Высший совет правосудия — ключевой орган в системе украинского судейского корпуса, который дает согласие на задержание или содержание судей под стражей, проводит рассмотрение дисциплинарных жалоб на них, утверждение их на должности по рекомендации Высшей квалификационной комиссии судей и принимает решение об их увольнении.
Инициатором изменений (после переговоров с иностранными партнерами) выступил президент, внеся еще в феврале 2021 года в Верховную Раду законопроект №5068 как неотложный.
В целом закон призван перезагрузить и обновить состав Высшего совета правосудия, к которому сейчас накопилось больше всего вопросов как у граждан, так и у международных институтов.
Официально закон имеет цель усовершенствовать порядок назначения на должности членов Высшего совета правосудия, обеспечить соответствие кандидатов критериям профессиональной этики и добродетели, повысить институциональную способность Высшего совета правосудия, укрепить общественное доверие к органам судейского управления в частности и судебной власти в целом.
Как указал Офис президента, закон учел рекомендации экспертов Венецианской комиссии, которые предоставили свое заключение.
В свою очередь Европейский союз приветствовал принятие закона о реформе Высшего совета правосудия, а также закона о Высшей квалификационной комиссии судей, принятого накануне. Об этом говорится в заявлении Представительства Евросоюза в Украине от 15 июля 2021 года.
Суть нововведений
Президентский закон устанавливает порядок образования и деятельности Этического совета, в состав которого будут входить три человека из числа судей или судей в отставке, определенные Советом судей Украины, и три человека, определенные международными организациями. Решение в Этическом совете будут принимать четырьмя голосами.
Ни одно решение Этического совета не будет считаться принятым, если за него не проголосовали как минимум двое международных экспертов, а в ситуации равного распределения голосов преобладать и считаться решающими будут голоса двух международных экспертов.
Если Этический совет вынесет отрицательное заключение в отношении кого-то из членов Высшего совета правосудия, такой человек автоматически будет отстранен от должности, пока его полномочия не подтвердят те, кто его назначал в Высший совет правосудия. Это может быть съезд адвокатов, судей, прокуроров и ученых, президент или парламент.
Если соответствующий съезд большинством голосов не подтвердит полномочия, такой член ВСП окончательно будет уволен из Высшего совета правосудия.
Как видим, основным положительным моментом изменений является установление главной роли международных экспертов при реформировании данного органа. Профессиональные подходы в работе международных экспертов с украинскими служителями Фемиды хорошо известны благодаря размещению собеседований с кандидатами в Сети. Надеюсь, их опыт поможет на пути важной реформы.
Помимо прочего, закон определяет полномочия и порядок деятельности Этического совета по установлению соответствия кандидата на должность члена Высшего совета правосудия критериям профессиональной этики и добропорядочности, а также определяет порядок предоставления органу избрания списка кандидатов, рекомендованных для назначения на должность члена Высшего совета правосудия. Такой список должен содержать количество кандидатур, которое по меньшей мере вдвое превышает количество вакантных должностей Высшего совета правосудия.
Устанавливаются конкурсные принципы отбора кандидатов для избрания соответствующим органом члена Высшего совета правосудия.
Закон также предусматривает в течение трех месяцев со дня утверждения персонального состава Высшего совета правосудия и до вступления в силу настоящего Закона проведение Этическим советом оценки соответствия членов Высшего совета правосудия критериям профессиональной этики и добродетели. Эта оценка не касается председателя Верховного Суда.
Подводные камни на пути изменений
Не стоит забывать, что осталось немало недовольных законом как в судейской системе, так и в парламенте. Однако наличие сильного сопротивления, наоборот, может свидетельствовать о необходимости данных изменений. Как подтверждает практика, за все хорошее нужно бороться. Отдельные парламентские фракции уже отметили, что планируют обратиться в Конституционный суд с представлением о признании закона неконституционным, чтобы помешать судейской реформе. Учитывая особенности работы и последние решения Конституционного суда, риски вырисовываются немалые.
Совет судей Украины негативно оценил закон и высказал свои предостережения по поводу возможного введения изменений. Хочется верить, что в составе судейского корпуса найдется достаточно достойных профессионалов, которые вскоре смогут изменить подходы отдельных руководителей в судейской системе.
Осторожный оптимизм
Поскольку закон принят в предложенной президентом редакции, а его содержание не претерпело деструктивных изменений в парламенте, то вскоре следует ожидать его подписания Владимиром Зеленским. Кроме того, в скором времени этот документ может выступить одним из ключевых положительных аргументов украинской стороны в переговорах с Европейским союзом и США.
В целом последние события вселяют надежду на качественные изменения в системе правосудия. Есть надежда, что прогрессивные положения закона не будут нивелированы саботажем самой системы и не станут предметом тяжбы в судах.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора