Facebook Pixel

Налоговые страсти: зачем снижать налоги на игорный бизнес в Украине

2021 год стал значимым для легальной игорной индустрии Украины – открылись наземные казино, проведены крупные международные форумы и выставки, документально оформлены принципы ответственной игры. А в госбюджет, по данным Госказначейства, за 10 месяцев 2021 года поступило 1,27 млрд грн от лицензионных сборов.

Не менее важным является принятие Верховной Радой в первом чтении налогового законопроекта 2713-Д. Им предлагается установить 10% налог на GGR для всех видов азартных игр. Принятия во втором чтении ждут не только операторы, но и иностранные инвесторы.

The Page разбирались, что меняет 2713-Д, зачем он иностранцам и действительно ли он так хорош, как о нем отзываются.

Законопроект 2713-Д: что нового?

В июле 2021 года Верховная Рада приняла законопроект 2713-Д в первом чтении.

Теперь он ждет второго чтения. Разумеется, документ претерпел изменения. Наиболее важным решением в тексте законопроекта участники рынка считают унификацию прогрессивного налога на GGR (Gross Gaming Revenue). Законопроект 2713-Д устанавливает единую ставку налога на GGR на уровне 10% для всех видов азартных игр. При этом операторам азартных игр помимо налога на GGR все же нужно будет заплатить 18% налога на прибыль.

Еще одним важным моментом является устранение коллизии о назначении членов Комиссии по регулированию азартных игр (КРАИЛ). 2713-Д исключает одну из статей и оставляет только часть, согласно которой конкурсный отбор организовывает Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы.

Также документ предполагает, что вся информация, начиная с налогов и заканчивая данными об игроках, должна будет обрабатываться на территории Украины. Разместить серверы сайтов в ЕС получится, а вот на территории государства-оккупанта – нет.

В целом рынок позитивно оценивает законопроект, и многие международные операторы ждут его принятия.

«Текущая редакция – это компромисс рынка и власти. Абсолютно поддерживаем законопроект. Очень надеемся, что в ближайшее время Рада проголосует за него во втором чтении».

Олег Конончук

Олег Конончук

Генеральный директор Slots City

Если Верховная Рада примет законопроект, он вступит в силу с 1 января 2022 года.

Привет от иностранных инвесторов: зачем принимать 2713-Д?

Из-за ставки в 19,5 % налога на выигрыш иностранные туристы не очень стремятся в Украину, ведь многие страны вообще не облагают налогами выигрыши победителей. Из-за этого украинскому рынку сложно конкурировать с другими юрисдикциями. Законопроект 2713-Д предлагает освободить от налогов выигрыши размером до 8 минимальных зарплат включительно.

Конкурировать на мировом рынке сложно и из-за тройной платы за лицензии. По словам инициатора документа – члена Комитета и главы подкомитета по вопросам организации и налогообложения игорного бизнеса Олега Марусяка, иностранных инвесторов не интересует такая высокая стоимость лицензий.

Согласно исследованию «Индекс событий UGC», 64,7% опрошенных экспертов рынка считают принятие 2713-Д крайне необходимым, 82,4% – актуальным. ⅔ экспертов убеждены в том, что изменения, которые вносит законопроект, являются справедливыми. Принятие этого документа будет стимулировать увеличение доходов бюджета от лицензионных платежей.

С января по октябрь 2021 года доход от лицензионных платежей составил 1,27 млрд грн. Всего в Украине выдано 51 лицензию для разных компаний.

По данным Британского совета букмекерства и азартных игр (BGC), в который входят крупнейшие мировые операторы азартных игр в интернете, эта цифра гораздо меньше той, которую потенциально мог сгенерировать рынок при оптимальном для международных операторов регулировании.

По оценке H2 Gambling Capital, онлайн-рынок азартных игр при благоприятном регулировании может генерировать до 96 млн евро (2,9 млрд грн) бюджетных поступлений ежегодно.

BGC считает, что принятие законопроекта поможет решить три ключевых вопроса в ходе создания прозрачного рынка:

  • борьба с незаконными азартными онлайн-играми;
  • совершенствование защиты прав потребителей;
  • получение дополнительных бюджетных поступлений.

Богатые платят больше? Какой GGR в Европе и мире?

В Украине на данный момент действуют такие размеры налоговых ставок:

  • 30% для лотерей;
  • 10% – для игровых автоматов;
  • 18% – для операторов азартных игр и беттинга.

Все выигрыши облагаются ставкой в 19,5 %, из которых 18% – подоходный налог, а 1,5% – военный сбор

«Те налоги, которые сейчас вынуждены платить компании, экономически нецелесообразны. Предлагаемая ставка в 10% устраивает и сторону бизнеса, и государство».

Олег Конончук

Олег Конончук

Генеральный директор Slots City

Налоговые ставки для игорного бизнеса в Украине не самые высокие в мире, но у нас одни из самых больших лицензионных платежей. Для сравнения:

  • GGR во Франции – 83,5%;
  • Германии – 80%;
  • Дании – 75%;
  • США – 51%;
  • Великобритании – 50%;
  • Чехии – 35%;
  • Аргентине – 15%;
  • Бельгии – 11%.

