Выход лидера продовольственного ритейла Европы – известного немецкого дискаунтера Lidl – в Украину в первые годы не сможет сильно повлиять на уже существующую конкуренцию на рынке.
Это связано со спецификой украинского рынка ритейла, считает менеджер по инновациям сетей «Наш Край» Роман Корсак.
«В Украине уже представлено большинство возможных форматов торговых заведений, таких как convenience stores, магазины у дома, супермаркеты, гипермаркеты и, в частности, дискаунтеры. Есть ли здесь место для еще одного дискаунтера – это вопрос, ответ на которое даст только время», – написал эксперт в своем блоге на сайте сети SPAR.
Украинская специфика и риски для Lidl
Во-первых, в Украине работают очень похожие модели, которые уже давно завоевали рынок и к ним привык потребитель. Например, сеть дискаунтеров АТБ черпала вдохновение, глядя на развитие европейских розничных игроков, в частности Lidl. И местный игрок очень удачно адаптировал германскую модель для украинского рынка.
«По моему мнению, эти две сети практически идентичны. Ключевые факторы успеха и концепции одинаковы: низкая цена, скорость, ограниченность ассортиментного предложения, акцент на товары собственной торговой марки, высокая эффективность процессов и автоматизация. Даже экстерьер и форма зданий, которые они строят для своих торговых заведений, очень схожи», — считает специалист.
Другими словами, украинские ритейлеры имеют все те же технологии, умения и знания, что и Lidl. Наш рынок не удивишь современными программами лояльности с мобильными приложениями/чат-ботами, уникальными маркетинговыми кампаниями, кассами самообслуживания, красивыми экстерьерами и интерьерами, современными концепциями заведений, интернет-платформами.
«Украинские сети смогут дать достойный отпор немецким know-how», — пояснил Корсак.
Во-вторых, украинский рынок ритейла по сравнению с европейским очень децентрализован: каждый регион имеет свою специфику, игроков, уникальные местные товары. А на местном уровне локальная сеть лучше знает и чувствует покупателя, чем мировой гигант.
«Нельзя исключать и политический аспект нашего рынка, когда отдельные регионы контролируются «своими» людьми, а интересы связанных ритейлеров (локации для аренды, разрешения на строительство, коммерческие условия и т.п.) лоббируются на верхах», — отметил Роман Корсак.
В-третьих, в крупных городах-миллионниках лучшие локации уже давно заняты.
«Lidl придется либо покупать другие сети, либо открываться в окрестностях городов, либо «двери в двери» с имеющимися игроками рынка. По-моему, вариант покупки более вероятен, если Lidl серьезно настроен захватить большую долю украинского рынка. Именно высокая децентрализация нашего рынка дает немецкому дискаунтеру эту возможность», — пояснил эксперт.
Ранее писал о том, что первый Lidl может появиться не в Киеве, а в Ивано-Франковске.
Почему Украина сегодня интересна для Lidl
В то же время, по словам эксперта, Украина сегодня активно развивается, совершенствует законодательство и инфраструктуру, а это повышает доверие инвесторов, делает ее рынок не только интересным, но и более безопасным. В страну в последние годы зашли мощные европейские и мировые бренды, такие как SPAR, IKEA, Glovo, отметил эксперт. Это также означает, что Украина все больше становится частью европейского рынка, в частности, рынка ритейла. Именно эти факторы заинтересовали Lidl обратить внимание на Украину сегодня.
Для европейского дискаунтера наша страна имеет огромный потенциал благодаря трем факторам:
- удачное географическое расположение,
- большое население,
- относительно низкая конкуренция.
Lidl — это международная сеть дискаунтеров, одна из первопроходцев этого формата, управляющая более 12 тыс.. магазинов в Европе и в США. Компания принадлежит к Schwarz Gruppe, также оперирующей гипермаркетами Kaufland.
В целом, дисконтные магазины Lidl работают в 33 странах мира. В октябре 2021 года сеть зашла в Латвию, где сразу открылись 15 ее магазинов. Большой успех имел выход Lidl на территорию Польши — это произошло 8 лет назад. Сейчас местная сеть насчитывает более 700 маркетов с оборотом свыше $6 млрд.
Однако наибольшее количество магазинов сети имеет родная для нее Германия — примерно 3 200. На немецком рынке в компании работают более 90 тыс. человек. Компания основана более 90 лет назад – в 1930-м.
В то же время крупнейшая украинская сеть продовольственных скидок в Украине АТБ с примерно 1270 магазинами заняла третье место среди дискаунтеров на рынке Центрально-Восточной Европы.