С начала марта 2021 года СБУ и Генпрокуратура Украины сообщают о разоблачении сотен нелегальных заведений, которые оказывали услуги азартных игр как «на земле», так и в сети интернет. Так, благодаря сотрудничеству Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей (КРАИЛ) и правоохранителей с начала года была прекращена деятельность более 60 наземных игральных залов и казино в Киеве, Киевской области, Донецкой, Житомирской, Ивано-Франковской, Кировоградской, Одесской, Харьковской, Хмельницкой, Черкасской и Черниговской областях; а также заблокировано более 250 сайтов онлайн-казино и приема ставок. Процесс защиты рынка азартных игр идет и заслуживает более глубокого понимания, нежели просто факт закрытия нелегалов.
Прежде всего противодействие нелегальному сегменту является частью политики государства по детенизации экономики. Сама по себе идея выведения из тени целого сектора экономики, генерирующего миллиардные обороты и отказывающего в защите прав игроков, – не просто абсолютно логичная, но и необходимая в условиях дефицита бюджета, отхода от теневых доходов и поиска рыночных инструментов стимулирования экономики.
Более того, легализация рынка азартных игр и оказалась гораздо более эффективным способом контроля за недобросовестными операторами, нежели тотальный запрет, о провале целей которого сама автор закона о запрете азартных игр высказалась уже через несколько месяцев после его введения.
Запретительная логика работает лишь в государствах с очень сильными институтами и правоохранительной системой, если не сказать больше: в автократических обществах, опирающихся на силовой блок в управлении страной, – таким примером является Беларусь, но и там государство решило зарабатывать на азартном бизнесе под пристальным фискальным и правоохранительным контролем, пока Украина имитировала полный запрет. С 2014 года Украина, сделав европейский выбор, встала на путь рационализации экономики, защиты прав граждан, в логике чего и появилась инициатива президента Зеленского о легализации азартного рынка и началась реальная борьба с коррупцией и нелегальным сектором в этой сфере.
Почему это важно?
Сегодня спецзакон об азартных играх гласит, что регулятор создает равные условия для ведения деятельности для всех. Если одни платят сотни миллионов грн в бюджет страны, а другие бесплатно оперируют за счет незаконных схем, то принцип равенства нарушен — и государство начало всерьез прикладывать усилия для защиты рынка. Именно поэтому мы наблюдаем активизацию сотрудничества правоохранительных органов и КРАИЛ по выявлению тех, кто нарушает правила, и привлечению их к ответственности.
Кроме того, сам факт наличия лицензированных операторов во многом упрощает задачу государства по борьбе с нелегалами, потому что лицензиаты сами выявляют недобросовестных конкурентов и сообщают о нарушениях – так легальный бизнес становится партнером государства по защите рынка.
Кроме экономических соображений, легализация имеет в себе и политическую цель — это социальная защита граждан. Если игрок идет к теневику, то ни его права как потребителя, ни его жизнь, ни его здоровье, ни его имущество, ни его кредитные карточки абсолютно не защищены от мошенничества криминальных структур. Поэтому государство заинтересовано в защите граждан и борьба с нелегальным сектором помогает убрать из доступа украинцев инициативы по отъему их денег.
Кроме того, опыт открытия рынков азартных игр в других юрисдикциях показывает, что в течение первых 2-3 лет после легализации количество операторов уменьшается с каждым годом, происходит естественный процесс укрупнения игроков на рынке – это говорит о том, что легализация этой сферы способствует не только очищению рынка от нелегалов, но и устанавливает высокие стандарты ведения этого бизнеса, конкуренцию в чем могут выдержать только компании с высоким уровнем организации, транспарентности и доступа к легальному капиталу. Это в свою очередь дает максимально безопасный продукт игрокам, защищает их права, способствует уменьшению уровня мошенничества в смежных отраслях – прежде всего, в сфере финансов и платежей.
Эффективная работа государства против нелегалов и теневой экономики также, безусловно, создает позитивный имидж для инвестиционного климата страны.
Таким образом, легализация азартных игр и установление справедливых современных правил игры – и есть лучший инструмент контроля за этой сферой деятельности, вопреки убеждениям консервативной оппозиции, уже попробовавшей запретить сферу, которая не просто продолжила существование, но и увеличила обороты и создала коррупционного монстра в Украине. Так, грамотное регулирование и надзор за индустрией азарта способствует защите граждан от мошенничества, бизнеса от коррупции и государства от нежелательного геополитического влияния.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора