
Электронный паспорт в приложении «Дія». Фото: Минцифры
Верховная Рада 30 марта 2021 года приняла во втором чтении закон, который приравнивает цифровые паспорта в приложении «Дія» к бумажным. Закон вступил в силу уже 23 августа. рассказывает, зачем это сделали, как пользоваться электронным паспортом, где его принимают, а также о том, как проверить подлинность документа.
Зачем в Украине цифровые паспорта приравняли к бумажным
Украина стала первой страной в мире, где цифровые паспорта в смартфоне стали полными юридическими аналогами обычных документов. До этого момента использование цифрового паспорта регулировалось соответствующим постановлением Кабинета министров и многие структуры его не принимали. По словам министра цифровой трансформации Михаила Федорова, пользователи приложения «Дія» больше не будут сталкиваться с этой проблемой.
«Это не просто важное событие в истории современной Украины и большой шаг ко внедрению режима без бумаги. Это уникальный мировой кейс, которым можно и нужно гордиться».

Михаил Федоров
вице-премьер-министр, министр цифровой трансформации
Глава Комитета по вопросам цифровой трансформации Михаил Крячко ранее отмечал, что принятие закона обеспечит возможность использования электронных документов в мобильном приложении на уровне с обычными паспортами, а государственные органы не смогут требовать бумажные документы, если информация уже есть в реестрах.
Как зарегистрировать паспорт в приложении «Дія» и как им пользоваться
Использовать е-паспорт вы сможете только в том случае, если имеете биометрический загранпаспорт или паспорт в виде ID-карты, так как данные из обычного паспорта-книжечки образца 1994 года в приложении не отображаются и загрузить отдельно информацию о паспорте нет возможности.
Чтобы начать пользоваться е-паспортом, сначала нужно установить приложение «Дія» на свой смартфон, после чего пройти авторизацию, и «Дія» сама подтянет документы из демографического реестра. Если вы будете перевыпускать паспорт, приложение автоматически обновит его.
Где принимают паспорта в приложении «Дія»
Принимать е-аналоги биометрического паспорта и ID-карты в приложении «Дія» на законодательном уровне должны все государственные и частные поставщики услуг с 23 августа 2021 года.
Так, цифровые паспорта можно будет предъявить на территории Украины для удостоверения личности и подтверждения гражданства. Однако это не касается случаев пересечения государственной границы, въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда с нее.
Украинцы уже могут пользоваться цифровыми паспортами в большинстве жизненных ситуаций. Их принимают:
- ЦНАПы для предоставления государственных услуг;
- государственные учреждения (министерства, областные госорганизации и т.п.);
- суды;
- организации, предоставляющие услуги почтовых отправлений;
- супермаркеты — для подтверждения возраста;
- банки — для подтверждения личности и осуществления кассовых операций, а также для открытия банковского счета онлайн;
- авиакомпании и аэропорты в случае путешествий в пределах Украины;
- организации, занимающиеся железнодорожными пассажирскими перевозками;
- гостиницы;
- музеи и развлекательные заведения и т.п.
Где принимают паспорт в приложении «Дія». Фото: Минцифры
Как проверить подлинность паспорта в приложении «Дія» и поделиться его копией через «Дія.QR»
Документы в приложении вводятся по принципу people-to-people, что позволяет каждому самостоятельно проверить подлинность цифрового документа. В приложении есть считыватель, которым можно просканировать QR-код другого пользователя. Для этого нужно нажать на иконку считывателя в правом верхнем углу и навести камеру смартфона на QR. Документ автоматически будет проверен, а результаты можно будет увидеть сразу в приложении. Все это нужно делать при наличии доступа к интернету.
Помимо этого, у пользователей есть возможность поделиться копией цифрового документа через «Дія.QR». Для этого нужно:
- авторизоваться в приложении «Дія» и нажать на считыватель кодов, расположенный в правом верхнем углу;
- после появления запроса на копию цифровых документов нажать на кнопку «Продолжить»;
- подтвердить передачу копий цифровых документов;
- отправить электронное письмо, которое будет автоматически сформировано после всех указанных действий.