В пятницу, 3 февраля, в Киеве пройдет саммит Украина-ЕС. На нем будут обсуждать прогресс Украины по реформам на пути к евроинтеграции, однако особого прогресса по этому вопросу эксперты не ожидают. Впрочем, украинские власти считают символическим, что лидеры ЕС в этом году прибудут в Киев.
Хотя именно по выполнению Украины домашней задачи на пути в ЕС Киев вряд ли услышит что-то новое, ожидается, что на саммите также обсудят другие вопросы — в частности, о вооруженной помощи для Украины весной и создании специального международного трибунала для российских военных преступников.
Напомним, Украина до конца года должна была выполнить семь блоков требований со стороны Еврокомиссии по приближению отечественного законодательства к европейским нормам и сохранению нашего статуса кандидата в ЕС.
Хотя Евросоюз и отметил прогресс Украины во внедрении реформ, полностью требования, предъявляемые к статусу кандидатства, еще не выполнены. исследовал, каков прогресс с евроинтеграционными реформами в нашей стране.
Как ЕС оценивает прогресс Украины на пути к евроинтеграции
Европейская комиссия в 2022 году опубликовала ежегодный отчет по выполнению Украиной Соглашения об ассоциации, в котором положительно оценила шаги официального Киева.
Отчет охватывает внедрение Украиной реформ в рамках Соглашения об ассоциации с момента опубликования последнего отчета 1 декабря 2020 до начала полномасштабной военной агрессии рф 24 февраля 2022 года.
«Несмотря на вызовы, в частности со стороны рф, Украина сделала важные шаги в имплементации Соглашения об ассоциации. Реформы, осуществленные сейчас в этом контексте, позволяют Украине с уверенностью начать новый этап отношений с ЕС после решения Европейского Совета о предоставлении Украине статуса страны-кандидата. Нелегитимная и непровоцированная военная агрессия россии против Украины не помешает ЕС поддержать программу реформ в Украине», — подчеркнул высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Жозеп Боррель.
В отчете отмечается, что Украина, несмотря на войну, в целом продолжает выполнять контрольные показатели либерализации визового режима и приняла меры по выполнению предварительных рекомендаций. Однако необходимы дальнейшие усилия, среди прочего, в сферах борьбы с коррупцией, отмыванием денег, предотвращении и борьбе с организованной преступностью.
Весной 2023 года Европейская Комиссия должна предварительно оценить прогресс Украины в выполнении семи рекомендаций, необходимых для начала переговоров о членстве Украины в ЕС. Соответствующее решение было принято 13 декабря 2022 года на заседании министров стран-членов ЕС.
Чего уже добилась Украина на пути в ЕС
Поскольку Украина уже давно проводит реформы в направлении приближения законодательства Украины к праву ЕС и европейской интеграции, среди озвученных к нам требований до конца года для сохранения статуса кандидата было всего семь:
- реформа Конституционного Суда по части избрания судей;
- проверка кандидатов и процедура их назначения в Высший Совет Правосудия;
- антикоррупционная реформа;
- борьба с отмыванием средств;
- принятие законодательства по ограничению влияния олигархов на экономику;
- согласование аудиовизуального законодательства со стандартами ЕС;
- новое законодательство о национальных меньшинствах.

Украина: 7 шагов по сохранению кандидатства в ЕС
Верховная Рада стремится принять все законы, связанные с обязательствами Киева по вступлению в ЕС до 2025 года, уверяет спикер ВР Руслан Стефанчук:
«За два с лишним года работы действующего созыва парламента был принят 81 законодательный акт, связанный с евроинтеграцией. После этого мы получим целый ряд директив ЕС, в соответствии с которыми нужно принять законодательные акты. Мы сейчас работаем над этим комплексом законопроектов».
На сегодняшний день, по словам вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольги Стефанишиной, сформировано 30 законопроектов, которые можно принимать во время военного положения, которые будут помогать предприятиям, экономике и не будут создавать дополнительного негативного регулирования.
Вступление Украины в ЕС: борьба с коррупцией и экономное ProZorro
Власти уже разработали дорожную карту по каждому из семи пунктов рекомендаций Еврокомиссии, и по каждому уже есть наработки, отмечает также Стефанишина.
«Работа велась и до начала полномасштабной войны, но мобилизации настолько большой политической воли для того, чтобы продвинуться по каждому из этих пунктов, у нас не было. И сегодня рекомендации от Европейской Комиссии являются определенным стимулом», — подчеркнула вице-премьер в эфире телемарафона «Суспільного».
В целом, украинцы уже смогли не без проблем, но запустить независимые институты для борьбы с коррупцией:
- Национальное антикоррупционное бюро;
- Специализированную антикоррупционную прокуратуру;
- Национальное агентство по предотвращению коррупции.
Также была введена система электронного декларирования государственных служащих, позволяющая государственным институтам и независимым расследователям эффективно проявлять коррупционную деятельность.
Еще одно достижение – создание автоматической электронной системы публичных закупок ProZorro, которая за пять лет существования сэкономила государственному бюджету Украины 150 млрд грн (около 5 млрд евро).
Как Украина выполняет Соглашение об Ассоциации с ЕС
По данным Евроинтеграционного портала, прогресс выполнения Украиной Соглашения об Ассоциации сегодня такой:

