обязательств в связи с карантином важно направить уведомление о форс-мажорных обстоятельствах контрагентам и получить сертификат ТПП Украины на подтверждение этих обстоятельств.
В случае изменения сроков исполнения обязательств в связи с форс-мажорными обстоятельствами рекомендуется заключение дополнительных соглашений к договорам относительно новых сроков исполнения обязательств. Таким образом, важно соблюдать условия договорных документов и своевременно информировать контрагентов о форс-мажорных обстоятельствах.
3. Быть готовыми к задержкам платежей за электрическую энергию.
В связи с карантином ожидается, что большинство населения будет работать дистанционно. Карантином также предусматриваются ограничения передвижения граждан. Это приведет к задержкам по уплате коммунальных услуг, в том числе за электрическую энергию. Именно поэтому «Законом о предотвращении COVID-19» на период действия карантина или ограничительных мероприятий, связанных с распространением коронавирусной болезни (COVID-19), и в течение 30 дней со дня его отмены запрещается начисление и взыскание неустойки (штрафов, пени) за несвоевременное осуществление платежей за жилищно-коммунальные услуги и прекращение/приостановление оказания жилищно-коммунальных услуг гражданам в случае их неоплаты или оплаты не в полном объеме.
Задержки платежей могут также ожидать производители ВИЭ за произведенную электрическую энергию по «зеленому» тарифу, поскольку так и не был решен вопрос относительно дефицита гарантированного покупателя. Таким образом, предприятия в секторе энергетики должны учитывать возможные задержки с платежами за электрическую энергию.
Предприятиям стоит подготовиться к задержкам платежей за электрическую энергию.
- Читайте также: Кредитные каникулы будут не для всех – позиция НБУ

1. Провести аудит контрактов с контрагентами и выделить круг «рисковых».
Ожидается принятие целого ряда управленческих решений о невыполнении или отсрочке выполнения контрактных обязательств со ссылкой на последствия карантина как на форс-мажор. Это будут именно управленческие решения с учетом всех правовых рисков и последствий.
Поэтому будьте готовы к судебным процессам. Заблаговременно проконсультируйтесь и разработайте с советниками план действий для минимизации рисков как на случай, если вам объявят о форс-мажоре, так и при принятии решения об объявлении вами форс-мажора.
2. Адаптировать модель управления и рабочие процессы.
Карантин даже в нынешнюю эпоху тотальной диджитализации продемонстрировал, что далеко не весь бизнес готов к дистанционному управлению.
Не готов как эмоционально, так и с точки зрения технического обеспечения рабочих процессов. Уровень финансовой безопасности также в основном рассчитан лишь на кратковременный карантин. При необходимости просмотрите правила управления и адаптируйте рабочие процессы. Бизнес должен быть готов к новому форс-мажору.
3. Оптимизировать расходы.
Выберите оптимальную для вас как с организационной, так и с финансовой точки зрения модель оформления трудовых отношений с работниками: удаленная работа, ежегодный отпуск, отпуск без сохранения заработной платы или простой.
Посмотрите (при необходимости) выбранную систему налогообложения. Учтите, что ФОПы временно освобождаются от уплаты ЕСВ. Воспользуйтесь налоговыми льготами относительно временного освобождения от уплаты налога на нежилое недвижимое имущество и платы на землю.
Стоит подготовиться к судебным искам и процессам из-за форс-мажора.

Экономические кризисы цикличны и происходят каждые пять лет, но к кризису, вызванному пандемией в условиях стремительного внедрения ряда ограничений государством, бизнес оказался не готов.
Несмотря на наличие программ управления рисками, оказалось, что противостоять вызовам в новых условиях достаточно сложно. Сегодня любому бизнесу надо научиться использовать «окно возможностей», которые могут открыться перед ним, ведь после любого спада всегда происходит рост. И главное — это пройти испытания в период вызовов рецессии.
Безусловно, универсального рецепта противостояния вызовам не существует. И любые рекомендации зависят от бизнеса и его масштабов, однако, по моему мнению, можно выделить следующие:
1. Пересмотр внутренних политик управления рисками и реагирования на кризисные ситуации.
В условиях кризиса такие политики должны быть пересмотрены и адаптированы к новым условиям и сделаны пошаговые инструкции.
Например:
– каким образом обеспечить работу сотрудников дистанционно;
– как обеспечить сбор информации для работы над проектами; проведение встреч;
– как заменить командировки без существенного влияния на ведение бизнеса.
Необходимо разработать свои политики с учетом best and worth case scenario и готовить бизнес к развитию каждого из них. Влияние пандемии – не единственный риск, который должен быть учтен. Во время любого кризиса бизнес становится особенно уязвим к кибер-угрозам, например. Не менее важно точно определить лиц, которые должны отвечать за разработку и внедрение соответствующей политики управления риском.
2. Если бизнес предусматривает предоставление услуг и сотрудники могут работать дистанционно, то необходимо обеспечить наличие платформ для удаленной работы и проведения онлайн-встреч.
3. Если компания производит продукцию, то необходимо оценить и пересмотреть политику поставок. Например, если товар, который производится, содержит компонент, который закупается в стране, поставки которой запрещены, то необходимо найти другие каналы поставки или перепрофилировать производство. Однако нельзя исключать и то, что могут возникнуть проблемы с поставкой компонентов, и это должно быть учтено при производстве такой продукции.
4. Осуществление правильной коммуникации. Сотрудники и клиенты являются ключевыми для развития любого бизнеса. Именно поэтому сотрудники и клиенты должны быть правильно проинформированы об антикризисных мерах, которые будут приняты в компании.
Так, например, сотрудники должны понимать, что они защищены в условиях кризиса. В свою очередь клиенты должны быть правильно проинформированы о деятельности компании в условиях кризиса и понимать, что ваша компания является надежным контрагентом.
5. Не менее важными являются меры, которые могут быть введены государством для поддержки бизнеса. В этом случае речь идет не только о льготах и налоговых каникулах, но и о государственном заказе у национальных производителей. Соответствующие меры должны быть пролоббированы бизнесом в условиях кризиса.
Cотрудники должны понимать, что они защищены в условиях кризиса.