Азартные игры стали предметом регулирования с появлением государства как универсальной системы управления общественными отношениями – это случилось примерно в 17 веке в Западной Европе.
С тех пор существует два основных подхода к азартным играм:
- (1) как к неизвестному, которое представляет из себя угрозу для общества или религиозным убеждениям, а значит должно быть запрещено;
- (2) как к части экономики, отдельной сфере, которая приносит доход в виде налогов и сборов, и поддается эффективному государственному менеджменту, включая нивелирование негативных социальных последствий.
К сегодняшнему дню Украина прошла весь классический путь суверенного государства западного типа в отношении к азартным играм:
- от «свободного рынка» 1990х, когда азартные игры были лишь одним из видов предпринимательской деятельности и не привлекали особого внимания власти;
- к запрету из соображений национальной безопасности (2009 г.), что привело лишь к росту нелегального сектора экономики и коррупции, лишило граждан защиты;
- к решению рационализировать подход в этой сфере общественной жизни, идти по пути уменьшения коррупции и детенизации экономики – легализации игорного бизнеса (2020 г.).
Таким образом, вопрос азартных игр стал в Украине не просто крайне политизированным, разделяющим политические силы на лагеря – но и реальным фактором политической борьбы.
Так, закон о запрете игорного бизнеса был внесен в 2009 г. депутатами Партии регионов и Блока Юлии Тимошенко, а последователи этих политических сил продолжают попытки блокировать решения по этому вопросу. Это происходит из-за наличия политического капитала внутри таких решений консервативных политических сил – и они стремятся конвертировать этот капитал в электоральную поддержку, особенно в преддверие выборов.
Повестку же рационального отношения к азартным играм, даже ценой некоторой электоральной поддержки, продвигает действующая власть под руководством президента Зеленского. Легализация азартной сферы здесь видится властью в качестве части большой задачи по борьбе с коррупцией и теневой экономикой, и именно в этом смысле данный вопрос будет конвертироваться в политический капитал ближе к выборам.
В этой парадигме мы не увидим красноречивого популизма с референдумами – но увидим политику более тонкой настройки: государство не просто взялось устанавливать правила в сфере азартных игр, но уже и реально исполняет функции надзора за их исполнением.
Так, появилась информация о возможной отставке министра финансов, которому вменяется претензия лоббирования интересов лотерейных компаний.
Я не знаю, правда это или нет, но с точки зрения политической составляющей такая дискуссия – это уже реальный фактор политической борьбы в Украине. Политика здесь поднялась с уровня популизма на уровень реального процесса представления претензий должностным лицам. Поэтому пока владеть успехами в регулировании этой отрасли экономики будет государство и народ – промахи, нарушающие закон, будут вменены конкретным должностным лицам.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора