Facebook Pixel

Игорный бизнес в Беларуси: опыт и успехи в гемблинге

Автор

Пока Украина только запускает игорный рынок, в некоторых странах получить лицензию на открытие казино не составляет труда. Развитие игорного бизнеса в Беларуси является ярчайшим тому примером. Она стала первой из стран СНГ, принявшей законы, позволяющие онлайн-казино работать на территории Республики. В стране развит даже «игорный туризм».

В то же время игорный рынок в Беларуси строго контролируется: получить лицензию на открытие казино не так просто, а все указы, регулирующие отрасль, подписывает лично президент Александр Лукашенко. Это дает игрокам и провайдерам гарантии надежности.

The Page разбиралось, как Беларуси удалось развить рынок гэмблинга, какие цели перед ним стоят и какой опыт стоит перенять и Украине.

Как работает игорный туризм в Беларуси

Рынок азартных игр в Беларуси стал а развиваться с 2009 года. Тогда власти соседней России запретили вести у себя этот бизнес, за исключением пяти игорных зон. Это помогло Беларуси развить игорный туризм – в Республику стали съезжаться гости из соседних стран. Однако до 2018 года там можно было играть только на тотализаторе или с помощью беттинговых компаний. В августе 2018 года Александр Лукашенко подписал указ № 305 «О совершенствовании правового регулирования игорного бизнеса», легализировав тем самым онлайн-казино в Беларуси.

«Сильная сторона белорусского рынка заключается в том, что они полностью использовали в своих интересах период закрытия игорного бизнеса в Украине и РФ. Беларусь стала использовать интересы крупных компаний, которые были нацелены на эти две страны, и начала получать инвестиции с Запада и Востока».

Антон Кучухидзе

Антон Кучухидзе

глава Ukrainian Gambling Council

Легализация игорного бизнеса в Беларуси:

  • тотализаторы, беттинговые компании;
  • лотереи;
  • онлайн-лотереи;
  • онлайн-казино (цифровой гемблинг);
  • офлайн-казино (игорные дома);
  • слот-машины.

Первым легальным онлайн-казино стал Parimatch. Деятельность онлайн-казино разрешили только при наличии лицензии, гарантийного депозита, предоставления налоговой службе удаленного доступа к заведению и подключения онлайн-казино к специальной компьютерной кассовой системе. Последняя обеспечивает контроль за оборотами и идентифицирует посетителей онлайн-казино. Для минимизации негативных последствий от азартных игр в Беларуси увеличили входной возраст с 18 до 21 года.

«Согласно нашим исследованиям, «выпавшая» аудитория не перестала играть, а ушла на зарубежные площадки. Для бизнеса и бюджета на дистанции – это потери. Не факт, что по достижении 21 года пользователи возвращаются в родную юрисдикцию», – рассказывает замдиректора Parimatch Belarus Юлия Лешкова.

Тогда же увеличили допустимый размер призового фонда для электронных лотерей — до 95% объема принятых лотерейных ставок.

Кроме того, указ ограничивает доступ граждан Беларуси к участию в азартных играх на сайтах вне национального сегмента интернета.

В конце марта 2021 года Министерство по налогам и сборам Беларуси внесло изменения в указ Лукашенко: с 1 апреля 2021 года контроль ужесточился, и организация нелицензионных онлайн-игр стала незаконной.

Гемблинг – важная составляющая для экономики страны и развития смежных отраслей, например IT. Однако эта сфера сейчас переживает кризис из-за политических событий в стране — регулярное отключение интернета, обыски в компаниях и задержания людей привели к урону индустрии.

Согласно данным dev.by, 54% белорусских айтишников хотели бы остаться в стране, но уедут, если ситуация ухудшится. 33% планируют отъезд уже сейчас, не дожидаясь развития ситуации:

  • 24% — на ПМЖ;
  • 9% — в длительную командировку.

5% не видят необходимости уезжать, у 4% нет возможности, а 2% уже уехали.

«Протесты в Беларуси с августа 2020 года давали негативные сбои в некоторых сегментах, например онлайн-казино. Власти блокировали подозрительные трафики в интернете. Связь «висла» – это не прибавляло доверия», – добавляет Кучухидзе.

