Глава Министерства иностранных дел Дмитрий Кулеба дал интервью изданию «РБК-Украина», в котором рассказал об эскалации на украинско-российской границе; международной поддержке Украины; санкциях против «Северного потока — 2» и о том, почему их до сих пор не ввели, а также о шагах нашей страны к членству в ЕС и НАТО. публикует главное.
Эскалация и угроза нового вторжения
Кулеба заявил, что ситуация сейчас напоминает апрельскую. Однако тогда удалось «дипломатично» вынудить Москву отступить. За текущий год уровень угрозы существенно повысился.
«Теперь за последний месяц уровень угрозы повысился, но он не пересек красной отметки. Знаете, как на термометре есть красная черта на 37 градусах. Мы приблизились к этой красной черте за последний месяц, но ее еще не пересекли. И сейчас все усилия все еще направлены именно на предотвращение риска военной эскалации со стороны России».

Дмитрий Кулеба
министр иностранных дел
Министр добавил, что все дипломатические усилия, включавшие ряд переговоров с правительствами европейских стран и США, не смогли «откатить температуру до нормы», однако помогли избежать ее дальнейшего роста.
Российские требования к НАТО
Кулеба подчеркнул, что, если Североатлантический альянс пойдет на предложенные Россией требования, это станет «наибольшим унижением США и НАТО в истории с момента основания» военного блока. Министр добавил, что, вероятно, Кремль выбрал для себя «стратегию безумца» (madman strategy) — демонстрацию партнерам готовности к любым непредсказуемым шагам.
«У них вполне может не быть плана, кстати. Хаотические действия: а давайте попробуем это, а увидим, что получится. У них все равно репутация «плохих парней», терять им в этом плане особо нечего… Это такое тестирование, провоцирование Запада, это их игра. Мы здесь должны меньше думать об их мотивации и больше заботиться о своих действиях и о скоординированности действий наших партнеров с нами».

Дмитрий Кулеба
министр иностранных дел
Минские переговоры и нормандский формат
Кулеба рассказал, что украинская сторона постоянно работает с организацией саммита в нормандском формате. Он подчеркнул, что самым главным моментом для Украины является, «чтобы президент (Владимир — ) Путин сидел за столом».
«У него есть такая черта, что когда он уже садится за стол, то пытается встать из-за него с договоренностью, и тогда можно искать решение. И опыт парижского саммита 2019 года об этом говорит».

Дмитрий Кулеба
министр иностранных дел
Относительно Минска министр заявил, что нужды в переговорах сейчас нет: «...оно уже столько раз все обсуждено и написано». По его словам, нужен только зеленый свет от Кремля, поскольку Россия держит почти все согласованные пункты (такие как полное прекращение огня, открытие КПВВ, освобождение пленных и т.п.) в стоп-режиме.
Санкции против «Северного потока — 2» и почему их не ввели
Министр заявил, что Украина совместно с западными партнерами разработали пакет санкций против российского газопровода «Северный поток – 2». Однако он добавил, что пока конкретного плана по их дальнейшему продвижению нет и на это есть несколько причин.
«Первое — разногласие среди субъектов относительно того, нужно ли финализировать этот пакет сейчас и сделать его очевидным для России. Или же через дипломатические каналы угрожать им «невыразимыми страданиями», стимулируя их пойти навстречу. Вторая причина — объективная реальность, приближение католического Рождества и сворачивание всей активности на дипломатическом треке, это тоже имеет свое влияние».

Дмитрий Кулеба
министр иностранных дел
Перспективы членства Украины в ЕС и НАТО
Кулеба заявил, что за 2021 год Украина «однозначно стала ближе к ЕС», в частности благодаря соглашению об открытом небе; присоединению к Европейскому фонду мира; углублению интеграции во внутренний рынок ЕС; шагам по отсоединению украинской электросети от российской и белорусской и ее присоединению к европейской ENTSO-E. Министр также подчеркнул, что Украина присоединилась к Программе расширенных возможностей НАТО.
«Мы будем работать везде в мире, где мы увидим украинский интерес или интерес увидит украинский бизнес. Я идейно за Европу, ЕС и НАТО, и этот стратегический курс Украины совершенно необратим и неизменен. Но мир гораздо шире, и Украина должна в этом мире чувствовать себя уверенно и получать от этого мира то, что нужно нам, и с выгодой для себя давать другим странам то, что нужно им».

Дмитрий Кулеба
министр иностранных дел