Facebook Pixel
IT

Как получить ковидный сертификат в «Дії». Когда в ней появятся субсидии и пенсионные удостоверения. Интервью с главным разработчиком сервиса

Руководитель по развитию электронных услуг в Минцифры Мстислав Баник на презентации приложения «Дія». Фото пресс-службы «Дії»

Руководитель по развитию электронных услуг в Минцифры Мстислав Баник на презентации приложения «Дія». Фото пресс-службы «Дії»

Мобильное приложение «Дія» уже стало частью нашей жизни. В нем мы имеем паспорта, права, документы на автомобиль. А теперь еще и внутренний и международный COVID-сертификаты. Но это только начало — мы движемся к «стране в смартфоне» в 2024 году. Как это будет работать, The Page рассказал руководитель по развитию электронных услуг в Минцифры Мстислав Баник, который как раз и руководит многими процессами в «Дії».

В тот день я проводил небольшой эксперимент. Я долго колебался: брать с собой пластиковую карту или пойти на интервью в здание Кабинета министров на Грушевского с приложением «Дія» в смартфоне. И решил: попробую последнее.

Представители Управления государственной охраны на обоих входах меня пропустили — как будто знали, что я их испытываю. Когда прошел через рамку металлоискателя и попал в кабинет Мстислава Баника, сразу сказал ему:

- Я до последнего момента не был уверен, что меня пустят по смартфону. Ведь все-таки Кабмин — безопасность должна быть на более высоком уровне, чем у турникета в метро.

Мой визави улыбнулся:

- Мы долго над этим работали. В конце концов убедили охранников, что приложения «Дія» для прохождения охраны достаточно.

- Очень много сейчас говорят о Китае. Мол, там человек зашел в банк, его сфотографировали, идентифицировали по изображению — и вот уже выдают кредит. Насколько мы далеки от этого?

- Там у них все отслеживается. Многое работает на технологии распознавания лиц и цифрового паспорта. Но такого, как у нас, нет. И копией документа через смартфон там поделиться нельзя. Мы опередили не только Китай.

В начале сентября я был на эстонском Tallin Digital Summit. Эстонцы там рассказывали, что через пару лет приблизятся к тому, чтобы запускать документ об идентификации гражданина в мобильном телефоне.

Мстислав Баник на Tallinn Digital Summit. Фото пресс-служба «Дії»

Мстислав Баник на Tallinn Digital Summit. Фото пресс-служба «Дії»

- Лет пять тому назад я снимал программу «Путешествуем по Европе» в Эстонии. Тогда мне там с восторгом рассказывали об эстонских технологиях. Один человек поведал, как однажды сидел в лодке, рыбачил и одной рукой вытягивал щуку, а другой — подписывал контракт в мобильном телефоне. Так мы их уже обскакали?

- Мы в процессе. Пятнадцать лет назад Эстония сделала большой шаг к диджитализации. Они многое привязали к специальному ключу на пластиковой карточке. Вот и на этот раз они на саммите рассказывали, что Эстония — №1. А я сидел и понимал, что они уже не №1. Я сфотографировал несколько слайдов во время презентации и сбросил людям из моей команды. Они написали, что мы уже этот этап завершили. Прошлой зимой к нам приезжала делегация от президента Эстонии — говорили, что они свой прыжок сделали давно, и хотели, чтобы мы показали, как делать мобильный сервис.

Когда будет «государство в смартфоне»

- Хорошо. «Государство в смартфоне». Два года назад об этом много говорил президент. Прогнозировали, что за три года мы будем общаться с властью, просто нажимая кнопки на экране мобильного. Как далеки мы от достижения этой цели?

- Наш текущий план — это стопроцентная диджитализация государственных услуг до 2024 года. Большинство услуг мы переведем в смартфон до конца этого года, возможно, к концу первого квартала следующего. Это касается распространенных услуг: прописка, субсидия, выплаты и тому подобное. А дальше начнется совершенствование услуг, и революционных изменений уже не будет. И вот почему.

Сейчас у нас доступно более 70 услуг на портале «Дія» и 12 — в мобильном приложении (+ 12 цифровых документов). Но в целом государство предоставляет почти 2500 услуг. Однако не все они нужны — часть просто отомрет.

Кроме того, с нашим участием создается единый классификатор государственных услуг. Представляете, сейчас услуга по получению паспорта в различных органах власти имеет 89 названий. Есть 48 вариантов названия услуги предоставления налогового номера. Без этого справочника мы даже не можем точно сказать, сколько услуг предоставляет государство. Поэтому сначала наведем порядок, а до 2024-го переведем 100% государственных услуг в онлайн. Справки, например, вообще исчезнут. Их заменит обмен информацией между различными государственными реестрами. Это часть режима paperless, который мы постепенно внедряем.

- И после этого я смогу путешествовать по стране с одним смартфоном?

- Часть услуг не будет доступна на мобильном устройстве и останется только на портале. Это не потому, что трудно разработать такую услугу. Просто формы документов могут быть сложными для загрузки в смартфон. Например, разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию и т. д. — это точно не для мобильного телефона. Но в целом да — к тому времени все полностью будет в «Дії».

Когда в «Дії» будут социальные услуги

- Разработать — это хорошо. А кто пользуется этими услугами? Молодежь? А как быть с теми, у кого нет смартфонов?

- Ответить на этот вопрос непросто, ведь мы не отслеживаем пользователей ни по идентификационному документу, ни по геолокации. Но мы располагаем данными по возрастным группам. Вот диаграмма. На ней видно, что части групп людей в возрасте 18 — 24, 25 — 34, 25 — 44 года абсолютно одинаковы. Вдвое меньше приходится на группу 45 — 54. Но там их тоже много. И только старших пользователей меньше.

Но и здесь все может объясняться тем, что они меньше, чем более молодые пользователи, нуждаются в имеющихся услугах. Ведь пенсионеры ФОПы не открывают, удостоверения не меняют, ID-карт у них, скорее всего, нет. Но сейчас запустятся субсидии, различные социальные услуги и пенсионные удостоверения, и я уверен, что и эта аудитория увеличится. Посмотрим тогда, когда у пенсионера появится возможность поднести электронное пенсионное удостоверение в смартфоне к валидатору и бесплатно проехать в автобусе.

Диаграмма распределения пользователей «Дії» по возрасту. Данные пресс-службы «Дії»

Диаграмма распределения пользователей «Дії» по возрасту. Данные пресс-службы «Дії»

- А как будут работать эти социальные услуги через «Дію»?

- Самые популярные из них мы будем запускать этой осенью. Например, субсидию. Ежегодно 1 млн 400 тыс. человек подают документы на субсидию. Группа большая, но до сих пор мы не могли предоставить эту услугу в «Дії» из-за того, что не была готова техническая инфраструктура Министерства социальной политики. Сейчас уже закупили необходимое оборудование, и она заработает.

Еще появятся услуги предоставления помощи одиноким матерям и по инвалидности. В ноябре мы представим полный набор этих услуг на новом Diia Summit (презентация новых услуг в «Дії», которая проходит дважды в год — The Page).Это будет одним из основных акцентов на этом мероприятии.

- Премьер-министр Денис Шмыгаль говорил, что мы избавляемся от бумаги в государственных органах власти и переходим в paperless. Скажите, когда это точно произойдет?

- Премьер, увлекшись этой идеей, немного поторопился в формулировке. В августе — сентябре мы только начали двигаться в этом направлении. Надеюсь, мы этого тоже достигнем до 2024 года.

Здесь есть несколько важных задач, над которыми работает Минцифры. То, что делает «Дія» в плане предоставления услуг, — это лишь часть дела. Надо еще перевести документы в цифровой формат. Не создать новые, а перевести, чтобы с ними можно было делать что угодно и где угодно онлайн. А еще надо поработать над процессом документооборота. Чтобы можно было, например, написать онлайн-записку для ребенка в детский сад. Это требует времени. Но мы точно успеем к первому кварталу 2024 года.

- Вы говорили, что есть проблема документооборота между различными системами. Когда мы избавимся от необходимости получать справки в различных инстанциях?

- Что мы имеем сейчас? В Украине 341 реестр. И все они абсолютно самостоятельны.

- А почему их нельзя объединить в один общий?

- Объединять тоже не совсем правильно. Однако у них должна быть какая-то единая платформа и единый унифицированный способ обмена данными. Вот, например, вышел человек замуж и сменил фамилию. Надо сделать так, чтобы она автоматически изменилась во всех государственных реестрах.

А сейчас даже с ковидными сертификатами такого не происходит: в налоговой одна фамилия, в миграционной службе другая. Поэтому сейчас мы работаем над единой платформой, которая объединит крупные государственные реестры: миграционной службы, водительский, строительный. Идея заключается в том, чтобы у человека был единый идентификатор. Кроме того, для всех этих реестров нужен единый стандарт. А то сейчас некоторые из них чуть ли не в Excel ведутся.

Но важно вот что: когда появится эта платформа, это не означает, что чиновник тайно сможет посмотреть любую информацию о человеке. Они будут иметь свой логин, чтобы было видно, кто смотрел информацию. Есть такие зарубежные практики: когда кто-то просматривает твои данные, тебе приходит сообщение на смартфон. У нас тоже такое планируется.

- С точки зрения безопасности это логично. Но с точки зрения удобства пользования было бы хорошо, чтобы я имел доступ ко всей информации. Когда у нас будет такое, что не надо никуда бегать?

- Вы будете иметь возможность посмотреть всю имеющуюся о вас информацию, а вот чиновник сможет просматривать только то, на что имеет право, и вы об этом сможете узнать. Так будет в 2024-м.

Вице-премьер-министр, министр цифровой трансформации Михаил Федоров и генеральный директор Apple Тим Кук во время рабочей поездки чиновника в США. Фото: пресс-служба «Дії»

Вице-премьер-министр, министр цифровой трансформации Михаил Федоров и генеральный директор Apple Тим Кук во время рабочей поездки чиновника в США. Фото: пресс-служба «Дії»

- В Трускавце сказали, что мы должны стать цифровым хабом Восточной Европы. Это экспромт такой был или в Минцифры действительно так считают? Это какой-то новый этап?

- Возможно, эта мысль была сформулирована не слишком точно. Главная идея состоит в том, чтобы застолбить за собой звание ІТ-страны №1 в Восточной Европе. Добиться того, чтобы компании открывали свой бизнес в Украине, а наши разработчики не работали на какие-нидерландские стартапы или где-нибудь еще, как сейчас.

Мы уже сегодня становимся страной №1 по направлению государственной диджитализации. И не скрываем того, что это наша цель. Михаил Федоров недавно ездил в США. Там он общался с представителями компании Apple. И он увидел: у них уже формируется четкое представление о том, что мы IT-страна. У Эстонии — имидж «электронного государства», а мы формируем свой образ как IT-страна.

Над этим работает направление «Дія.City», которое даст возможность уменьшить налоговое давление и позволит компаниям работать прозрачно в нашей стране. Это должно увеличить долю отрасли в ВВП с 6 до 17,5 млрд грн в год. Но главное — чтобы не было так, как сейчас, когда классный ІТ-стартап поработал и уехал развиваться дальше. Наша цель — чтобы такие компании были резидентами «Дія.City» и работали в Украине официально.

Почему не работают ковидные сертификаты

- Всех интересуют COVID-сертификаты в «Дії». Что-то они не всегда работают. Вот я вакцинировался, и мне повезло загрузить его в приложение с первого раза. Но не всем так везет. Я знаю о тысячах людей, которые не могут это сделать. Что-то не работает? Что вы будете с этим делать?

