Крупнейшая украинская сеть продуктовых скидок в Украине АТБ с примерно 1270 магазинами заняла третье место среди дискаунтеров на рынке Центрально-Восточной Европы.
По количеству магазинов ведущим ритейлером названа сеть польского дискаунтера Biedronka с более чем 3 100 магазинами. Немецкая компания Schwarz Group, которой принадлежит Lidl, занимает второе место с более чем 2 тыс. магазинов.
К таким выводам пришли эксперты Colliers в своем отчете ExCEEding Borders о торговой недвижимости и рынке дискаунтеров региона ЦВЕ. В выпуске рассматривается ситуация на 16 рынках торговой недвижимости в регионе ЦВЕ: Албании, Беларуси, Боснии и Герцеговине, Болгарии, Хорватии, Чешской Республике, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве, Черногории, Польше, Румынии, Словакии, Словении и Украине. В документе также проанализированы перспективы рынка дискаунтеров в регионе ЦВЕ-16, в том числе и в Украине.
Кроме Lidl и Kaufland, в регионе ЦВЕ развиваются и другие немецкие сети: Aldi представлена в Польше как Aldi Nord и в Венгрии как Aldi Süd; Penny — в Чешской Республике, Венгрии и Румынии.
Что касается Украины, то эксперты Colliers подчеркивают, что глобальным толчком для развития дискаунтеров в стране является не только общий низкий уровень доходов, но и другие факторы.
«Дискаунтер – это очень четкая модель: понятные стандартизированные магазины со стабильным набором товаров. За счет этого дискаунтеры ориентированы на максимальное снижение себестоимости открытия новых локаций. В сравнении с другими операторами объем инвестиций в открытие будет ниже на 20 — 30%, а иногда и на 50%. Как результат — дискаунт-операторы могут позволить себе более плотное покрытие районов и располагаются ближе к своему потребителю», – пояснил Игорь Заболоцкий, ведущий эксперт консалтинговой компании Colliers Ukraine в сегменте торговой недвижимости.
О рынке дискаунтеров в Украине
В отчете также говорится, что после вспышки пандемии рынок розничной торговли Украины восстанавливается, реагируя на улучшение покупательной способности и общественных настроений.
Эксперты отмечают, что рынок дискаунтеров продовольственных и непродовольственных товаров насыщен только местными операторами. Учитывая тот факт, что большинство украинских городов имеют более низкий уровень доходов, чем, например столица, рынок благоприятен для дискаунт-ритейлеров.
В целом пандемия COVID-19 не ускорила развитие дискаунт-сетей в Украине. Каждая сеть следует своему собственному плану развития. Однако свободные помещения, появившиеся после вспышки COVID-19, помогли некоторым операторам открываться в локациях, ранее недоступных для них, пишут эксперты.
Что касается крупнейшей продовольственной сети дискаунтеров АТБ как по обороту, так и по количеству магазинов, то она планирует открывать новые магазины в густонаселенных районах для расширения зоны покрытия.
Как операторы в ЦВЕ-16 преодолевают последствия пандемии

Lidl занимает второе место в Центральной и Восточной Европе с более чем 2 тысячами магазинов. Фото: gondola.be
Как и в большинстве стран мира, рынок розничной торговли в ЦВЕ приспосабливается к новым реалиям в связи с пандемией. Сети магазинов-дискаунтеров приобретают все большее значение по ряду причин: подход «соотношение цены и качества», объем сбережений и меньший средний уровень доходов в сравнении со странами Западной Европы.
В результате за полтора года — с начала 2020 года до конца I полугодия 2021 года — в Центральной и Восточной Европе было открыто более 1 350 магазинов продовольственных дискаунтеров. В регионе ЦВЕ-16 насчитывается более 30 сетей продовольственных дискаунтеров. В целом регион по-прежнему находится на пути развития.
Что касается непродовольственных дискаунтеров, то в регионе ЦВЕ насчитывается более 45 сетей. Самым большим по количеству магазинов является Pepco, за ним следуют KIK, Aurora и Ostrov Chistoty. Сеть Pepco с почти 2500 магазинами представлена в 11 странах. Pepco Group также является владельцем торговой марки Dealz с примерно 100 магазинами в Польше.
Вторая по величине сеть – KiK — насчитывает около 1 000 магазинов в 8 странах. Ряд дискаунтеров являются крупными местными сетями, сосредоточенными в одной стране. Это такие, как «Аврора» с примерно 650 магазинами в Украине и Ostrov Chistoty с примерно 550 магазинами в Беларуси.