Facebook Pixel

Экспортерам пока больше всего помогает зарабатывать автотранспорт: статистика и проблемы

Ситуация на украинско-польской границе становится критической и может перерасти в катастрофу. «Очереди. Километровые. Многодневные», – написал 3 сентября в фейсбуке замминистра инфраструктуры Мустафа Найем. О многокилометровых очередях фур на пунктах пропуска давно и много пишут в соцсетях.

Главная причина очередей – многократно возросший поток автотранспорта. С началом войны морские порты остаются фактически заблокированными, поэтому основную часть внешнеторговых потоков взяли на себя автомобильный и железнодорожный транспорт.

Очередь фур на границе

Очередь фур на границе

Внешняя торговля в условиях войны

В августе объем украинского экспорта вырос на 25% и составил 7,29 млн тонн. В денежном эквиваленте экспортеры получили $3,36 млрд, что на 411 млн больше, чем в июле.

Рост экспорта связан с частичной разблокировкой портов Большой Одессы. Это позволило значительно нарастить объемы вывоза украинских товаров. В результате перевозки морским транспортом увеличились на 85% и составили почти 2,9 млн тонн. По железной дороге вывезли 3 млн тонн товаров, автомобильным транспортом – 1,36 млн тонн.

Однако наибольшую выручку экспортеры получают от товаров, экспортируемых по автодорогам, – $1,48 млрд, морские грузы стоили $995 млн, а железнодорожные – $788 млн.

По данным Минэкономики, лидерами по стоимости экспорта в августе стали:

  • подсолнечное масло ($443 млн). Объемы его экспорта выросли на 30% — до 366 тыс. тонн. Украина начала вывозить меньше сырья – семян подсолнечника и больше продукции переработки;
  • кукуруза ($347 млн). Экспорт увеличился на 31% — до 1,5 млн тонн. Именно этот товар больше всего выиграл от деблокады портов;
  • рапс ($305 млн). Уже экспортировано 665 тыс. тонн этой культуры нового урожая;
  • пшеница ($213 млн). В августе вывезли в 2,3 раза больше, чем в июле, — 880 тыс. тонн;
  • руда ($172 млн). Из-за оккупации и разрушения юго-восточных регионов объемы экспорта металлургической продукции падают;
  • кабельная продукция ($89 млн). Несмотря на сокращение объемов экспорта на 9,8% эта категория товаров остается одной из ключевых;
  • электроэнергия ($73 млн). Выручка от электроэнергии выросла в 2 раза в сравнении с июлем;
  • семена подсолнечника ($71 млн);
  • мясо птицы ($67 млн). В августе вывезли меньше, чем в июле;
  • соя ($62 млн). В августе рост экспорта составил 30% — до 148 тыс. тонн.

Роль экспорта в развитии украинской экономики

«Украина делает ставку на экспортную модель роста экономики. До полномасштабной войны наш экспорт составлял 35% ВВП. Цель правительства и Минэкономики – поднять его до 50%. 75% экспорта должны составлять готовые товары и услуги», – сказала министр экономики Юлия Свириденко.

По ее словам, для достижения этой цели запустили программу грантов на создание перерабатывающих предприятий. Государство также будет частично компенсировать ставку по экспортным кредитам, которые берутся на 2 – 12 лет и составляют не более 85% суммы внешнеэкономического контракта. «Поможем экспортерам выйти на внешние рынки и быть конкурентными. В результате будет постоянный рост объемов валютной выручки, что станет гарантией макроэкономической стабильности в стране», – добавила министр.

Глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев сказал, что поддерживает заявленную правительством цель повысить долю экспорта в ВВП, однако подчеркивает необходимость изменения структуры экспорта и экономики для достижения этой цели.

«Иначе никак. Даже во Вьетнаме и Камбодже, у которых товарный экспорт в ВВП 90 и 70%, доля промышленных товаров в экспорте занимает более 80%, а продовольствие – менее 10%. Мне не известна ни одна страна с долей продовольствия в экспорте свыше 30%, у которой товарный экспорт был выше 50% ВВП», – добавил нардеп.

«Показатели экспорта в августе, обусловленные решением логистических проблем, никак не свидетельствуют о том, что движение в этом направлении началось. Думаю, поработать надо гораздо более тщательно и глубже, чем громко заявить о намерениях», – подытожил Гетманцев.

Почему на автомобильных пунктах пропуска образовались огромные очереди

Найем отметил, что виновниками очередей на границе традиционно считают пограничников и таможенников, но сейчас проблема не в них. «Я не идеализирую эти службы, но за последние четыре месяца их работа стала более эффективной».

По его словам, главная причина очередей – низкая эффективность работы польских служб, которые проводят фитосанитарный и ветеринарный контроль. «Об этом знают не только перевозчики, но и представители контролирующих органов обеих стран. Но почему-то говорят об этом шепотом, чтобы никого не обидеть».

С начала полномасштабного вторжения России фитосанитарный и ветеринарный контроль на польской границе замедлился в несколько раз. В качестве примера замминистра привел пункт пропуска «Дорогуск». До войны польские фитосанитарные и ветеринарные службы принимали там в сутки около 80 грузовиков. А в конце августа – не более 25. На других пунктах пропуска ситуация аналогичная.

«Решение есть. Мы его предлагали многократно: увеличить количество работников фитосанитарных и ветеринарных служб на польской стороне. Более того, мы предлагали предоставить украинских экспертов, которые помогали бы польским коллегам. Или вообще вывести этот контроль за пределы пунктов пропуска вглубь страны», – написал Найем.

Статистика украинского экспорта

Статистика украинского экспорта


Поблагодарить 🎉