Прогресс Украины на пути евроинтеграции по сферам
Что не так с законами Украины, принятыми по требованию ЕС
Украина осуществила заметный прогресс в выполнении соответствующих рекомендаций и требований ЕС.
К сожалению, некоторые принятые законы нуждаются в дополнительном рассмотрении Венецианской комиссией, а другие получают негативные выводы на соответствие законодательству Украины, поскольку лишь фрагментарно меняют один вопрос целого массива норм.
Закон о медиа: 10% для ЕС, 90% — о контроле над медиа
Много вопросов у общественности вызвал закон «О медиа», хотя формально он выполнил требование Еврокомиссии по защите аудиовизуальной информации.
Так, Комитет защиты журналистов еще в конце сентября призвал приостановить его рассмотрение.
«Закон серьезно угрожает свободе прессы в стране, усиливая государственный контроль над информацией тогда, когда граждане нуждаются в ней больше всего», — подчеркивала координатор программ CPJ в Европе и Центральной Азии Гульноза Саид.
Она призвала по крайней мере дождаться рекомендаций ЕС по закону, а потом уже его принимать с учетом замечаний Европы. В то же время, авторы закона уверяли, что такой угрозы нет, а принимать закон нужно уже в этом году, в рамках семи шагов на пути к евроинтеграцмм.
Следует отметить, что закон расширяет полномочия Нацсовета по телевидению и радиовещанию, в частности, давая возможность регулировать онлайн- и печатные СМИ, в том числе — блокировать их без решения суда.
В НСЖУ отмечали, что только 10% законопроекта касаются обязательств, которые Украина взяла на себя в качестве кандидата на вступление в ЕС.
Закон о нацменьшинствах и КСУ: почему их критикуют
Вызывают вопросы еще два проекта, также разработанные в рамках требований Еврокомиссии: закон о нацменьшинствах, принятый в первом чтении, и закон о конкурсной процедуре избрания судей КСУ, который уже подписал президент Владимир Зеленский.

Закон Украины «О национальных меньшинствах (сообществе) Украины» малоизвестен широкой общественности. Между тем, он содержит ряд резонансных моментов. К примеру, государство Украина обязуется не проводить принудительной ассимиляции представителей нацменьшинств.
Откуда это взялось? За всю свою историю украинцы никогда не проводили никаких ассимиляций.
Вместо этого с ними такое пытались делать на протяжении столетий. И никто иной, как россия и ее нынешний союзник Венгрия. И именно представители этих стран постоянно рассказывают о якобы притеснениях россиян и венгров в Украине. Только этим государствам выгоден такой тезис.
Возникает вопрос, а где ее писали: в Киеве, москве или Будапеште?
Тезис о принудительной ассимиляции нацменьшинств вызывает множество вопросов.

Закон об усовершенствовании порядка отбора кандидатур на должность судьи КСУ можно назвать наиболее проблемным среди тех, которые принимались в рамках выполнения требований Еврокомиссии.
Несмотря на то, что законопроект был доработан, замечаний к нему достаточно много. Главное предостережение, что усовершенствованная процедура не является независимой и открывает возможность влиять на избирательный процесс.
В то же время, недостатки действующей процедуры устранены не были в части необходимости проверки на добродетельность, этот механизм не был включен в закон.
Другим дискуссионным вопросом является состав и избрание Совещательной Группы Экспертов (СГЭ).
Существует риск того, что процесс избрания экспертов может быть политизирован, поскольку законом была введена процедура делегирования кандидатов от президента, парламента и съезда судей.
Неоднозначно также отсутствие возможности участия общественности в деятельности и работе Совещательной Группы Экспертов. То есть фактически законом не введен ни один механизм контроля деятельности ДГЭ.
Издержки процедуры избрания судей КСУ не были устранены, несмотря на формальное выполнение требования Еврокомиссии о новом законе
Какие законы приняла Украина на пути в ЕС
По данным Евроинеграционного портала, Верховная Рада в течение 2021-2022 годов приняла 33 закона для адаптации законодательства ЕС в Украине.
Кроме вышеупомянутых законов о медиа, нацменьшинствах и КСУ, стоит упомянуть проекты о противодействии отмыванию доходов, об использовании ядерной энергии, о прозрачности в добывающих отраслях, о выбросах загрязняющих веществ, управлении отходами и т.д.
Принят была и ряд проектов в сфере прав человека — в частности, закон об исполнении решений ЕСПЧ, ратификации Стамбульской конвенции и закон о противодействии травле. Урегулированы законодательно и такие вопросы, как трансплантация органов и защита здоровья населения от вредного влияния табака.
Кроме того, Верховная Рада поддержала законы об основах государственной антикоррупционной политики на 2021-2025 годы, о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине.
Важными шагами стали ратификация Соглашения о совместном авиационном пространстве между Украиной и ЕС и закон о введении авиационных правил Украины.
Несмотря на это, на пути вступления в ЕС Киев должен принять еще немало законодательных норм, поэтому работа продлится минимум следующие два года.