Мстислав Баник рассказал о COVID-сертификатах: почему с ними возникают проблемы и как их решить. Фото: Минцифры
Многие люди после вакцинации от коронавируса сталкиваются с тем, что в приложении «Дія» у них не работают COVID-сертификаты. Какая схема их работы, почему возникают проблемы, а также где будут требовать их во время карантина, рассказал в интервью руководитель по развитию электронных услуг Минцифры Мстислав Баник.
Как работают COVID-сертификаты в приложении «Дія»
По словам Баника, данные о вакцинации хранятся в системе «Электронное здоровье», после чего «Дія» подключается в данный реестр.
«Человек заказывает сертификат в приложении, соглашается на обработку медицинских данных, подписывает запрос, и наш интерфейс передает его системе «Электронное здоровье». Если там все в порядке, то человек получает сертификат на смартфон», — объяснил Баник.
Почему не работают COVID-сертификаты в приложении «Дія» и что делать
По словам Баника, проблемы с COVID-сертификатами в приложении «Дія» связаны непосредственно с ошибками в самой системе «Электронное здоровье».
Самые частые ошибки:
- ошибки в налоговом номере, имени, фамилии;
- данные о первой и второй дозе обозначены как две первые, что не считается завершенным процессом вакцинации;
- ошибки в параметре «Достоверный источник информации о прививках»: если врач в центре массовой вакцинации не внес в систему данные, то это считается ошибкой.
То есть ошибки делает не сама «Дія», а потому для их исправления необходимо обращаться к Единой государственной информационной системе здравоохранения.
Как МОЗ и Минцифры решают проблемы с COVID-сертификатами в приложении «Дія»
Для устранения этих ошибок Министерство здравоохранения создало контакт-центр с врачами, которые помогают найти людей, делавших запись о вакцинации, ведь менять медицинские данные может лишь врач со своим ключом. После того как они это сделают, можно будет снова попробовать сгенерировать COVID-сертификат (здесь можно заполнить форму).
В то же время Минцифры для решения этой проблемы совершенствует систему идентификации.
«Важно понимать, что в мобильном приложении запрос надо подписывать цифровой подписью. Для этого нужно пройти фотоверификацию. Это вопрос безопасности, ведь этот ключ понадобится человеку и на портале «Дія», и для получения услуг, и для изменения прописки, и для получения субсидий. Этот процесс заключается в том, что система сравнивает биометрические данные вашего лица с теми, что содержатся в вашем электронном документе. Это сложная технология, которая позволяет доказать, что вы именно тот человек, который владеет этим паспортом. У нас нет горячей линии», — рассказал руководитель по развитию электронных услуг Минцифры.
Баник также отметил, что сейчас в Минцифры перерабатывают нейросети, для того чтобы фотоверификация требовала меньше усилий при той же чувствительности. Он выразил надежду, что такая функция появится в течение нескольких недель.
Как проходить фотоверификацию в приложении «Дія»:
- быть без очков и шляпы;
- максимально приблизить экран к лицу в соответствующие рамки;
- прическа и борода для системы не имеют никакого значения. Требуется только часть лица, поскольку система сравнивает ее с частью лица с вашего паспорта.
Как будут работать COVID-сертификаты во время карантина
В случае усиления карантина в Украине, в частности перехода в «красную» зону, работники компаний развлекательной индустрии, сферы обслуживания и питания должны быть вакцинированы. В качестве доказательства удобнее иметь «Дію» с электронным сертификатом, ведь для этого не надо покупать дополнительное оборудование или софт, а можно просто отсканировать информацию другим смартфоном.
Контекст. Напомним, что в приложении «Дія» можно сгенерировать несколько COVID-сертификатов: внешний (для путешествий за границу) и внутренний (им можно пользоваться в пределах Украины, в частности при введении жестких карантинных ограничений). Последние делятся на желтые (которые выдаются при одной прививке и действуют, пока человек не сделает вторую) и зеленые (выдаются при прохождении полного курса).