- Немного поправлю вас. В «Дію» нельзя загрузить ни один COVID-сертификат. Данные хранятся в системе «Электронное здоровье». Мы, по сути, подключаемся к их реестру. Человек заказывает сертификат в приложении, соглашается на обработку медицинских данных, подписывает запрос, и наш интерфейс передает его системе «Электронное здоровье». Если там все в порядке, то человек получает сертификат на смартфон.

Однако в самой системе «Электронное здоровье» могут быть какие-то ошибки: в налоговом номере, имени и т. д. У моей жены была ошибка в фамилии, но это не по вине «Дії» — это Минздрав. Бывает так, что врач записал данные о двух первых дозах, а это не считается завершенным процессом вакцинации. Или там есть такой критерий: «Достоверный источник информации о прививках». И если врач в центре массовой вакцинации где-то записал себе на бумажку, а потом не переписал, система будет считать это ошибкой. Есть куча таких ошибок! Мы, как лицо государства, получаем все эти пощечины, но на самом деле нужно обращаться в Единую систему здравоохранения.

Как отреагировало на это Министерство здравоохранения? Они создали небольшой контакт-центр из врачей и помогают найти людей, которые делали запись о вакцинации. Ведь не каждый может менять медицинские данные — только врач своим ключом.

Со своей стороны мы совершенствуем систему идентификации. Важно понимать, что в мобильном приложении запрос надо подписывать цифровой подписью. Для этого надо пройти фотоверификацию. Это вопрос безопасности, ведь этот ключ понадобится человеку и на портале «Дія», и для получения услуг, и для изменения прописки, и для получения субсидий.

Этот процесс заключается в том, что система сравнивает биометрические данные вашего лица с теми, которые содержатся в вашем электронном документе. Это сложная технология, позволяющая доказать, что вы именно тот человек, который владеет этим паспортом. У нас нет горячей линии, чтобы подтвердить, что это именно тот Иван Иванович, которому нужно выдать сертификат.

Вице-премьер-министр, министр цифровой трансформации Михаил Федоров демонстрирует, как работает «Дія». Пресс-служба «Дії»

Вице-премьер-министр, министр цифровой трансформации Михаил Федоров демонстрирует, как работает «Дія». Пресс-служба «Дії»

- А не может быть так, что кто-то покачал головой и получил права на вашу квартиру?

- Нет, именно поэтому технология является такой сложной. Но мы немного переделываем нейросети, чтобы нужно было делать меньше движений. Процент чувствительности не изменится, но прилагать усилий надо будет меньше.

- А когда это появится?

- Надеюсь, что через пару недель. Мы сейчас как раз в процессе разработки.

Но я могу дать совет, который поможет легче проходить этот процесс. Во-первых, очень важно быть без очков, шляпы. Также следует максимально приблизить экран к лицу — там есть такие рамочки. На самом деле для системы прическа и борода не имеют никакого значения — требуется лицо от лба и до конца подбородка. У нас есть привычка селфиться. Но в этом случае требуется только часть лица. Система сравнивает ее с частью лица из вашего паспорта.

- А где можно использовать этот сертификат?

- Суть ковидного сертификата в том, что вся информация о ваших прививках содержится в вашем QR-коде, и он подписан открытыми электронными ключами из европейской системы. Я всегда привожу пример с биометрическим паспортом. В нем пограничник проверяет не только ваше фото и соответствие данных, но и достоверность ключей, которыми подписан документ. То же самое и с QR сертификата — смотрят не только на то, какой вакциной вам сделана прививка, но и проверяют достоверность ключа, которым это подписано.

Но если биометрического документа нет, можно сгенерировать это на портале и без него, подписав электронным ключом из «Приват24». И мы создадим по европейскому образцу бумажный QR-код — распечатываешь и пользуйся. Разницы между бумажным и электронным QR-кодами нет никакой. Но если не удается сгенерировать код, надо обращаться к врачу, который вносил данные. В этом случае наша служба поддержки может только записать, что у вас есть проблема, и передать эту информацию в Министерство здравоохранения.

- А за рубежом этот код примут?

- Все в порядке. Кажется, Михаилу Федорову рассказывали историю, которая произошла в Монако. Там человек показал сертификат в «Дії». А потом к нему подошли полицейский и человек в штатском и попросили рассказать, что такое «Дія» и как она работает. Их поразила наша технология.

Когда я был в Эстонии, в кафе у меня проверяли ковидный сертификат в мобильном, прежде чем налить кофе. Проверили его, кажется, итальянским прибором — все сработало нормально.

- А когда у нас в кафе будут проверять сертификаты?

- В Украине все ждут усиления карантинных ограничений. Например, в сети кинотеатров при покупке билетов предупреждают, что ты должен иметь ковидный сертификат или ПЦР-тест. И они на входе это должны проверять. Именно поэтому у нас есть внутренний сертификат.

- Когда нас снова переведут в «красную» зону, ограничения будут не такими, как в прошлом году. Ведь у нас уже будут сертификаты.

- Есть требование, что работники компаний развлекательной индустрии, сферы обслуживания и питания должны быть вакцинированы. Скорее всего, у этих людей есть «Дія» с электронным сертификатом. Это удобно, поскольку не нужно покупать дополнительное оборудование или софт. Просто наводишь телефон с приложением, сканируешь сертификат на другом телефоне, и он показывает информацию.

- Я просто представляю себе теперь нашу жизнь: прихожу на работу, показал сертификат и пошел, а если нет — домой на карантин. Мы приближаемся к этому?

- Больше, чем вы догадываетесь. Карантин заставляет.

- С ковидом понятно. А что нам еще предстоит? Налоговая или кто-то еще нас может контролировать?

- Мы точно никаких продуктов для контроля внутри не планируем. Даже такую элементарную вещь, как геолокация, которая иногда может пригодиться, мы в мобильном приложении не разрешаем даже спрашивать. У нас остается только информация о том, когда был запрос на информацию, — так называемые логи.

Какие еще услуги появятся в «Дії»

- «Дія» начиналась с водительского удостоверения. У нас на сайте была статья о том, как человек даже судился с МВД, потому что полицейский не принял «Дію» и выписал штраф за то, что не было бумажного удостоверения.

- Это сработал исключительно человеческий фактор. Мы запускали водительские и техпаспорта в бета-тестировании 16 декабря 2019 года. К тому времени 8 тысяч из 8 тысяч полицейских планшетов были обновлены и уже читали QR-коды в «Дії». Если ты разблокируешь полицейский планшет, то там будет написано, что с 16 декабря вступают в силу водительские документы в «Дії». Они два инструктажа провели. За все это время у нас в первые пару месяцев было всего несколько случаев. Один человек утверждал, что его оштрафовали из-за «Дії». А потом выяснилось, что из-за непристегнутого ремня безопасности. Был полицейский, который составил протокол зимой или весной 2020 года. Он получил выговор, а протокол был отменен.

- То есть я сейчас могу свободно ехать.

- Да. Но если вдруг кто-то потребует документ не в «Дії», сразу пишите в чат-бот номер жетона, фамилию, имя, отчество, номер патруля, дату, время. Эта информация сразу летит в Министерство внутренних дел.

- Мы с женой вдвоем используем автомобиль. Очень неудобно передавать права на автомобиль в «Дії». Вы планируете что-то улучшить?

- Сейчас можно лишь ввести надлежащего пользователя в электронном кабинете водителя. Мы уже несколько раз хотели упростить этот процесс. Чтобы не было заявлений и электронных ключей. Думаю, что в этом году не успеем, но в следующем сделаем. Все должно быть таким простым, как передать друг другу пластиковую карточку. У нас уже есть понимание того, как это сделать. Но Министерству внутренних дел еще предстоит отработать этот процесс, чтобы можно было отсканировать QR-код автомобиля.

Надо будет сделать 2-3 шага, чтобы у вас появился техпаспорт в вашем приложении. Но это только в следующем году.

Мстислав Баник рассказывает о применении новых услуг «Дії». Фото: пресс служба «Дії»

Мстислав Баник рассказывает о применении новых услуг «Дії». Фото: пресс служба «Дії»

- Есть жалобы на то, что система показывает не все штрафы. Почему?

- Штрафы, налагаемые с помощью камер видеофиксации, в «Дії» появляются сразу. Но есть проблема с теми, которые выписывают патрульные полицейские. Вот вам пример из моей жизни. Я был в Каменце-Подольском. Дорога незнакомая, разметка стерлась. Я и опомниться не успел, как оказался на полосе встречного движения. Меня остановили с «мигалками».

- Классическая полицейская ловушка.

- Абсолютно. Мы даже с женой говорили, что они там, наверное, стоят перед светофором и ждут, когда кто-то следующий попадет в ловушку. Штраф выписали на бумаге. После инцидента прошла неделя, а штраф у меня так и не появился.

- А потом monobank заблокировал карточку?

- Нет. Но я должен был написать коллегам в Министерство внутренних дел, чтобы выяснить, что происходит с этим штрафом. Мне сказали: точно надо оплатить, но был риск того, что его поздно внесут в систему. С такими штрафами есть проблемы. То же самое касается и муниципальных наказаний, например за неправильную парковку. Потому что эти штрафы еще относятся не к Министерству внутренних дел, а к местным органам власти.

- А почему из-за штрафов банки блокируют все счета?

- Прежде всего они не имеют права это делать. В нормативке написано, что они имеют право только заморозить на вашем счете сумму долга. Но банки идут по пути наименьшего сопротивления. Но как, скажите, оплатить штраф, если у вас заблокированы счета? Это нонсенс.

Но главное не это. Большая проблема — это то, что граждане часто не знают об исполнительных производствах, которые суд выписал по ним. Поэтому скоро в приложении будут оповещения из соответствующего государственного реестра. Когда в нем появится информация о деле, которое может привести к блокировке счета, вы заранее получите сообщение.

- Когда вы их дожмете, чтобы это заработало?

- Я не могу ничего обещать, потому что это связано с другими органами. Но проблема известна, и мы настаиваем на том, чтобы все-таки блокировали только сумму.

- Как и когда будет работать растаможка автомобилей через «Дію»?

- Пока мы только утвердили нормативные документы, позволяющие запустить растаможку онлайн. Бизнес-процесса еще нет, и услуги еще нет. Есть видение. Возможно, в этом году заработает, а возможно, в следующем. Но пока больше сказать не могу.

- А в чем идея?

- В процессе растаможивания есть участие чиновника, и это потенциально может привести к коррупции. Мы точно уменьшим участие таможенника и точно переделаем калькулятор для оценки стоимости растаможки. Все оплаты будут проходить только через «Дію».

«Дію» начали использовать передовые банки. Фото: пресс-служба «Дії»

«Дію» начали использовать передовые банки. Фото: пресс-служба «Дії»

- Банки заявили, что они позволяют открывать счета онлайн через «Дію».

- Да, они это уже делают, поскольку вступил в силу закон, который приравнял цифровые паспорта к физическим. И самые продвинутые в цифровом направлении банки уже подключились к этой возможности. Можно поделиться копией паспорта в «Дії» онлайн. Для этого как раз и используется тот самый интерфейс распознавания лица с цифровой подписью.

- А что еще интересного мы можем ожидать в ближайшее время?

- Я уже говорил о социальных услугах, которые мы представим на новом Diia.Summit. У нас увеличится количество налоговых услуг.

Есть еще один большой проект. Это изменение регистрации по месту жительства онлайн. Пилотное испытание этой услуги проходит в семи областях. Но этой осенью она запустится для всей страны. Трудность здесь заключается в том, что регистрация привязана к территориальным общинам, а их у нас 1439. И у каждой свой реестр. Но мы и с этим разберемся.

- То есть я смогу с телефона перерегистрироваться.

- В собственном доме вы сможете прописать человека за два-три шага. А если владелец кто-то другой, вам нужно будет показать ему QR-код для запроса данных, а он подпишет его своей цифровой подписью.

Поблагодарить 🎉