Европейский союз – это свободное движение людей, товаров, услуг и капитала. «Мы движемся в направлении свободы много лет, истекая кровью и прилагая сверхусилия на всех фронтах, но двигаемся с широким национальным осознанием необходимости быть частью свободного мира», – считает известный украинский топ-менеджер Дмитрий Шимкив.
После того как лидеры стран ЕС 23 июня назвали Украину кандидатом на вступление, подобных эмоциональных заявлений прозвучало много. Немало было и высказываний, в которых выражались различные сомнения.
постаралось разобраться в ситуации: что дает Украине кандидатство и что ей нужно сделать, чтобы стать членом ЕС.
Что такое кандидатский статус и что он дает
Кандидатский статус для страны означает, что ее хотят видеть в ЕС, но не сразу, а после того, как она проведет вполне конкретные реформы, реализует необходимые изменения в общественной жизни и экономике.
Президент Франции Эмманюэль Макрон 24 июня заявил, что предоставление Украине статуса кандидата на вступление в ЕС – это политический сигнал, само вступление растянется на годы. Кандидатство Украины оправдано тем, что речь идет о «соседской среде Евросоюза», которую необходимо стабилизировать. Это «геополитический ответ» в контексте военных действий в Украине.
На время кандидатства ЕС сформулировал для Украины домашнее задание из семи шагов по реформе законодательства и правоприменительной практики.
Гипотетически за невыполнение подобного задания любого кандидата могут лишить этого статуса, но в нынешних условиях Украине это не грозит, считает вице-премьер Ольга Стефанишина. «Статус кандидата мы получили безусловно... Что касается семи условий, то в конце года Еврокомиссия проведет оценку их выполнения, и в зависимости от этого будут определяться дальнейшие этапы, связанные с членством», – заявила она в телеэфире.
Какие существуют этапы для вступления в ЕС
В общем случае процедура вступления в ЕС разделена на четыре основных этапа: подача заявки, выдвижение кандидатуры (Украина сейчас здесь), переговоры и присоединение.
Статус кандидата не означает автоматическое начало переговоров о вступлении. Сначала страна должна выполнить требования Европейской комиссии (те самые семь шагов). Директор Центра экономического восстановления (ЦЭВ) Кирилл Криволап считает, что Украина выполнит их до конца 2022 года, а переговоры начнутся в 2023 году.
Процесс переговоров может занять нескольких лет. За это время Украина должна привести свое законодательство в полное соответствие с законодательством ЕС. Это касается практически всех сфер политики: внутренние рынки, конкурентоспособность, Европейская зеленая политика, сельское хозяйство, природные ресурсы и многое другое. Всего 35 направлений.
«Украина может постараться ускорить этот процесс, но, учитывая опыт других стран, спешка в переговорах обычно приводит к нескольку худшим условиям вступления. От качества переговорного процесса зависит, сможет ли Украина значительно улучшить экономические отношения с ЕС на пути к полноправному членству», – считает Криволап.
Отметим, что процесс адаптации украинского законодательства к европейскому был начат еще в 2014 году после подписания Соглашения об ассоциации.
Что Украине нужно сделать на пути к евроинтеграции
Глава финансового комитета ВР Даниил Гетманцев считает, что на пути в ЕС только в сфере публичных финансов необходимо имплементировать:
- по таможне – семь регламентов и присоединиться к двум конвенциям;
- по налогам – 22 директивы;
- по финансовому и банковскому рынку – девять директив и три регламента.
«Работы достаточно. И это нужно сделать быстро, но очень важно сделать процесс имплементации максимально безболезненным для украинского общества и бизнеса. В то же время и бизнесу, и обществу необходимо принять очевидный факт, что интеграция – это восприятие европейских ценностей и правил, главным из которых является верховенство права или закон один для всех», – отметил Гетманцев.
В налоговой сфере он назвал первоочередной задачей имплементацию 112-й директивы Совета ЕС об общей системе НДС.
В части налога на прибыль следует имплементировать положения целого ряда директив, регулирующих трансфертное ценообразование, противодействие уклонению от налогообложения доходов. Речь идет также об электронном аудите и электронной риск-ориентированной работе Государственной налоговой службы, а не проведении выездных проверок, как это происходит сейчас.
«Не хочу никого шокировать, но некоторые из директив, которые нужно имплементировать Украине, еще даже официально не переведены на украинский», – добавил Гетманцев.
Криволап считает, что существует стереотип в отношении европейской интеграции – мол, только Украина является получателем выгоды. Но ЕС также может извлечь значительную выгоду. Интеграция Украины может существенно повысить возможности Евросоюза за счет украинской зеленой энергетики (в том числе водородной), товаров, материалов будущего (литий, титан, железо), продуктов переработки, инноваций и т. д. Поэтому Украине важно сосредоточиться на сотрудничестве с ЕС в контексте усиления собственной стратегической автономии в процессе послевоенного обновления.
В Нацбанке отметили, что статус страны-кандидата предусматривает новые задачи для финансового регулятора, среди них:
- приближение украинского законодательства в сфере финансовых услуг к праву ЕС и продолжение либерализации движения капитала;
- расширение взаимодействия с европейскими институтами, в частности Еврокомиссией, Европейским центральным банком, Европейским органом банковского надзора (EBA), Европейским органом по страхованию и пенсионному обеспечению (EIOPA), центробанками и надзорными органами государств – членов ЕС;
- содействие поступлению нового пакета макрофинансовой помощи ЕС в размере 9 млрд евро в поддержку макроэкономической стабильности и другой помощи;
- принятие мер по обеспечению более тесной интеграции украинского и европейского финансовых рынков и открытие доступа для их участников к дополнительным инструментам осуществления международных платежей с целью присоединения Украины к единой зоне платежей в евро (Single Euro Payments Area, SEPA) и т. д.
Премьер-министр Денис Шмыгаль считает, что Украина уже начала интеграцию во внутренний рынок ЕС, подписала авиационный, энергетический «безвизы» и близка к заключению таможенного, промышленного и цифрового.
Что даст Украине процесс вступления в ЕС
По оценке ЦЭВ, при условии окончания войны с РФ до конца 2022 года и начала переговоров с ЕС в 2023 году Украина может за 5 лет кандидатства увеличить экспорт в ЕС до $75 млрд в сравнении с $25,7 млрд в 2021 году (оптимистичный сценарий). По пессимистичному сценарию увеличение произойдет до $30,2 млрд.
«Процесс вступления в ЕС станет неотъемлемой частью путей восстановления нашей страны. Кроме того, это открывает Украине более широкий доступ к программам и фондам ЕС, а также привлечению новых инвестиций, поскольку бизнес теперь будет рассматривать Украину как потенциального члена Евросоюза и перспективную площадку для стартапов», – отметил Шмыгаль.
«Евроинтеграция устанавливает для нас определенные рамки, предохраняет от непродуманных экспериментов, от каких-то шатаний из стороны в сторону и определяет четкий указатель, где должна быть Украина через 2 — 3 года», – считает Гетманцев.