В четверг, 30 июля, прошел круглый стол, посвященный легализации игорного бизнеса (закон №2285-д, который Верховная Рада приняла две недели назад). Эксперты говорили о том, как игорная индустрия повлияет на общество и о том, действительно ли она представляет серьезную угрозу для здоровья украинцев. А также о том, сколько же на самом деле получит госбюджет благодаря легализации. выделило основные моменты этой встречи.
О переходном периоде для легализации игорного бизнеса
Закон подразумевает принятие еще одного документа — закона о лотереях. При этом регулятором лицензионных условий государственных лотерей будет комиссия — уполномоченный орган, который прописан в законе, объясняет глава общественной организации «Поддержка легализации игорного бизнеса в Украине» Елена Мочалова.
После подписания закона президентом Владимиром Зеленским уполномоченный орган — комиссию, которая будет предоставлять лицензионные условия, — должны сформировать на протяжении двух месяцев.
А пока государственные лотереи должны работать на протяжении года по тем же нормам, которые прописаны на данный момент (три лотерейных оператора, которые действуют сейчас, будут работать до тех пор, пока не заработают новые лицензионные условия).
О нормах в переходных положениях закона
Четко прописаны нормы, запрещающие использовать любое игровое программное обеспечение, которое бы воспроизводило какие-либо игры из какого-либо сегмента игрового рынка. Однако практика у нелегального бизнеса, который ранее работал под видом государственных лотерей, обширная, и он сможет найти способ для того, чтобы не оплачивать лицензии, налоги и прочее.
«Не прописаны в переходных положениях закона и налоги. Из-за отсутствия закона о налогообложении будет действовать закон о налогах на выигрыши, который был принят в 2011 году и дает возможность заходить в тень тем, кто мог бы купить лицензии для казино».

Елена Мочалова
Глава общественной организации «Поддержка легализации игорного бизнеса в Украине»
В переходных положениях больше делается акцент на государственные лотереи и на то, что игроку должно быть не менее 21 года.
О доходах бюджета от легализации игорного бизнеса в Украине
По словам главы аналитической группы «Левиафан» Николая Мельника, пока не будет лицензионных условий, нет оснований, на которых оператор игорного бизнеса будет платить за лицензию.
«Регулятор должны создать согласно постановлению Кабмина, и только после этого регулятор может заняться разработкой лицензионных условий. Затягивать с этим не будут, но создание нового органа займет не менее полугода. Поэтому говорить о том, что закон приняли, а операторы рынка не платят лицензию, некорректно», — заявил он, добавив, что деньги в бюджет могут начать поступать в 2021 году, а если Кабмин создаст регулятор раньше, то, возможно, и в конце этого года.
«Но думаю, что ранее, чем через полгода, этого не произойдет», — добавил Мельник.
Эксперт игорного рынка Игорь Романюк говорит, что основной спорный вопрос в законе — это создание регулятора. Соответственно раньше декабря 2020-го или февраля 2021 года рынок работать не будет, и инвестиций до этого момента не предвидится.
О демонизации игорного бизнеса
Партнер юридической компании Eterna Law Артем Кузьменко назвал основные позиции закона, которые демонизируются в прессе, в частности:
- лудомания. По его словам, закон в позитивном контексте решает проблему лудомании. Так, в нем четко прописано, что игроков нужно идентифицировать — до 21 года играть нельзя, семья может ограничить игрока путем судебного запрета. Романюк же отмечает, что идентификацию игроков нужно отменить, иначе в казино некому будет играть;
- будут играть дети. Кузьменко объясняет, что лицензии стоят миллионы в год, а открытие подобного бизнеса — свыше $3 млн. Соответственно оператор не позволит заходить в помещение детям, поскольку на него наложат штраф в размере свыше 2 млн грн и лишат лицензии, а оно того просто не стоит;
- на игры будут тратить последние деньги. Доступ для людей, который тратят последние деньги на игры и много проигрывают, будет ограничен, потому что клиенты в зале будут абсолютно другие;
- коррупция. В Украину зайдут международные операторы (предварительно создав в Украине юрлицо-резидента), которые не будут никому давать взятки. Такие компании покажут, как должен работать рынок. Впрочем, Романюк утверждает, что инвестиции в Украину из-за границы законом не предусмотрены, оператором может быть только украинская компания;
- налоги. Большие компании в Украине не могут не платить налоги, поскольку у них будут проблемы в других юрисдикциях. Но пока этот вопрос окончательно не решен.
Мочалова при этом заявила, что люди воспринимают игорный бизнес токсично, и объяснила почему. По ее словам, прошлая власть на протяжении многих лет (с 2012 по 2019 гг.) сделала все для того, чтобы зарабатывать на прибыли от рынка.
«Оборотные средства от игорного бизнеса в Украине с 2015-го по 2016 год составили порядка $33 млрд в год. Что касается незаконного заработка конечных бенефициаров прибыли лотерейных операторов, которые раздавали франшизы на псевдолотерейные объекты, то минимальное количество денег, которые они получали в год в свои карманы, — свыше 1,7 млрд грн. Сейчас в СМИ продолжаются манипуляции с тем, чтобы сохранить работу этого теневого бизнеса — тем же представителям «Блока Петра Порошенко».

Елена Мочалова
Глава общественной организации «Поддержка легализации игорного бизнеса в Украине»