Из-за полномасштабного вторжения России в Украину многие бизнесы остановили свою работу. Не остался в стороне и рекламный рынок. Так, по данным организации IAB Украина, 74% рекламных агентств в стране прервали свою коммерческую деятельность во время войны.
О том, что происходит с рекламным рынком Украины во время войны и что его ждет в ближайшем будущем — в интервью с СЕО denstu Ukraine, представляющей в Украине интересы международной коммуникационной группы dentsu — одного из лидеров мирового рекламного рынка, Александром Гороховским.
О помощи dentsu Ukraine украинцам во время войны и работе агентства
— Международная коммуникационная группа dentsu активно помогает украинцам во время войны. Так, она объявила об уходе с российского рынка, передав право собственности на свои агентства в России локальным акционерам, пожертвовала 650 тыс. фунтов стерлингов пострадавшим от войны, направила 250 тыс. фунтов стерлингов Красному Кресту Украины и т. д. А что делала непосредственно dentsu Ukraine? Планируете в дальнейшем оказывать поддержку?
— Самое главное, что сделала dentsu Ukraine, – поддержала своих сотрудников (более 500 украинцев), которым бесперебойно выплачивается заработная плата, несмотря на фактическое отсутствие бизнеса. Мы обеспечиваем семьям своих работников финансовую основу, а также активно ведем работу с сетью dentsu по переквалификации и трудоустройству украинцев в офисах холдинга по всему миру. Имея финансовую опору, у наших людей есть возможность быть активными «бойцами» на всех фронтах: кое-кто служит в Вооруженных силах Украины и территориальной обороне, подавляющее большинство в той или иной степени занимается волонтерством: они участвуют в гуманитарных поставках, закупают амуницию за границей, делают взносы в армию, вывозят людей с опасных территорий.
Мы также не оставляем и самый релевантный для нас фронт – коммуникационный. Несколько дней назад по соцсетям прокатились яркие фото билбордов с месседжем Be Brave Like Ukraine, идею которого разработали Министерство цифровой трансформации Украины совместно с Banda Agency. А наши агентства Carat Ukraine и Posterscope Ukraine вместе с партнерами по dentsu обеспечили впечатляющий масштаб за рубежом: более 5,5 тыс. экранов на улицах 130 городов в 19 странах мира увидели этот месседж. Благодаря помощи нашего агентства UMG голос проекта услышали на украинских радиостанциях.
Но это лишь один из многих коммуникационных проектов в поддержку Украины, ведь наши эксперты также давали интервью зарубежным СМИ о ситуации в стране, писали открытые письма от рекламной индустрии, запускали антипропагандистские диджитал-кампании.

Команда Dentsu Aegis Network Ukraine. Фото компании
— Как сейчас «чувствует себя» dentsu Ukraine? Сколько, по вашим подсчетам, вы можете потерять за год, если сравнить с прошлым?
— С началом полномасштабной войны большинство наших клиентов прекратили свои активности. Многие из них утратили возможность работать, были разрушены логистические связи, часть работников наших партнеров находятся далеко от родных домов. Но сейчас деятельность немного оживилась, ведь во многих областях Украины можно нормально работать и продавать товар, поэтому у нас уже есть первые соответствующие запросы.
Кроме того, глобальный офис dentsu помогает нам найти проекты за пределами Украины. Некоторые из наших сотрудников уже работают удаленно или в разных представительствах dentsu в Польше, Германии, Литве, Франции, Нидерландах, Великобритании. Сейчас мы прилагаем много усилий для того, чтобы показать наши возможности коллегам из Европы, США, Канады, Японии и на других рынках. Но сколько это в деньгах, говорить еще рано.
О будущем рекламного рынка Украины: спад, восстановление после войны, тренды
— Как вы в целом оцениваете спад рынка рекламы в Украине из-за войны? Есть ли уже какие-то реальные примеры обанкротившихся компаний?