Если 2713-д примут во втором чтении и в целом, то размер налога на GGR в Украине станет одним из самых низких в Европе. По словам инициатора законопроекта Олега Марусяка, снижение ставок по налогу на GGR «будет компенсировано за счет поступлений от уплаты лицензии, ведь в Украине установлены самые высокие платы за лицензию в мире».

«У разных видов азартных игр разная маржинальность: у игровых автоматов и онлайн-казино она выше, чем у букмекеров. Поэтому я считаю, что оптимальная налоговая ставка должна быть на уровне 5-7%, так как в Украине помимо специального игрового налога действует еще налог на прибыль предприятия – 18%».

Михаил Коваль

Михаил Коваль

Head of Legal Parimatch Ukraine

Он добавляет, что в игровой практике такого не существует: есть либо специальный игровой налог, либо налог на прибыль. В Украине же действуют оба, плюс высокая стоимость лицензии. По справедливости — специальный игровой налог на валовой игровой доход (GGR) при ставке налога на прибыль, которая сейчас составляет 18%, не должен превышать 5%.

Но налог на GGR отнюдь не единственный камень преткновения для украинского рынка азартных игр. Комфортно должно быть не только операторам и инвесторам, но и игрокам, которым сейчас приходится отдавать 19,5% с каждого выигрыша в виде налогов.

«Я придерживаюсь мнения, что налога на выигрыш не должно быть. Многие страны уже отказались, а там где он остался, учитываются затраты на игру и другие расходы, так как каждый вид азартных игр имеет разную маржинальность. Оптимально было бы ввести дифференцированную шкалу налога на GGR».

Михаил Коваль

Михаил Коваль

Head of Legal Parimatch Ukraine

Он добавил, что для украинских игроков это будет приемлемая ставка. Средний чек по игре и средний размер выигрыша не такие высокие, то есть абсолютное большинство выигрышей будут попадать в люфт, который не облагается налогом. Конечно, помимо джек-потов и крупных выигрышей.

Однако иностранные игроки приезжают играть в валюте. Для них эта ставка не станет ключевым фактором в принятии решения. В мировой практике налога на выигрыш не существует, большинство европейских стран отказываются от него. А в тех странах, где он остался, бизнес уходит в тень.

«Другими словами, налог на выигрыш – это игорный атавизм».

Михаил Коваль

Михаил Коваль

Head of Legal Parimatch Ukraine

Мнение рынка: в чем преимущества и недостатки 2713-Д

Сравнительная таблица, подготовленная для рассмотрения законопроекта во втором чтении, содержит 155 правок. По словам Марусяка, 19 из них предлагается учесть и 136 – отклонить.

Первые касаются отдельных редакционных уточнений, срока вступления закона в силу – 1 января 2022 года, исключения позиции о поручении НБУ пересмотреть и увеличить для наземных казино предельную сумму наличных расчетов с физическими лицами и т.д.

Отклонить предлагают увеличение ставок налога на доход от деятельности по организации и проведению азартных игр по сравнению с редакцией первого чтения, расширение полномочий органов местного самоуправления и предоставление им права принимать решение о разрешении или запрете игорного бизнеса на определенной территории; разные правила налогообложения выигрышей для резидентов и нерезидентов.

«Работа над законопроектом велась достаточно активная, и это радует. Если бы не было правок – было бы странно. Правки есть – это хорошо, потому что свидетельствует об интересе к игорному рынку и комплексному подходу к вопросу налогообложения».


Олег Конончук

Олег Конончук

Генеральный директор Slots City

По словам Михаила Коваля, 155 правок – достаточное количество исправлений для такого документа. Это не игорный профильный закон, в который было внесено 3492 правки.

«Правки в 90% по существу, были дискуссии. Не должно быть налога на выигрыш с игрока, возможно дифференциальная ставка по GGR – кто платит больше за лицензию, тот получает меньшую ставку специального игорного налога».

Михаил Коваль

Михаил Коваль

Head of Legal Parimatch Ukraine

Законопроект предполагает ликвидацию дублирующих друг друга лицензионных платежей. По словам Коваля, это изменение должно привлечь иностранных инвесторов. Вносится конкретика в статью закона для упрощения понимания норм для иностранных и национальных организаторов азартных игр.

«Рассчитываем, что принятие закона 2713-д о налогообложении состоится в декабре 2021 года. Тогда следующий год станет годом захода иностранных игроков на территорию Украины, поскольку интерес к украинскому рынку со стороны Европы и мира растет».

Михаил Коваль

Михаил Коваль

юридический директор Parimatch Ukraine

По словам СЕО GG Poker Украина Сергея Романенко, законопроект 2713-Д – это намерение государства наконец-то урегулировать крайне важный вопрос для всех участников сферы.

«Наконец – потому что без четко определенных механизмов налогообложения, ставок... вообще невозможно оценить потенциал рынка с точки зрения бизнеса. И мы как международный бренд приветствуем эту инициативу».

Сергей Романенко

Сергей Романенко

СЕО GG Poker Украина

Без сомнений, правительство и бизнес проделали много работы для полноценного запуска игорного рынка. Их действия уже приносят положительные результаты, однако для более эффективной работы сферы гемблинга очень важно принять изменения в налогообложение.

Поблагодарить 🎉