Верховная Рада 2 сентября приняла в первом чтении законопроект, который утверждает переход от бумажных к электронным трудовым книжкам и вводит возможность автоматического назначения пенсии по возрасту.
С одной стороны, это большой шаг вперед и множество плюсов в перспективе, но, с другой стороны, существуют пробелы, которые должны быть урегулированы.
Какие новшества нас ожидают?
Законопроект устанавливает пятилетний переходный период для включения в Государственный реестр сведений из бумажных трудовых книжек о трудовой деятельности работника.
В течение 5 лет будут применяться как бумажная трудовая книжка, так и электронная форма уже имеющихся или внесенных сведений из Государственного реестра.
Внесение сведений осуществляется работником и работодателем с обязательным наложением квалифицированной электронной подписи через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда Украины в виде сканированных или оцифрованных копий, предусмотренных законодательством документов (трудовой книжки, справок и т.д.).
После внесения сведений о трудовой деятельности работника в Государственный реестр работодатель обязан выдать оригинал бумажной трудовой книжки ему на руки под подпись.
При этом также предусмотрена обязанность работодателя вносить по требованию работника в бумажную трудовую книжку записи о приеме на работу, переводе и увольнении.
Законопроект вводит возможность автоматического назначения пенсии (без личного обращения лица) с сохранением за лицом права отсрочки выхода на пенсию.
При этом если лицом перенесено назначение пенсии и продлено пребывание в трудовых отношениях, размер пенсии будет повышаться на 0,5-0,75%.
В рамках автоматического назначения пенсий также предусмотрена возможность определения с помощью программных средств Государственного реестра наиболее выгодного варианта для назначения пенсии, включая дату такого назначения.
Создание электронных трудовых книжек – шаг в будущее.
Учет трудовой деятельности работника в электронной форме в перспективе имеет много положительных сторон как для работников, так и для работодателей:
- уменьшение затрат работодателей на ведение бумажного документооборота, отсутствие необходимости хранить бумажные трудовые книжки;
- отмена необходимости выдавать трудовые книжки при увольнении сотрудника, что означает устранение возможности для манипуляций со стороны бывшего работника;
- упрощение доступа к информации о приобретенном стаже работников для назначения выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, в том числе в случае временной утраты трудоспособности;
- устранение возможных рисков и негативных последствий в случае потери трудовой книжки, ее физического повреждения, фальсификации и внесения недостоверных сведений.
Какие минусы?
Важным вопросом является сохранность информации и создание надежной защиты электронной формы учета данных от несанкционированного вмешательства, потому что проблема кибератак достаточно распространена в мире и не всегда удается обеспечить соответствующий механизм защиты данных.
Главное научно-экспертное управление в своем заключении о законопроекте говорит о множестве неурегулированных вопросов, в частности:
- предоставление права и возможности работодателю для устранения своих ошибок;
- обеспечение порядка переноса данных с бумажного носителя в электронную базу и механизма устранения несогласованности между ними;
- согласование и синхронизация ввода одинаковой информации из разных источников;
- обеспечение достоверности указанной информации;
- возможность личного контроля корректности заполнения информации и т.п.
Безусловно, свои плюсы и пространство для устранения пробелов есть, однако данная реформа учета трудовой деятельности говорит о том, что мы двигаемся вперед, находя пути для современного ведения деятельности.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора