Facebook Pixel

«Мы меняемся. Даже ватные артисты стали мегапатриотами». Олег Скрипка о том, как война перепрошивает Украину

Украинская музыка, литература, культура должны измениться качественно, чтобы нация до конца прошла процесс самоидентификации после войны.

Об этом заявил в интервью The Page рок-музыкант, лидер группы «Вопли Видоплясова» Олег Скрипка.

Как изменится наша жизнь после войны, каким образом улучшить наше культурное пространство и что делать с русским контентом – об этом читайте в нашем разговоре.

Война и выживание украинской нации

- Ваши ощущения: как война сегодня меняет Украину и украинцев?

Надо посмотреть эту войну в историческом контексте. Вот мы говорим о коллективной ответственности россиян в плане поддержки войны, а я бы развернул взгляд в другую сторону. То есть я бы поднял вопрос коллективной ответственности украинцев.

Объясню. Нам эта независимость далась легко и безболезненно. И тридцать лет мы более или менее жили не тужили, но не сделали важных шагов для утверждения нашей независимости.

Например, как наши соседи-прибалты: они не предоставляли гражданство ватникам, лишив их права какого-либо влияния. Хотя их стартовая позиция была, возможно, сложнее нашей, но они развивались быстро и продуманно – и сейчас они в Евросоюзе, НАТО.

Одно время мы не разобрались с «пятой колонной» в политике, бизнесе, церкви, а культурное пространство постоянно сдавало тест на выживание. Здесь мы и дошли до той точки, когда ситуация стала несовместимой с вопросом выживания нас как нации.

Это сродни обострению хронической болезни в человеческом организме, когда человек долгое время не заботится о своем здоровье. Тогда болезнь протекает в остром режиме: и организм либо умирает, либо поправляется, получив крепкий иммунитет. Именно сейчас это с нами и происходит.

-Как вы сейчас рефлексируете – переживаете войну? Психологи говорят, что наша жизнь не будет такой, как раньше.

Благотворительный концерт в метро в Днепре. Олег Скрипка выступает в укрытии для жителей города и военных. Фото: Instagram Олега Скрипки

Благотворительный концерт в метро в Днепре. Олег Скрипка выступает в укрытии для жителей города и военных. Фото: Instagram Олега Скрипки

Мы более или менее одинаково воспринимаем войну. Когда с нами происходит неординарная опасная ситуация, первый этап – шок, дальше проходит, приходит страх, после страха – злоба, после злобы приходит азарт борьбы. Если мы начинаем действовать, после азарта идет победа. Так человек устроен. Мы все проходим эти состояния. И я точно так жил, моя семья, друзья.

Единственное правильное решение, что мы должны сделать – мы пошли в действие. Кто-то ушел в войско, кто-то в волонтерство, кто-то помогает близким или незнакомым людям.

Я артист, публичная личность, не могу не выступать. Поэтому я волонтерствую, выступаю для военных, раненых, медиков, волонтеров.

Многие украинцы уехали и уже устраивают свою собственную жизнь за границей. Наверное, не все вернутся домой. Что поделаешь. Но лучшие остались и вернутся.

Мы переходим в Украину будущего уже другими, гораздо лучшими. Я наблюдаю, как меняются люди, даже те, которых я знал много лет. Не подозревал, что у наших людей столько эмпатии, сострадания, взаимопомощи.

Насколько сейчас важна песня? Для тех, кто на фронте и в тылу?

Этот момент невероятно острый – это момент истины. Мы имеем целую стопку патриотических песен. И наблюдаем, как старые песни приобретают высокое, проникновенное содержание.

И посмотрите, как украинские русскоязычные ватные артисты сразу стали мегапатриотами. Некоторые из них это делают даже искренне. Как неофиты. Выходит, что рождение настоящего украинского государства началось на рассвете 24 февраля. Я хотел бы, чтобы эти новые качества, которые сейчас рождаются в людях, мы сохранили и не возвращались к старому.

