Уже прошло больше года с тех пор, как Украина вернула игорный рынок в легальное поле. Это открыло для населения новый вид развлечений, который был недоступен 11 лет. Страна намерена построить легальный бизнес и активно коммуницировать с его участниками.
В этом, помимо прочего, могут помочь социальные исследования рынка азартных игр. Одно из таких, ставшее первым в Украине, недавно провела Ukrainian Gambling Council (UGC). Исследование помогло понять, как на самом деле украинцы относятся к игорному рынку.
разбиралось, какие результаты показало независимое исследование, какие фейки оно развеяло, нужно ли в Украине проводить подобные опросы в будущем, как они помогают построению легального гемблинг-рынка в стране.
Зачем нужны социальные исследования рынка азартных игр
Вновь открытый игорный рынок Украины достаточно специфичен, поскольку длительное время находился в тени, из-за чего у украинцев сложилось о секторе двоякое впечатление. Часто они связывают его со множеством стереотипов, поскольку теневые компании, которые все эти годы подпольно и «некорректно» работали на территории Украины, сильно подорвали доверие аудитории к данному сегменту, считает CEO PokerMatch Ukraine Виктор Кириченко.
Помимо ответственной работы компаний, продуманной законодательной составляющей, в восстановлении имиджа рынка помогают и всеукраинские социологические исследования, практика которых в Украине только зарождается.
Во внедрении гемблинга в культуру украинцев они становятся полезными, поскольку их могут использовать государственные органы, легальные компании и население для того, чтобы лучше разбираться и понимать процесс легализации гемблинга в стране.
Это также поможет избежать манипуляций со стороны противников реформы и тех компаний, которые до сих пор не перешли в легальное поле, а также позволит следить за тем, в правильном ли направлении развивается рынок.
Исследование Общенациональной социологии UGC
Первое независимое социальное исследование общественного мнения на тему «Отношение украинцев к гемблингу» провела UGC совместно с исследовательским агентством Info Sapience. Его результаты представили 22 ноября 2021 года в пресс-центре информационного агентства «Українські Новини».
Опрос проводился методом личностных интервью дома у респондентов. При помощи планшетов опросили 1000 человек от 18 лет во всех регионах Украины, кроме Автономной Республики Крым и неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей. Опрос проводили со 2 по 26 октября 2021 года.
Подобные исследования UGC планирует проводить регулярно — раз в квартал, чтобы следить за тем, как развивается рынок азартных игр в Украине и сформировать инструмент обратной связи между обществом и операторами рынка.
Поддержка украинцами рынка азартных игр
С момента возвращения рынка азартных игр в легальное поле начала появляться фейковая информация о том, что почти 80% украинцев выступают против легализации гемблинга. Но результаты исследования это опровергают.
На самом деле, 56,8% опрошенных не поддерживают ни одного аргумента в пользу легализации азартных игр. В то же время 43,2% респондентов поддерживают хотя бы один из них, а именно:
- тем, кому не исполнился 21 год, запрещается играть в азартные игры (поддерживают 70,8% сторонников легализации азартных игр);
- доходы от лицензионных платежей за онлайн-казино и онлайн-покер направлены на поддержку медицины (70,6%);
- в 2021-ом госбюджет получил свыше 1 млрд грн от лицензионных платежей организаторов (67,6%);
- доходы от лицензионных платежей за букмекерскую деятельность направляются на поддержку спорта (63,7%);
- букмекерские компании спонсируют спортивную отрасль — футбол, хоккей, баскетбол и прочее (63,2%);
- 50% лицензионных платежей за офлайн-казино и игорные автоматы идут в местные бюджеты (60,2%);
- государство усилило борьбу с нелегальными заведениями азартных игр (58,1%);
- реестр лиц, которым ограничен доступ к игорным заведениям или участие в азартных играх (57,6%);
- государство контролирует рекламу гемблинга, чтобы она не формировала мнение, что участие в азартных играх может быть источником доходов или альтернативой работе (51,9%);
- из-за легализации азартных игр выросло количество туристов (49,8%);
- государство гарантирует добропорядочность компаний-организаторов и выплаты выигрышей (49,1%).