Добавляет негатива и обновленный Налоговый кодекс. С 1 января 2021 года ставка подоходного налога для IT-индустрии увеличена с 9% до 13%. Ранее IT-специалистам обещали не менять условия до 2049 года, а увеличение ставки назвали временным и аргументировали это коронавирусом.

При всем этом для IT в Беларуси – хорошая почва, считает Юлия Лешкова. Речь идет о сильных специалистах, образовательном плацдарме и благоприятном законодательстве. Например, там есть Парк высоких технологий – специальный налоговый и правовой режим для IT.

«Наличие игровой платформы, ее саппорт, множественные интеграции требуют мощного ресурса разработки, аналитики и сопутствующих IT-сервисов. Соответственно, как технологическая компания мы ориентируемся на развитие, создание новых продуктов и привлечение лучших профессионалов из IT-сектора», – добавляет она.

Депозит и контроль: как вести игорный бизнес в Беларуси

В Беларуси очень хороший и понятный налоговый режим. Компании платят всего 4% от GGR (gross gaming revenue) – выручки, рассказывает партнер белорусской LegalTax Роман Шпаковский.

При этом размер платежа определяется практически автоматически, отмечает он.

«Больше налогов у компании нет – она не платит ни НДС, ни налог на прибыль. Отличный и понятный налоговый режим и у игроков – 4% от выведенных средств. Это значительно меньше, чем стандартная ставка налога на доходы. Если игрок – резидент Беларуси, то больше налогов ему платить не надо».

Роман Шпаковский

Роман Шпаковский

партнер Legaltax

Чтобы вести игорный бизнес в Беларуси, необходимо иметь лицензию и оплатить госпошлину. Лицензия действует 10 лет, но ее можно продлить. Лицензия для онлайн- и офлайн-деятельности получают отдельно друг от друга. Компанию, которая планирует вести бизнес, должно представлять лицо с белорусской регистрацией. Директор должен иметь опыт работы в игорной сфере от 3 лет, и эта деятельность должна быть для него основной.

Помещение для офлайновых игорных заведений должно соответствовать техническим нормам. Но прежде чем его открыть, необходимо получить разрешение от МВД Беларуси, а оборудование должно пройти сертификацию Министерства по налогам и сборам.

Онлайн-казино можно открыть только после внесения залога в размере $1 млн. Эта сумма будет гарантией получения выигрыша победителями.

«Упоминаемый $1 млн – это просто страховой депозит, который будет лежать на счете в банке. Если сможете договориться с банком, вы можете получать проценты, использовать его как обеспечение. У самой лицензии отсутствует существенная прямая стоимость приобретения и удержания», – разъясняет партнер LegalTax.

Как получить лицензию на игорный бизнес:

  • иметь помещение;
  • подготовить документы, подтверждающие, что заведение соответствует техническим нормам;
  • подтвердить опыт работы на руководящих должностях в сфере игорного бизнеса – не менее 3 лет, для онлайн-казино – не менее 2 лет;
  • внести депозит;
  • иметь генератор случайных чисел (для онлайн-казино).

Налоги на игорный бизнес в Беларуси:

  • 4845,93 BYN ($1 814,28) — игровой стол;
  • 184,56 BYN ($69,10) — игровой автомат;
  • 993,45 BYN ($371,94) — касса тотализатора;
  • 496,73 BYN ($185,97) — касса беттинговой компании.

Плательщики, которые получают доход от игорного бизнеса, освобождены от уплаты НДС (кроме НДС при ввозе товаров на таможню и налога на прибыль).

«Регуляторные требования достаточно существенные. Исходя из нашего опыта, при наличии работающей платформы стоимость получения сертификатов, доработок софта и безопасности составит несколько сотен тысяч долларов. Кроме того, платформе понадобится постоянное подключение и синхронизация с государственным мониторинговым софтом – СККС. Но мне кажется, это и хорошие новости: репутация «честной» юрисдикции и отсутствие кейсов по отмыванию денег через гемблинг – это, скорее, благо для индустрии. Проблема в том, что прохождение всех требований может занять до одного года», – добавляет Шпаковский.

К слову, в Украине действует несколько налогов для игорного бизнеса: налог на прибыль в размере 18% и специальный игорный налог от 10% до 28% в зависимости от вида деятельности. Однако в нашей стране нет закона о налогообложении игорного бизнеса.

«Отсутствие налогового закона является препятствием для того, чтобы лицензии выдавались, это правда. Они могут работать, но для определенных видов деятельности такие условия налогообложения, которые предусмотрены сейчас, не выгодны», – рассказал председатель Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.

Вау-эффект от легализации казино и беттинга

Беларусь стала одной из первых стран, которую затронул мировой бум легализации казино и беттинга, рассказывает замдиректора Parimatch Belarus Юлия Лешкова.

«У нас хорошо сформированы система и оценка полной прозрачности данных для регулятора, защита интересов игровой аудитории, флоу подключения и лицензирования продуктов. Все это требует усилий, но дает возможность имплементировать практически любые форматы игр. У нас также выстроен хороший баланс интересов оператора и игрока при жестких правилах взаимодействия. Игрок при условии законности ставки уверен в том, что получит выигрыш, и знает, когда он его получит. Это отличает нас от зарубежных операторов», — поясняет она.

Платежи – одна из важнейших функций, по которой игроки оценивают операторов в гемблинге, добавляет Лешкова.

«В рамках белорусской регуляторики мы долго шли и все еще идем к комфортным способам вывода денежных средств со счета, причем аудитории нужно не разнообразие, а наиболее популярные и быстрые способы. Соответственно, особое внимание должно уделяться работе с банками, агрегаторами, платежными системами, законодательной составляющей», – рассказывает она.

На протяжении долгого времени в Беларуси были существенные законодательные ограничения, не позволяющие размещаться и «присутствовать» в спорте в полной мере. Сейчас ситуация меняется, а сферы беттинга и гемблинга неразрывно связаны. Драйвером для роста индустрии в Беларуси сейчас является привлечение провайдеров казино в регион, а также развитие программ лояльности, отмечает Лешкова.

«По моей оценке, режим регулирования нашел некий оптимум – для входа на рынок все равно нужны существенные ресурсы, но ограничений ровно столько, сколько их нужно для ограждения от нечестных игроков», – добавляет Шпаковский.

И все это приносит результаты: по состоянию на 1 января 2021 года казино и беттинговые компании перечислили в бюджет Беларуси 39,6 млн BYN ($14,9 млн) налогов. По данным Министерства по налогам и сборам, фактическое поступление подоходного налога с физлиц от выигрышей составило 37,6 млн BYN ($14 млн).

«В маленькой Беларуси доходы за 2020 год составили $20 млн. Для этой страны это неплохие деньги», – резюмирует Антон Кучухидзе.

Право заниматься игорным бизнесом в Беларуси имеют 117 юрлиц, но фактически им занимаются 103 лицензиата. Всего в Беларуси 297 игорных заведений, из них – два виртуальных и 295 наземных. В Республике работают 26 казино, 195 залов игровых автоматов и 102 беттинговые компании.

Преимущества легализации гемблинга в Украине

Когда в 2009 году был запрещен игорный бизнес в России, Беларусь и Украина пошли совершенно разными путями регулирования этой отрасли, вспоминает основатель Boldozer, PhD кандидат в сфере регулирования азартных игр Виктория Закревская.

Украина ввела полный запрет, а Беларусь привела правила деятельности в этой сфере в более системный вид, который соответствует международным нормам и интересам.

Запрет в Украине оказался неэффективным, поскольку бизнес продолжил работать в тени, а украинцы утратили защиту закона и доходы в бюджет страны. Украине понадобилось еще более 10 лет дебатов, пока власть не инициировала возврат рынка азартных игр в лоно экономики.

«Что касается Беларуси, то там от доходов в казну с азартной отрасли, а также сопутствующих бонусов, как то развитие спорта, культуры, туризма, никогда не планировали отказываться, не планировали отказываться и от пристального надзора за индустрией — как фискального, так и правоохранительного».

Виктория Закревская

Виктория Закревская

Заместитель главы Ukrainian Gambling Council по коммуникационным вопросам

По ее словам, в Беларуси приняли рабочую, хотя далеко не самую либеральную модель работы рынка. В том числе в отношении баланса стоимости лицензий и налогового бремени на индустрию. Кроме того, такие технические вопросы, как сертификация и мониторинг, там решаются очень технологично и в сжатые сроки.