Украине нужна революция качества

-Что нужно изменить на культурном фронте, когда закончится война?

Во-первых, то, что тридцать лет нужно было делать, – поставить акцент именно на украинскую культуру, в языковом и историческом смысле.

Это значит, что мы должны получить из архивов все прекрасное, что когда-то было сделано украинцами и было вытеснено чужой культурой. Это необходимо, чтобы обеспечить непрерывность развития, чтобы мы почувствовали и прожили все, что было до нас и передать это своим детям и внукам.

Фронтмен группы «Вопли Видоплясова» считает, что Украине нужно проститься с российским контентом. Фото: Instagram Олега Скрипки

Фронтмен группы «Вопли Видоплясова» считает, что Украине нужно проститься с российским контентом. Фото: Instagram Олега Скрипки

Все, то, что развивалось на наших территориях десятилетиями, веками в музыкальном плане, поэзии, живописи. Чтобы наши молодые художники хотя бы знали, что было раньше. Классно, если бы было престижно знать и исполнять какие-нибудь старые первоклассные произведения.

В первую очередь следует поднять и вернуть к жизни украинский расстрелянный джаз, расстрелянную украинскую классику и многое другое. Вместо этого в Украине десятилетия монопольно заполонили эфир бессодержательные тилитили-траливали преимущественно на русском. Но сегодня песня наполняется содержанием, потому что именно сильный дух является источником выздоровления нации.

Когда были введены музыкальные квоты, тилитили-траливали начали петь на украинском языке, что, по сути, мало что изменило в культуре потребления.

Теперь необходима революция качества в музыке. Так чтобы культурный человек также мог смотреть телевидение и слушать радио, не закрывая глаза и не затыкая уши.

Сейчас, признаю, контент сильно изменился, но без революции качества качественных изменений в нашей жизни не будет. Война дает толчок нашей самоидентификации, поэтому нужно пройти этот путь до конца.

Нам нужно вырастить дерево нашей новой нации. Как отец, как украинец, как музыкант я хочу, чтобы наши дети могли слушать и украинскую классику, и рок-классику, и джаз.

Станем интересными для мира, когда станем интересными для себя

- Сегодня в мире наблюдается большой интерес к Украине. 100 лет назад капелла Кошица (ее, кстати, финансировал Симон Петлюра), объехала всю Европу, США, чтобы показать миру, что такое Украина. Прошло столетие, мир до сих пор не знает, что такое Украина, но хорошо знает русскую культуру с Достоевским, Чайковским.

В первую очередь, давайте будем развеивать миф «высокой русской культуры». Надо заявить на весь мир, что Достоевский, Чайковский, Чехов, Гоголь, Репин, Прокофьев, Куинджи, Малевич и многие – все это украинцы.

Нам, украинцам, нужно это осознать. Потом следует сказать это миру. https://thepage.ua/style/life-style/kalush-orchestra-pobeditel-evrovideniya-2022

Евровидение безусловно — это круто, но далеко, далеко, далеко не все.

– Но что мы можем показать европейцам? Ну, не «Щедриком» одним жить, которым мы обычно гордимся.

У нас очень много хорошего контента, который нужно пропагандировать. Революция качества, о которой я говорю, – это не только о том, что нужно что-то новое сотворить. Следует также обратить внимание на то, что у нас уже есть.

Однажды я приехал в Швейцарию, в маленькую деревню и смотрю: местное вино, швейцарское, стоит 2 или 3 евро бутылка – дешево же. Я подумал, что никогда не слышал о швейцарском вине. Купил, отведал – и оно оказалось просто роскошным. Вино, которое они не собираются продавать за границу. Им просто не нужно кичиться своим продуктом. Они просто делают себе. То есть, давайте делать для себя и качественно.

-А что с нашей эстрадой будет дальше? До войны это было два параллельных мира: одни пели для украинцев, другие исповедовали принцип «какая разница» — и для россиян.

