Facebook Pixel

Прививка на бумаге, или Что грозит за фейковые COVID-сертификаты врачам и гражданам

Кристина Кольчинская
советник GOLAW, адвокат

В связи с разгаром пандемии более жесткими стали карантинные ограничения. В первую очередь они касаются невакцинированных лиц, ведь именно для них без отрицательного теста стало невозможным передвижение общественным, железнодорожным и авиационным транспортом, посещение многих заведений (ресторанов, гостиниц, ТРЦ и т.п.) и массовых мероприятий.

Нежелание вакцинироваться и введение ограничительных противоэпидемических мер в совокупности привело к появлению новой разновидности уголовных правонарушений, связанных с подделкой COVID-сертификатов.

В настоящее время указанные противоправные действия привлекают особое внимание правоохранительных органов. По данным Нацполиции, в Украине открыто более 1000 уголовных производств по подделке документов о COVID-вакцинации, более сотни обвинительных актов переданы в суд.

О судебной практике привлечения к уголовной ответственности за подделку COVID-сертификатов говорить рано. Реестр судебных решений содержит только несколько приговоров, вынесенных Жовковским районным судом Львовской области. Да и на них ориентироваться не следует, ведь обвиняемые полностью признали свою вину и отделались штрафом в размере 850 грн. В этих случаях речь шла о самостоятельной подделке лицами на компьютере бумажных COVID-сертификатов и использовании их при пересечении границы. Действия правонарушителей были квалифицированы по ч. 1 ст. 358 УК Украины (подделка официального документа, который дает права или освобождает от обязанностей) и ч. 4 ст. 358 УК Украины (использование заведомо подложного документа).

В целом ответственность за подлог официального документа, к которому относится COVID-сертификат, может предусматривать штраф в размере 17 тыс. грн, или арест до 6 месяцев, или ограничение свободы на срок до 2 лет.

За использование заведомо подложного сертификата о вакцинации лицо может быть оштрафовано на сумму до 850 грн, или арестовано сроком до 6 месяцев, или его свобода может быть ограничена до 2 лет.

Уголовный проступок в виде подделки сертификата будет считаться оконченным с момента его изготовления с целью использования или сбыта такого документа. Такое правонарушение, как использование поддельного COVID-сертификата, будет окончено с момента его предъявления, например во время пересечения границы во избежание обязательной самоизоляции на территории Украины.

То же касается подделки и использования отрицательных тестов на COVID-19.

Выявить такие самодельные сертификаты и результаты тестов довольно легко, ведь сейчас они содержат QR-коды, с помощью которых можно проверить действительность указанной в них информации. В связи с этим популярность приобрели схемы получения сфальсифицированных результатов негативного тестирования на COVID-19 и COVID-сертификатов через медицинские лаборатории и врачей.

Изготовление медицинскими лабораториями поддельных отрицательных результатов тестирования, то есть без фактического забора материалов для исследования, приобрело большую популярность, в частности в сфере туризма. Так, во избежание риска невыезда за границу по приобретенному туру в связи с заражением COVID-19 лица заказывают у медицинских лабораторий посредством турагентов негативные результаты тестирования. В таком случае действия работников медицинских лабораторий могут быть квалифицированы по ч. 2 ст. 358 УК Украины и повлечь за собой ответственность в виде штрафа в размере до 34 тыс. грн, или ареста сроком до 6 месяцев, или ограничения свободы до 3 лет.

Кроме того, уголовные производства по расследованию описанных схем открываются правоохранителями по ст. 325 УК Украины (нарушение санитарных правил и норм по предотвращению инфекционных болезней и массовых отравлений). На наш взгляд, представляется сомнительной возможность привлечения к уголовной ответственности по данной статье из-за необходимости доказывания такой обязательной составляющей объективной стороны преступления, как причинная связь между допущенным нарушением и следствием в виде реальной угрозы распространения или заражения COVID-19.