Закревская считает, что в этом плане Украине есть куда стремиться: «Неопределенность в вопросах баланса системы налогообложения азартной отрасли, сертификации, правил НБУ по работе с новыми видами деятельности, системы онлайн-мониторинга, рекламы — все это создает большие проблемы, но главное — препятствует началу полноценной работы операторов, даже тех, которые уже получили дорогостоящие лицензии».

Шанс Украины на развитие игорной индустрии

По словам Романа Шпаковского, Украине можно установить критерии по «возрасту» компании (для виртуального заведения нужен опыт как минимум 2 года, что не способствует становлению рынка). Это требование больше способствует созданию серого рынка игорных компаний и усложнению входа на рынок полностью «белых» игроков.

Внедрение 100% мониторинга всех транзакций в игорном бизнесе поначалу кажется проблемой, но затем и рынок, и регулятор достигают практически полного взаимопонимания, и правила игры становятся всем полностью понятными. Соответственно, снижается количество недопонимания и споров, бизнес удерживается от сомнительных транзакций и не вовлекается в отмывание денег.

По мнению Шпаковского, Украине нужно ввести регулирование e-gambling (впрочем, как и покера) как можно скорее. Кроме источника доходов, это еще и возможность для серого бизнеса выйти наружу. Пусть вначале регуляторный и налоговый режимы будут очень легкими – сначала нужно сформировать рынок. Затем при необходимости режим можно ужесточать.

Кучухидзе резюмирует, что легальный рынок азартных игр уменьшает коррупцию, наполняет бюджет, способствует социальной ответственности, защите игроков и уменьшению криминогенности вокруг этого бизнеса. В этом смысле Украина, безусловно, взяла пример с Беларуси.

На какой опыт Беларуси можно опираться Украине

Украине действительно есть что перенять у Беларуси. Например, в части понятной и прозрачной системы налогообложения и мониторинга всех транзакций. Это поможет сформировать прозрачный и эффективный рынок и стать инвестпривлекательным государством. Игроки рынка любят понятные правила, а адекватные налоги на игорный бизнес только поспособствуют росту украинского авторитета на международной арене.

Бизнес тоже готов платить налоги и законно вести свою деятельность на территории Украины. Понятные правила игры и цивилизованные налоги – вот то, что несомненно стоит перенять у Беларуси.

Однако белорусский негатив – чрезмерное давление государства на игорную индустрию – разумнее обойти. Уровень белорусского контроля будет абсолютно неэффективным на еще не сформировавшемся украинском игорном рынке.

По словам Закревской, обратная сторона белорусской «решимости» состоит в том, что со временем давление госмашины на экономику в целом и отрасль азартных игр в частности возросло. Это объективные процессы для автократии как политической системы. Сначала отрасль перешла из ведения Министерства спорта и туризма к Министерству по налогам и сборам. Таким образом, государство показало приоритетность задач: его в большей степени интересовали доходы от отрасли и собираемость налогов, нежели сопутствующие позитивные экономические эффекты в сферах обслуживания, туризма, спорта и т. д.

В дальнейшие годы происходило сокращение рынка азартных игр, а также доходов, которые поступали в бюджет. Например, в 2014 году отчисления в бюджет составили 41,2 млн BYN ($40,4 млн), а в 2016 году сумма составила уже почти вдвое меньше – 45,4 млн BYN ($22,8 млн).

Чрезмерное вмешательство в деятельность компаний азартной отрасли прежде всего выражается в концентрации власти и карательной практике работы Министерства по налогам и сборам. Ведомство не только выпускает нормативно-правовые акты, но и выполняет даже функции судов общей юрисдикции, имея право рассмотрения дел о правонарушениях операторами вплоть до аннулирования лицензии.

«Именно поэтому Украине стоит поискать баланс между неопределенностью компетенций внутри демократической системы и автократией с неразделенными ветвями власти и предложить рынку понятный институт, ведающий вопросами рынка».

Виктория Закревская

Виктория Закревская

Заместитель главы Ukrainian Gambling Council по коммуникационным вопросам

При запуске игорного рынка Украине стоит учесть позитивный и негативный опыт Беларуси и ускориться в этом процессе, чтобы инициатива президента достигла своей цели — детенизации экономики.

Поблагодарить 🎉