Шоу-бизнес мы никак не победим. Это как в магазине: всегда лучше продаются чипсы, жвачки и сахарные напитки – все вредное для здоровья. Но надо понимать, что культура – это не просмотры в Youtube, а культура – это не лайки. Информационное и культурное пространство должно защищаться.

Украинцы должны идти по своему пути, не оглядываясь на российский контент. Потому что наши «друзья» целеустремленно веками уничтожали наши культурные «склады», как они сейчас уничтожают наши нефтебазы и пищевые склады.

Параллельно этим последние 30 лет назад занималась и пятая культурная колонна. И прекрасно, что общим усилием реализованы проекты, связанные с нашим славным «Щедриком». Но кроме этого у нас есть еще мегатонны прекрасного материала, о котором мы не знаем.

–И все же нам придется после войны что-то делать с российским культурным контентом. Как это сделать?

Надо работать с украинским контентом, давать преимущество и помощь. Война идет с 2014 года, а для многих людей в Украине война вообще не существовала. Одни пели на московском языке и ездили по Московии, а другие на дискотеках отрывались под русскую попсню, ходили на концерты русских рэперов.

Если вы сейчас пройдетесь по любому украинскому городу, на который именно сейчас падают российские бомбы, обратите внимание на ситилайты и афиши, рекламирующие артистов. До сих пор там висят в основном русские артисты. Под бомбежкой стоят ситилайты с русскими артистами! И это мегаважно. Потому что мы сейчас находимся под бомбежкой именно по этой причине.

Как говорится: когда звучат пушки, музы молчат. Из-за того, что музы молчали, вот и загудели орудия, полетели бомбы на наши головы. Одно время не была проведена культурная реорганизация, но, наверное, и люди не были готовы. И сейчас мы прозреваем.

Есть ли шанс сейчас построить культурное общество, пока не ясно. Надо выиграть войну, потом будем перепрошивать страну.

Безусловно, нам нужны технологии, эффективное общество, нужно развивать сельское хозяйство, кормить весь мир. Но нам в мире нужно предстать как культурная страна.

По моему глубокому убеждению, культура мало совместима с шоу-бизнесом. Эрзац-культура — это то же, что ежедневно питаться вредной пищей в фаст-фудах. Нам необходим культурный и информационный ЗОЖ. Когда к нам придет понимание этого, тогда мы сможем построить сильное общество.

Как же стать конкурентоспособной украинской культуре в мире?

Это опять же вопрос качества, содержания и знания собственного наследия.

Однажды я познакомился с молодым парнем, он играет музыку украинских классических композиторов начала ХХ века, и большинство из них расстреляны. И был шокирован высоким уровнем произведений. Мы об этих песнях ничего не знаем. До сих пор в наших консерваториях преподавали Моцарта, Бетховена и, конечно, русских композиторов.

А где украинские авторы? Гениальные украинские авторы, высокого качества музыка — слава Богу, она отчасти сохранилась. Но частично была уничтожена. И так делалось во всех сферах – и с джазом, и с украинской эстрадой.

Надо провести на государственном уровне инвентаризацию этого всего. И сказать: люди, у нас есть такие невероятные вещи. Давайте их учить, гордиться ими.

У французов, например, совсем другая ситуация. Они когда-то во время своей революции уничтожили свой фольклор. С этим им меньше повезло, чем нам. Но в начале XX столетия возник французский шансон. И все это время он непрерывно развивается – до сегодняшнего дня.

Шансон, идущий еще от классической французской поэзии, и непрерывно развивающийся более 100 лет – стал символом Франции. У нас это выглядит несколько иначе, потому что мы не знаем свою традицию.

Сегодняшяя французская певческая культура – это непрерывная столетняя традиция. И современные певцы, которые почитаются французами – действительно хорошие, потому что они носители этой традиции, поэтому там есть текст, есть содержание, эмоция.

То есть после войны нам будет чем заняться. Выучить свое и развивать его, а мир по-настоящему заинтересуется только настоящей, а не эрзац-культурой.

Поблагодарить 🎉