Несколько иначе правоохранители квалифицируют действия врачей по изготовлению справок об отсутствии COVID-19 без проведения соответствующих анализов (тестов). Семейного врача причисляют к должностным лицам. Соответственно, его действия квалифицируют как составление, выдачу должностным лицом заведомо ложных официальных документов (ч. 1 ст. 366 УК Украины). Кроме того, поскольку врач получил неправомерную выгоду за составление и выдачу поддельной справки, его действия также квалифицируют согласно ч. 1 ст. 368 УК Украины (получение должностным лицом неправомерной выгоды для себя за совершение таким должностным лицом в интересах того, кто предоставляет неправомерную выгоду, любого действия с использованием предоставленного ему служебного положения). На основании соглашения о признании виновности соответствующий приговор был вынесен Павлоградским горрайонным судом Днепропетровской области: врачу назначено наказание по совокупности уголовных правонарушений в виде штрафа в размере 34 тыс. грн с лишением права заниматься деятельностью, связанной с выдачей справок о наличии или отсутствии антигена SARS-CoV2 сроком на 1 год.

Согласно фабуле дела, описанного в судебном решении, существуют основания сомневаться в допустимости доказательств, собранных в ходе расследования. Это, в частности, связано с признаками провокации врача на совершение правонарушения. При отсутствии признания врачом виновности можно было бы рассчитывать на другой результат рассмотрения дела.

Что касается изготовления врачами COVID-сертификатов без фактической прививки, то оно заключается во внесении врачами, которые имеют соответствующий доступ, ложных сведений в реестр электронной системы здравоохранения, что в дальнейшем позволяет сгенерировать сертификат о вакцинации в приложении «Дія». Такие действия могут быть квалифицированы по ст. 362 УК Украины (несанкционированные действия с информацией, которая обрабатывается в компьютерах, автоматизированных системах, компьютерных сетях или хранится на носителях такой информации, совершенные лицом, которое имеет право доступа к ней), что предусматривает санкцию в виде штрафа до 68 тыс. грн или в виде исправительных работ сроком до 2 лет. Если такие действия были совершены повторно или по предварительному сговору группой лиц, то правонарушителям грозит лишение свободы сроком до 6 лет и права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет.

Таким образом, уголовное преследование за подделку и использование заведомо сфальсифицированных COVID-сертификатов и результатов ПЦР-тестирования в соответствии с действующим в настоящее время законодательством ведется по ст. 358, 362, 366 (в совокупности со ст. 368) и даже по ст. 325 УК Украины.

Учитывая остроту проблемы, Верховной Радой Украины был принят за основу законопроект об установлении ответственности за подделку документов, которые касаются проведения профилактических прививок (законопроект 6084). Предлагается дополнить Уголовный кодекс Украины отдельной статьей 3213, которая предусматривает ответственность за:

· использование лицом заведомо подложных документов, подтверждающих проведение профилактических прививок против особо опасных инфекционных болезней, — в виде штрафа от 17 тыс. до 34 тыс. грн или ограничения свободы на срок до 2 лет;

· внесение медицинским работником заведомо ложных сведений в соответствующую медицинскую документацию о проведении профилактических прививок против особо опасных инфекционных болезней — в виде штрафа от 34 тыс. грн до 68 тыс. грн или лишения свободы на срок до 2 лет и права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком от 1 до 3 лет;

· изготовление с целью сбыта, сбыт поддельных документов, подтверждающих проведение профилактических прививок против особо опасных инфекционных болезней, — в виде штрафа от 85 тыс. до 170 тыс. грн или лишения свободы на срок до 3 лет.

Учитывая, что в настоящее время уголовные производства по поводу нарушения в сфере подделки COVID-сертификатов и результатов ПЦР-тестирования открываются по разным статьям Уголовного кодекса Украины, проектом законодатель делает попытку выделить их в одной статье и значительно повысить уровень ответственности за такие нарушения. По сути же перечень и признаки действий, влекущих уголовную ответственность в этой сфере, не изменятся.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора