Из 85 брендов, заявивших об уходе из России, на начало 2023 года только около 25% действительно полностью закрылись. Об этом говорится в исследовании консалтинговой компании CMWP. Речь идет о брендах, представленных в торговых центрах (ТЦ).
Текущий статус международных брендов в России:
- приостановка работы – 34%;
- полный уход – 25%;
- полный уход, продажа – 26%;
- продолжение работы – 6%;
- локализация – 6%;
- частичная приостановка – 2%.
К полностью ушедшим относятся IKEA, Jysk, Decathlon, бренды группы H&M и часть брендов Inditex Group.
«Опасения массового ухода мировых торговых брендов не оправдались. Около 40% из них нашли возможность остаться, в значительной степени – за счет переуступки прав собственности отдельных ритейл-брендов новым владельцам», – говорится в отчете CMWP.
Около трети (32%) брендов, представленных в российских ТЦ, нашли новых собственников для своего бизнеса: продали новым владельцам (например, все бренды LPP Group, часть брендов Inditex и Moneks Trading) или передали в управление локальному менеджменту (L'occitane, Deichmann). В случае продажи в подавляющем большинстве случаев (67%) новыми владельцами стали российские компании. Далее следуют собственники из ОАЭ (19%), ливанские и турецкие компании (по 7%).
Еще 6% возобновили работу после приостановки или продолжили работать. Например, бизнесы франчайзи в основном продолжили работу даже в тех случаях, когда франчайзеры (владельцы бренда) заявляли об уходе (Burger King, Papa John's). Некоторые сменили название (если бренды были представлены на рынке РФ через дистрибьюторов и партнеров).
Около 2% заявили о приостановке инвестиций или ограничении операций на локальном рынке. При этом в режиме заморозки все еще остается треть (34%) ритейл-брендов. Среди тех, кто еще не сформировал стратегию работы в РФ, находятся Uniqlo, Adidas, Estee Lauder и др.