Facebook Pixel

Как создать подкаст, который будут слушать

Как создать подкаст, который будут слушать – советы от авторов подкаста іТочка. Фото: helloteacherlady.com

Как создать подкаст, который будут слушать – советы от авторов подкаста іТочка. Фото: helloteacherlady.com

«Мы с моим коллегой поняли, что нам классно разговаривать друг с другом – и решили создать подкаст». Так несколько лет назад появился подкаст «Точка», рассказывает его соавтор Татьяна Касьян. Для каждого эпизода она и ее коллега Тимур Левчук выбирают интересующую обеих тему, разбирают ее и «пытаются расставить точки над і». Так появились выпуски о войне в Украине, приложениях для знакомств, скандале вокруг высказываний Джоан Роулинг и многие другие.

Татьяна уверена: чтобы создать подкаст, вам не нужна профессиональная техника, гораздо важнее понимать, кому и что вы будете рассказывать. О внутренней аудио-кухне она рассказала на онлайн-лекции в рамках клуба «Наука единения» – совместного проекта STEM is FEM и программы «Единение ради действия».

Так как понять, что пришло время создать собственный подкаст и с чего начать? Мы собрали вам советы от Татьяны.

1

6 вопросов о подкастах: что следует знать на старте

Татьяна Касьян сформулировала шесть вопросов, которые рекомендует задать себе в начале создания подкаста. Именно они помогут лучше понять: что именно и кому вы можете рассказать, да и вообще хотите ли это делать.

Кто вы?

В чем вы эксперт и в чем ваша сила? Прежде всего важно определить свою роль в подкасте.

Кто они?

Для кого вы будете говорить? Чтобы делать качественный и понятный контент необходимо понимать, какой будет целевая аудитория. Ведь именно от этого будет зависеть формат контента.

Что вы будете говорить?

Какое основное мнение будет нести ваш подкаст? Здесь важно сформулировать не только общую тему подкаста, но и расписать подтемы выпусков.

Какова цель вашего подкаста?

Какие эмоции вы хотите вызвать у слушателей? Это будут юмористические выпуски, чтобы аудитория посмеялась? Будет ли это подкаст о здоровом образе жизни — чтобы все больше людей начали заниматься спортом?

Кто вам нужен?

В каком формате вы будете делать подкаст и чья помощь понадобится? Если записываете выпуски только вы — вероятно, потребуется дизайнер, чтобы разработать обложку и монтажер. В начале вы можете думать, что легко будете делать все самостоятельно. Но важно объективно рассчитать, действительно ли это так. Может быть, вам нужна команда. Также, если вы хотели бы говорить, например, о психологии, но не психолог — нужен эксперт. Или ситуация противоположная: вы – эксперт и хотите только готовить материал. Вам нравится проводить исследования, писать тексты, но начитка – это точно не ваше. Тогда нужен человек, который озвучит материал.

Хватит ли у вас идей?

Очень важно расписать идеи — хотя бы на шесть эпизодов. Чтобы знать, сколько выпусков у вас точно хватит материала.

2

Как создать подкаст

После того, как вы ответили на все вопросы и составили концепцию будущего подкаста, начинается самое интересное – работа над ним. Но и здесь еще далеко до «сесть и говорить в микрофон».

Для начала вам необходимо определиться с контентом: названием подкаста, четкой тематикой сезона и каждого выпуска, а также его наполнением. Нужно ли вам писать сценарий эпизода? Зависит от вас. Он не критически важен, намного важнее ваша подготовка и исследование темы. Но, как вариант, вы можете составить тезисный план эпизода и следовать его структуре во время записи.

Важным моментом в создании подкаста является определение его tone of voice: стиля разговора, голоса, подачи, с которой создаются описания эпизодов. Например, если это научный подкаст, то в нем, конечно же, должна быть терминология. Но важно отталкиваться от аудитории. Если это ученые, здесь будет много профессиональной лексики. Если же подростки — то надо говорить на понятном для них языке.

Чтобы люди хотели возвращаться к вам, важно говорить так, чтобы вас слушали. Вы можете поискать в интернете упражнения на дыхание и разработку артикуляционного аппарата и тренироваться по ним. Четкое произношение и понятные интонации еще никому не навредили.

Не последнюю роль в подкасте играет музыка. Вам необходимо разработать заставку – и она должна быть узнаваема. Опционально можно добавлять музыкальные перебивки в течение записи, чтобы разделить на части. Или ставить звуки на фон и делать вставки, которые будут начитаны другим голосом. Некоторые материалы можно найти в бесплатных музыкальных библиотеках, например в YouTube.

Также нужно разработать визуальный стиль вашего подкаста: лого и каверы для соцсетей. Конечно, можно делать отдельную иллюстрацию на каждый эпизод, но для узнаваемости лучше повсюду ставить одно и то же изображение.

После того, как вы все продумали и подготовили, происходит сама запись – но магия все еще не случается.

Ведь после записи нужен монтаж, где вы уберете все затенения, вздохи и вообще все, что вам не нравится. Можете воспользоваться, например, популярной программой Audacity – она бесплатна и достаточно понятна в использовании. После того, как вы смонтировали подкаст, очень важно финально прослушать его в наушниках – так, как его будут слушать другие.

Теперь необходимо выбрать платформу, на которую вы загрузите эпизод. Именно оттуда запись будет «расползаться» по площадкам, где ее послушают: Apple Podcast, Google Podcast, Spotify. Для начала это может быть бесплатным и популярным Anchor. А вот на SoundCloud и Youtube запись нужно скачивать отдельно. Но лучше распространить эпизод повсюду – кто знает, какую платформу предпочитает ваш потенциальный слушатель.

Чтобы набрать аудиторию, вам необходимо определиться, какими способами вы будете продвигать свой подкаст. Конечно, можно настроить таргет или купить рекламу у блоггеров. Но для начала расскажите о подкастах в своих соцсетях и попросите об этом знакомых. Первое правило клуба подкастеров: никогда не упускайте возможности рассказать о делаемом контенте!

3

Какая техника понадобится для записи

Начать записывать подкаст можно просто на диктофон. Татьяна вспоминает: первые эпизоды совместного подкаста «Точка» они записывали на обычные микрофоны-петлички, которые подключили к телефону. Так что вам точно не нужны большие затраты на старте. Вы можете записывать на что-либо, что записывает, монтировать на что-либо монтирующее, и использовать бесплатные приложения с базовыми инструментами.

В будущем, если вы захотите продлить свою подкаст-карьеру, можно купить профессиональный микрофон с поп-фильтром, который будет убирать лишние звуки при записи. Или рекордер, где можно регулировать качество и громкость записи.

QuoteПомните, что самое главное в вашем подкасте – это суть. Как бы вы технически ни прокачались, если вас не интересно слушать – вас не будут слушать. А вот если у вас классный контент — люди обязательно будут возвращаться к вам.
4

Что такое проект STEM is FEM

До 24 февраля 2022 года проект STEM is FEM, инициированный IT-предпринимателем и основателем технологической компании Roosh Сергеем Токаревым, был образовательным проектом по популяризации STEM-специальностей среди девушек-подростков. С началом полномасштабного военного вторжения РФ в Украину деятельность проекта была расширена.

Проект «Наука Единения» реализуется при поддержке программы «Единение ради действия». Организаторы проводят интеграционные офлайн-встречи раз в две недели в шести городах Украины: в Ужгороде, Черновцах, Ровно, Полтаве, Хмельницком и Виннице при условии предварительной регистрации: https://forms.gle/iawm3KicVQpoFzySA

За анонсами встреч можно следить на страницах STEM is FEM в соцсетях: Facebook и Instagram.