
Интеграция Украины в Евросоюз
Когда в Украину начнут летать европейские лоукостеры? Когда украинские грузоперевозчики перестанут днями стоять в пунктах пропуска? Когда украинская транспортная система перейдет на европейские модели работы? Ответы на эти вопросы во многом связаны с завершением интеграции Украины в Евросоюз. Старт процессу такой интеграции дало подписание в 2014 году Соглашения об ассоциации. В июне 2022 года Украина получила от ЕС статус страны-кандидата. Это сделало более реальным выполнение Соглашения.
В 2023 году Украина должна выполнить большинство обязательств, которые взяла на себя в 2014-м. Накануне саммита Украина — ЕС, который пройдет 3 февраля в Киеве, Институт экономических исследований (ИЭИ) проанализировал, что уже сделано. В повестке саммита вопросы интеграции будут главными.
Особенности евроинтеграции Украины в сфере транспорта
Сфера транспорта и логистики имеет существенную специфику интеграции, так как регулирование транспорта исторически является прерогативой национальных правительств. Сейчас ЕС последовательно переводит на себя отдельные функции и проводит унификацию законодательства, поэтому не все вопросы интеграции решаются Еврокомиссией — многое зависит от двусторонних договоренностей Украины со странами — членами ЕС, отметила Ирина Коссе, старший научный сотрудник ИЭИ.
Интеграция Украины в ЕС в сфере железнодорожных перевозок
Эксперты ИЭИ отмечают, что в этой сфере пока достигнут наименьший прогресс из всех транспортных отраслей. Фактически только объявили о начале корпоратизации «Укрзализныци» (УЗ) и законодательно нормировали вопросы управления безопасностью.
Что еще нужно сделать:
- принять закон о железнодорожном транспорте, который должен разделить УЗ на функциональные компании: предоставление транспортных услуг, управление инфраструктурой и, возможно, производство и ремонт подвижного состава;
- допустить частные локомотивы на железную дорогу – ранее запустился пилотный проект, несколько компаний выиграли конкурс, но их локомотивы так и не выехали на маршруты, так как не удалось решить вопрос с УЗ о плате за использование путей;
- внедрить директиву ЕС об оперативной совместимости железнодорожных систем;
- модернизировать подвижной состав;
- имплементировать остальное общее железнодорожное законодательство EC (8 директив и 2 регламента по грузовым и пассажирским перевозкам, плате за пользование путями, распределению пропускной способности железной дороги и т. д.);
- вступить в Европейское железнодорожное агентство.
Интеграция Украины в ЕС в сфере авиационных перевозок
В ЕС есть Соглашение о совместном воздушном пространстве (ССВП), которое имеет большую силу, чем Соглашение об ассоциации. Украина подписала ССВП, теперь его должны ратифицировать все члены ЕС. Соглашение разрешает украинским компаниям летать в страны ЕС, европейским – в Украину, также европейцы могут летать внутри Украины.
Соглашение пока асимметричное, оно дает больше преимуществ европейским перевозчикам, и это будет темой новых переговоров с ЕС, которые нужно будет начинать после войны.
Что Украина уже сделала на пути к членству в ЕС:
- приняла правила «Доступ на рынок услуг по наземному обслуживанию в аэропорту»;
- приняла правила по сертификации воздушных судов, процедуры для сертификации аэродромов;
- утвердила ряд лицензионных условий и правил перевозки пассажиров, страхования, правил полетов, метеорологического обслуживания, требований для летных экипажей, сертификации агентов по продаже воздушных перевозок, летной эксплуатации, использования воздушного пространства, сертификации диспетчеров.
Что еще предстоит сделать на пути к членству в ЕС:
- урегулировать вопросы проведения инспекционных проверок и аудитов по стандартам EASA (европейский орган авиационной безопасности);
- обеспечить свободный доступ к рынку услуг по наземному обслуживанию;
- ввести в национальное законодательство ряд регламентов и директив EC в сфере авиации;
- принять законодательные нормы о гармонизации условий предоставления эксплуатационных лицензий, открытом доступе, свободе тарифов и ставок по всему ЕС, обеспечению честной конкуренции, безопасности полетов, защите прав пассажиров и т. д.
Интеграция Украины в ЕС в сфере морских перевозок
Важнейшее достижение в этой сфере – Украина включена в единый рынок морских перевозок: порты Мариуполя и Одессы появились на европейских транспортных картах TEN-T.
Что Украина сделала для интеграции в ЕС:
- приняла необходимые нормативные акты: законы о морских портах, о мультимодальных перевозках и о внутреннем водном транспорте; технический регламент морского оборудования, положение о национальной системе поиска и спасения на море, порядок организации охраны портов, положение о рабочем времени и времени отдыха экипажей судов и т. д.;
- присоединилась к конвенциям: о контроле противообрастающих систем на судах, о грузовой марке.
Что еще нужно сделать на пути к членству в ЕС:
- присоединиться к ряду конвенций, в том числе о труде в морском судоходстве;
- принять правила безопасной погрузки и разгрузки ряда грузов и морских портов.
От ЕС Украина ожидает предоставления ей взаимного режима внутреннего рынка и включения украинских портов в систему «Единого европейского морского окна».
Интеграция Украины в ЕС в сфере речных перевозок
Что Украина сделала для интеграции в ЕС:
- приняла законы о требованиях к профессиональной компетенции перевозчика и взаимном признании квалификационных документов;
- технические требования к судам внутреннего плавания;
- закон о ценообразовании на внутреннем водном транспорте;
- закон о внутреннем водном транспорте (он включает директивы ЕС в полном объеме);
- технические требования к судам (полный аналог стандарта ЕС);
- река Дунай включена в индикативные карты TEN-T.
Что еще нужно сделать на пути к членству в ЕС:
- внедрить европейский стандарт высшего образования на речном транспорте, нормы по обмену навигационной информацией;
- принять регламент EC, который определяет требования к судну для получения разрешения плавать по внутренним водам EC (однако каждая страна может самостоятельно устанавливать дополнительные требования к судну в зависимости от зоны плавания);
- обновить украинские суда в соответствии с техническими требованиями ЕС, что упростит таможенное пересечение границ EC во внутренних водах (при этом порядок осуществления перевозок регулируется национальным законодательством каждой из стран — членов ЕС).
Интеграция Украины в ЕС в сфере автомобильных перевозок
После начала войны подписали специальное соглашение о перевозке товаров по автодорогам (действует до 30 июня 2023 года), что дало возможность украинским перевозчикам работать без дополнительных разрешений.
Приняли закон об автомобильном транспорте, порядок подтверждения профессиональной компетентности водителей, внедрили правила EC по перевозке опасных грузов.
Часть украинских дорог — важнейшие коридоры — включили в TEN-T, что среди прочего позволяет привлекать европейские деньги для развития инфраструктуры.
Что еще нужно сделать Украине:
- добиться от ЕС получения постоянного доступа к рынку автомобильных перевозок;
- принять закон о безопасности эксплуатации колесных транспортных средств, предполагающий введение обязательного техосмотра.