– Рекламного рынка сейчас почти нет. Сказать, каким он будет в сравнении с прошлыми периодами, сегодня очень сложно, ведь существует много неизвестных мне факторов, которые невозможно просчитать. Я полагаю, что на уровне примерно 20 — 30% от 2021 года. Все зависит от того, как быстро все наши партнеры смогут прийти в себя.
- Когда вы ожидаете рестарт работы рекламной отрасли? Можно ли надеяться, что после войны рынок останется в таких же объемах, как до нее?
— Рестарт проходит именно сейчас. Но пока это небольшие проекты с незначительным количеством рекламодателей. Мы свою деятельность не прерывали и собираемся работать и дальше. Во времена ковидного кризиса мы научились взаимодействовать в отдаленном формате. Сейчас такие навыки нам пригодились, ведь наши сотрудники работают из разных стран мира. Это дает dentsu Ukraine большие преимущества перед агентствами, которые могут работать только в своих офисах.
- Какие сферы сейчас продолжают свои рекламные кампании, кто увеличивает свою рекламную активность и в каких сегментах это происходит?
— Сейчас наиболее актуальны запросы от интернет-торговли, финансов и мобильной связи. Много разговоров о возможном быстром возвращении клиентов фармацевтического рынка. Но ситуация постоянно меняется. К примеру, уже идут просчеты локального размещения на радио и наружной рекламы в западной части Украины, а некоторые национальные ТВ-каналы планируют вернуть рекламные проявления в свой эфир.
- Кстати, о телевидении. Изменятся ли носители рекламы? Сейчас телевидение является одним из ключевых трансляторов рекламы, однако возможно ли, что из-за национального телемарафона «Единые новости #UA», где сегодня отсутствует реклама, она вообще уйдет с телевидения?
— Носители рекламы не изменятся. Будут перетекать деньги из одних медиа в другие. Какие-то телеканалы прекратят работу, возможно, их будет меньше, но телевидение не исчезнет. Реклама на телевидении будет занимать достаточно большую долю на нашем рынке.
- Что будет с ценами на рекламу?
– Цены на рекламу – это переговорный процесс. Все будет решаться за столом переговоров. У нас всегда было конкурентное рыночное ценообразование. Продавцы рекламных возможностей в нашей стране очень квалифицированные, с богатым опытом поведения в различных рыночных условиях. Поэтому у меня есть убеждение, что взаимовыгодный компромисс будет найден для каждого клиента и рекламодателя.
— Какие тренды будут наблюдаться на рынке в ближайшее время?
— Еще рано говорить о трендах, ведь с начала полномасштабной войны прошло немного времени. Люди сейчас сосредоточены на выживании и помощи нуждающимся. Когда значительное количество потребителей решат эти первоочередные вопросы, мы сможем говорить о новых трендах. Потребуется время, чтобы они сформировались.
— Сколько украинскому рынку рекламы нужно времени на восстановление и для того, чтобы снова начать расти?
– Мы сейчас на дне. Следовательно, рост уже начинается. Именно сейчас, когда читатель разбирается с этим интервью.
— Ждет ли рынок какой-либо помощи от государства сейчас? Возможно, нужно решить какие-либо существующие законодательные проблемы?
— За 30 лет, в течение которых я занимаюсь рекламным бизнесом, я привык делать так, чтобы не быть зависимым от государственной помощи. Но сейчас мне нужно перезапустить агентства, иметь возможность платить людям достойную заработную плату. Поэтому любые идеи нашей власти относительно снижения налогового давления, временного или постоянного, я буду воспринимать как реальную помощь, как сигналы о том, что государство хочет развития бизнеса.

Рекламный рынок в Украине во время войны: интервью с СЕО dentsu Ukraine Александром Гороховским. Фото компании
О российском рекламном рынке
- Украинский рекламный рынок часто сравнивают с российским. Что ждет рынок рекламы страны-агрессора? Какого спада следует ожидать, каких тенденций?
– Я не интересуюсь сейчас российским рынком. О том, что их ждет, лучше спросить у руководителей российских агентств. Спад будет очень большой, многие будут уволены, но обнародование деталей в цифрах – это вопрос не ко мне.