Среди тех, кто поддерживает вышеописанные аргументы, 46,4% мужчин и 40,4% женщин. Что касается возраста, то наибольшей поддержкой гемблинг пользуется у респондентов 18 — 34 лет (50,6%). Неплохие результаты показали также возрастные группы от 35 до 54 лет и старше 55-ти — эти респонденты поддерживают хотя бы один аргумент в количестве 43,4% и 37,5% соответственно.
CEO PokerMatch Ukraine Виктор Кириченко связывает большую поддержку гемблинга молодежью с тем, что нынешнее поколение привыкло жить в «цифровом мире», и, конечно, они сразу адаптируются в онлайн-среде, в том числе в игровой сфере.
«Второй момент: легализация — это прогрессивный шаг, а молодежь — всегда за прогресс. Ну и, кроме того, покерные турниры — это соревнования, а молодым людям больше присущ дух соперничества. Проявить свое мастерство, стать в чем-то лучшим — это их очень мотивирует играть».
Виктор Кириченко
CEO PokerMatch Ukraine
Лудомания в Украине
Результаты исследования также опровергли фейковую информацию о том, что из-за легализации азартных игр половина населения в стране станет лудоманами. Оказалось, что украинцы — не «играющая» нация, так как за последние пять лет 92,3% наших граждан не играли ни в один вид азартных игр (88,3% из них — мужчины, а 95,6% — женщины). В целом респонденты, которые играли в азартные игры, увлекаются следующими их видами:
- ставки в букмекерских компаниях — 1,8%;
- игровые автоматы — 1,6%;
- интернет-казино — 0,8%;
- казино — 0,8%;
- интернет-покер на деньги — 0,6%.
Схожие данные показывает исследование и на тему того, хотят ли украинцы играть на деньги в будущем. Так, 7,2% потенциально готовы сыграть, а вот 92,8% — не готовы к этому или еще не определились с ответом. Интересно, что сыграть готовы 12,3% мужчин и только 3% женщин. В First Casino объясняют это тем, что мужчины более азартны и им проще потратить средства на развлечения. У женщин развлечением чаще является шопинг или покупка какого-то блага.
«К тому же в Украине (по нашему мнению и статистике) зарабатывают больше мужчины, поэтому они и являются основными потребителями. Надеемся, что со временем эта тенденция выровняется в гендерном соотношении», — заявили в компании. Кириченко добавляет, что уже наблюдается тенденция того, что все активнее в покер играют женщины, и их доля будет только расти.
Что касается возрастных категорий, то в будущем готовы сыграть 13,3% респондентов в возрасте 18 — 34 лет, 8,2% — в возрасте 35 — 54 года и 1,7% — старше 55-ти. При этом наиболее привлекательными для будущих ставок стали такие виды азартных игр:
- ставки в букмекерских компаниях — сыграть готовы 4,5% респондентов;
- игровые автоматы — 4,1%;
- казино —3,4%;
- интернет-казино — 3,2%;
- интернет-покер на деньги — 2,7%.
Как видим, украинцы в целом не выступают против индустрии, однако сами пока не готовы играть в азартные игры. Кириченко говорит, что такая статистика связана с тем, что уровень достатка украинцев не позволяет им свободно тратить финансы на конкретный вид досуга.
Как к социальным исследованиям в гемблинге относятся игорные компании?
Чтобы узнать, насколько такие исследования полезны для рынка, опросило несколько ведущих операторов. Все они считают, что тенденция на такие исследования является крайне положительной и важной не только для рынка в целом, а и для каждого легального оператора в отдельности.
PokerMatch Ukraine
По словам СЕО PokerMatch Ukraine Виктора Кириченко, подобные социологические исследования очень важны для всей отрасли в целом.
«Результаты данного исследования дают, в частности нашей компании, понимание того, куда двигаться, с какой целевой группой игроков работать, на какие проблемы обратить особое внимание и определиться в том, какова в целом играющая доля рынка. Опрос также продемонстрировал, что легализация в большей степени направлена на развитие туристического гемблинга, а также на привлечение игроков из-за рубежа».
Виктор Кириченко
CEO PokerMatch Ukraine
Он считает, что для формирования доверия и обмена информацией компания стремится создать полноценное комьюнити вокруг себя, ведь важно, чтобы игрокам было интересно и комфортно.
«Сейчас есть отличные ресурсы и площадки для того, чтобы объединять людей по интересам. Соцсети, форумы, встречи с игроками в «живом» формате — все это укрепляет доверие пользователей к компании и, конечно, дает весь необходимый фидбек по реализованным проектам, идеи для планов на будущее», — добавил он.
VBET
В компании VBET нам заявили, что видят ценность в подобных опросах и даже ввели практику собственных исследований рынка и анализа портрета аудитории.
«Регулятор, профильные ассоциации, бизнес и конечный потребитель, на мой взгляд, не разрывны. Данные исследования помогут игрокам рынка определить не только маркетинговый вектор, но и держать баланс между правильной бренд-коммуникацией, этикой и правилами ответственной игры», — считает оператор.
First Casino
В First Casino рассказали, что любые исследования по опросу отношения украинцев к игорному бизнесу являются крайне важными для компании, так как на их почве она может видеть, насколько меняется мнение жителей страны в целом об игорном рынке.
«На основе исследования мы можем строить свою стратегию развития, а также PR и маркетинг-кампании для формирования положительного образа игорного бизнеса», — объяснили в First Casino.
Как социальные исследования повлияют на развитие игорного рынка Украины
По мнению игорных компаний, подобные социальные исследования напрямую влияют на построение легального гемблинг-рынка в Украине. Это связано, в первую очередь, с тем, что большинство компаний анализируют отношение украинцев к гемблингу внутри, донося аудитории месседжи об осознанной игре и гемблинге как способе развлечения, а не заработка, а всеукраинские исследования им будут в этом помогать, ведь только общими усилиями рынка возможно изменить восприятие аудиторией данного сегмента услуг.
Кириченко отмечает, что подобные опросы могут помочь государственным органам проанализировать и понять отношение украинцев к игровой отрасли. Он выражает уверенность, что социологические исследования для гемблинга должны проводиться не реже одного раза в год.
«Дело в том, что ввиду ряда внешних факторов в течение года отношение населения к тому или иному объекту оценивания может меняться кардинально», — объясняет эксперт.
О необходимости регулярного проведения подобных исследований заявили и VBET, и First Casino. В VBET говорят о важности регулярных квартальных и годовых исследований, как это делают в самой компании.
В First Casino, в свою очередь, считают, что их нужно проводить с периодичностью раз в полгода. В компании объясняют, что в связи с тем, что ранее этот бизнес имел негативную оценку и был загнан в подполье — важно услышать и в перспективе увидеть, насколько меняется общественное мнение об азартных играх.
«Исследования рынка однозначно нужно проводить», — резюмировали в компании.
Выводы. Исследования рынка азартных игр являются важными для построения легального рынка и искоренения стереотипов, связанных с ним. Государству, компаниям и игрокам нужно наблюдать за тем, как развивается гемблинг-рынок, как меняется мнение о нем. В Украине с такой инициативой первой выступила UGC. Опрос продемонстрировал, что реформа легализации азартных игр развивается в том направлении, в котором была задумана с самого начала — привлечение иностранных игроков и развитие гемблинг-туризма.
Операторы рынка сходятся во мнении: социсследования очень важны для развития гемблинга, а традицию, которую начала Ассоциация, необходимо продолжать.