Суд — это защита. Некоторое время назад этот тезис довольно часто звучал в связи с начатой в 2014 году судебной реформой. Спокойная и эффективная, продуктивная и перспективная работа бизнеса требует понятных правил игры, уверенности в быстрой и качественной защите инвестиций и результатов работы.
Предпринимательские инициативы — это всегда риск, но главная задача бизнеса — минимизировать негативные последствия возможных рисков. И именно уверенность в гарантированной быстрой и эффективной защите — это и есть один из основных путей минимизации последствий предпринимательского риска.
Именно судебные органы в конце конце призваны обеспечивать защиту бизнеса. Суд выступает тем инструментом государственного регулирования, который позволяет государству гарантировать каждому свободу предпринимательской деятельности, защиту права собственности и хозяйствования, защиту конкуренции.
И все это возможно в Украине в условиях эффективно работающей судебной власти. На сегодня мы имеем достаточно печальную ситуацию в судах. Недостаточное количество судей приводит к критическому превышению сроков рассмотрения дел. Так, например, предприятие получило в британском суде решение о взыскании с должника по договору денежных средств на территории Украины, где находится имущество должника (а может и сам должник). Предприятие обращается в районный суд с заявлением о признании и предоставлении разрешения на исполнение решения иностранного суда на территории Украины. Такое обращение с точки зрения эффективного выполнения решения должно быть рассмотрено в кратчайшие сроки, однако ...
Однако в районном суде Киева такое обращение может рассматриваться два года и более. Кричащая недостача судей приводит к рассмотрению дел в течение чрезвычайно длительного времени. Даже когда предприятие получит решение районного суда о признании и предоставлении разрешения на исполнение решения иностранного суда, должник с высокой вероятностью обжалует такое разрешение в апелляционном суде. А в этих судах сегодня полный коллапс. Например, в одном из апелляционных судов должно работать 100 судей, в то время как фактически работают только пять.
Каждый бизнес осознает, что KPI (Key Performance Indicators) невозможно определить при отсутствии работников, тех, кто выполняет работу, организует производственные процессы, управляет и определяет стратегию развития. Ситуация в судах Украины наглядно демонстрирует отсутствие достаточного количества судей — тех, кто непосредственно осуществляет правосудие, тех, кто должен выполнять работу по судебной защите, рассмотрению дел.
Понятно, что нормальной практикой должно быть недопущение такой ситуации. Однако так случилось, что в Украине скоро два года как вообще не работает кадровый судебный орган — Высшая квалификационная комиссия судей. И все это время государственные институты разрабатывали механизм для создания судейской квалификационной комиссии на новый лад. Эта творческая работа продолжалась долго, и до сих пор еще полностью не завершена. Логичным был бы вопрос: кому мешал существующий до сих пор порядок создания кадрового судейского органа? И этот вопрос в известной степени является риторическим.
На прошлой неделе парламентом был принят закон, который так и назван «... по возобновлению работы Высшей квалификационной комиссии судей Украины». Сразу СМИ взорвались яркими заголовками о начале работы квалификационной комиссии судей. Однако так ли это — стоит разобраться.
Принятый парламентом закон предусматривает новый порядок формирования квалификационной комиссии, который заработает только через два года после формирования судейского HR временным способом. Первичное создание квалифкомиссии на новый лад предусмотрено путем назначения специального органа по отбору претендентов, который должен состоять из трех членов, предложенных Советом судей Украины (органом судейского самоуправления), и трех лиц, определенных международными организациями. Именно эта конкурсная комиссия из шести членов и должна проводить конкурс для назначения членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины. То есть законом определен достаточно длительный и многоэтапный процесс возобновления работы судейского HR.
Стоит понимать, что принятый закон является исключительно дорожной картой для восстановления кадровых процедур в судах. Закон сам по себе не создаст квалификационную комиссию судей и не наполнит суды достаточным количеством судей. Эта дорожная карта является исключительно толчком для создания конкурсной комиссии, на которую в дальнейшем возлагается первичное создание квалификационной комиссии судей.
В ближайшем времени отсутствуют основания говорить об оптимистических перспективах ускорения рассмотрения дел в судах, где нет судей. Наблюдая последний год за конкурсными процедурами в ключевых государственных органах, не имеем уверенности в быстром наполнении судов достаточным количеством судейских кадров.
А пока нам стоит внимательно наблюдать, насколько быстро и эффективно произойдет создание первичной конкурсной комиссии, насколько слаженной будет совместная работа членов этой комиссии. А дальше терпеливо ждать рекомендаций и назначения нового состава квалификационной комиссии судей, чтобы иметь более реальные сроки обеспечения судебной власти судейским кадрами.
Более оптимистичный взгляд не позволяет выработать даже ситуация с самим законом. Только что принятый парламентом закон уже подвергнут пророчеству о наложении на него вето Президентом. И за что? — за голосование поправок, которые противоречат друг другу и касаются решающего голоса международных экспертов (членов первичной конкурсной комиссии) при отборе членов будущей квалификационной комиссии судей. Обе редакции одной и той же нормы были одинаково проголосованы народными депутатами, то есть пока одна норма существует практически в двух отличных редакциях.
Таким образом, всем нам стоит запастись терпением и надеяться, что те малочисленные судьи, которые еще остались, справятся с государственнической функцией защиты прав и свобод.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора