Весна сменила деловую жизнь всего мира, внедрив онлайн-слушания в арбитраже, новые инструкции в деловых коммуникациях, советы для онлайн-речей и тому подобное. Какие ключевые выводы, которые являются универсальными для всего юррынка, можно сделать?
«Весна 2020» — не название новой коллекции одежды или апокалиптического фильма 1990-х годов. Это «всего лишь» весна, которая изменила нашу деловую жизнь.
Кто-то ждет возврата к реальным, а не вебинарным комнатам, а также окончания времен, когда вся твоя связь с внешним миром сосредоточена в маленьком (или не очень) экране. А кто-то уже наслаждается новой реальностью сполна.
Одной из таких прогрессивных площадок является международный арбитраж, который в силу своей специфики всегда искал поддержки в онлайне.
За последние несколько месяцев даже скептики приняли реальность, где не обязательно всем арбитрам, сторонам и свидетелям платить десятки тысяч долларов, чтобы провести слушания в одной реальной комнате. Так что же весна-2020 принесла в деловые кабинеты?
Два старых подхода vs пять инструкций
Несмотря на то, что отдельные действия в арбитражных слушаниях (скажем, допрос ключевых свидетелей) и ранее проводились онлайн, глобально существовали два главных подхода к таким действиям.
Пропоненты доказывали, что те или иные действия можно совершить онлайн без вреда для состязательности сторон и разрешения спора.
Их оппоненты говорили, что невозможно в формате онлайн обеспечить равенство сторон, в полной мере понять, можно ли доверять свидетелю, а также наслаждаться искусством убеждения адвокатов.
COVID-19 заставил эти два лагеря объединиться и решать, как выйти из ситуации, когда слушания офлайн провести не получится.
Арбитражные институции и сообщества не остались в стороне — только основных документов и рекомендаций насчитывается пять и более.
Наиболее известными являются:
- Seoul Protocol;
- Guidance in SCC Arbitrations;
- CIARB Guidance Note on Remote Dispute Resolution Proceedings;
- CPR's Annotated Model Procedural Order for Remote Video Arbitration Proceedings;
- ICC Guidance Note on Possible Measures Aimed at Mitigating the Effects of the COVID-19 Pandemic.
Особового внимания заслуживает Delos Checklist, который является одной из самых подробных инструкций в этой части.
Все эти документы направлены на решение процессуальных, технических, этических, организационных и других проблем, связанных со слушаниями онлайн.
Пять главных инсайтов
№ 1. Процессуальный
«Слушание отложить нельзя, провести»
Как только стало понятно, что привычные слушания провести будет невозможно, несколько институтов поддержали арбитров рекомендациями (ICC) и доступами к электронным ресурсам (SCC).
Лучше заблаговременно обезопасить своего или свидетеля другой стороны от соблазна схитрить.
Они посоветовали проводить слушания по ранее согласованным графикам в онлайн-режиме.
Динамическое толкование, или Чтение старых правил по-новому
Конечно, возникли вопросы, что делать, если против онлайн-заседания выступают:
1) арбитры;
2) одна сторона;
3) обе стороны;
4) свидетель.
Наиболее спорными являются ситуации 2 и 3. Учитывая то, что в арбитраже автономия сторон имеет преимущественную силу, арбитры должны действовать в рамках предоставленного мандата.
В то же время арбитражные институты поощряют арбитров принимать все меры для ведения слушаний по запланированному графику.
Интересно, что поведение сторон относительно эффективности и оперативности арбитража должно быть оценено арбитражным трибуналом во время распределения расходов между сторонами.
Инсайт: «Процессуальная кооперация сторон важна!»
№ 2. Технический. В унификации– сила
Один из последних разделов почти во всех рекомендациях был посвящен техническим аспектам проведения онлайн-слушаний.
Это такой себе «кодекс техники» онлайн-слушаний, направленный на избежание ситуаций, когда все хорошо подготовились, но приборы не работают — например, стороны имеют аккаунты на различных онлайн-платформах.
Одна из главных идей этих разделов – предусмотреть унифицированный ориентир относительно оборудования и программ.
Инсайт: «Хорошей идеей будет, если стороны согласуют технический регламент заблаговременно. Не нужно изобретать велосипед».
№ 3. Этический. Равенство и честность сторон – превыше всего
Очевидно, что в онлайне вопрос обеспечения равенства сторон усложняется — предоставление доказательств, выступление, регламенты по времени в случае технических неполадок.
В профессиональных кругах даже обсуждают вопрос, должен ли арбитр убедиться, что он заслушивает стороны с более-менее одинаковым качеством связи.
Более классической проблемой является, скажем, допрос свидетеля онлайн. Сейчас сформировались несколько способов организации такого допроса на расстоянии.
Во-первых, стороны могут назначить представителей. Чаще всего – это юридические фирмы из страны или города пребывания свидетеля. Последние обеспечивают условия независимого допроса и убеждаются, что он не пользовался никакими подсказками.
Во-вторых, свидетель может организовать свое пространство самостоятельно с использованием веб-камеры, позволяющей наблюдать в диаметре 360 градусов за комнатой, где происходит допрос.
В-третьих, некоторые институты рассматривают возможность предоставления услуг организации такого допроса.
Инсайт: «Лучше заблаговременно подумать о том, как обезопасить своего или свидетеля другой стороны от соблазна схитрить. Доверяйте, но проверяйте».
№ 4. Организационный
Здесь все просто. Самый главный организационный аспект – тестирование. Какими бы опытными стороны ни были, стоит проверить связь по меньшей мере дважды.
Кроме того, стоит подумать о плане Б. Например, альтернативные средства связи или программное обеспечение, если план А вдруг не сработает.
Онлайн-слушания — необычный процесс, не усложняйте его без лишней надобности.
Во-вторых, стоит подумать о предоставлении всех необходимых документов заранее, чтобы в процессе стороны минимально отвлекались на переключение режимов «поделиться экраном». Это уменьшит стресс от непривычного формата.
В-третьих, стоит позаботиться о техническом консультанте, который будет на связи в течение всего слушания.
Инсайт: «Лучше всего получается подготовленная заранее импровизация».
№ 5. Инсайты относительно убедительных речей
Искусство убедительной речи онлайн заслуживает отдельного раздела в учебниках по риторике для молодых юристов.
Отсутствие эмоционального контакта, ограниченные возможности по жестикуляции и психологическое давление от общения с собственным компьютером, а не живыми людьми – не лучшие помощники в адвокатском искусстве.
Инсайт: «Мы подготовили 10 простых правил-помощников относительно того, как стать мастером онлайн-речей».
1. Свет должен быть приятным, мягким, он не должен быть ярким или темным. Поставьте источник света перед собой, а не сбоку.
2. Онлайн-слушания — необычный процесс, не усложняйте его без лишней необходимости.
3. Удерживайте внимание! Задача спикера — благодаря интонации и структуре речи сделать ее легкой для восприятия.
4. Правила eye-contact. Важно смотреть в камеру, а не на свое изображение на экране. Важно проверять реакцию слушателей время от времени.
5. Не говорите одновременно с кем-то. Держите свой микрофон выключенным, если вы не говорите.
6. Используйте прямые обращения, если задаете вопрос или даете кому-то слово.
7. Представьтесь, когда начинаете говорить (актуально для телефонных конференций).
8. Структурируйте: делите речь на небольшие структурные части. Это поможет, когда связь прервалась.
9. Ведите через арбитра материалы дела. Убедитесь, что он с вами на «одной странице».
10. Будьте «техническим консультантом». Чем точнее вы объясните судье, что делать, где читать, какую кнопку нажимать, тем легче он будет воспринимать вашу речь.
Как эти советы могут быть полезными для бизнеса?
Если вы не занимаетесь арбитражем, то все равно можете адаптировать эти советы в своей повседневной деятельности. Вот несколько идей:
Держите свой микрофон выключенным, если вы не говорите.
1. Убедитесь, что у вас и ваших партнеров — совместимое программное обеспечение для онлайн-совещаний и разработайте план Б (например, телефонные/видеоконференции в мессенджерах).
2. Всегда ведите протокол встречи. Присылайте эти протоколы другой стороне на согласование.
3. Обеспечивайте конфиденциальность переговоров. Предупреждайте, если в комнате присутствуют другие лица.
4. Не проводите онлайн- и оффлайн-встреч, которые могли бы быть простым е-мейлом.
5. Взаимное понимание и поддержка – ключ к успеху.
Выводы
Все запомнят весну-2020, как минимум – в качестве необычного опыта. Наверное, со временем участники споров «мир не будет таким, как раньше» и «слава богу, что можно вернуться к старой жизни» поймут, что сила — в комбинации.
Очевидно, что онлайн-заседания и встречи не заменят оффлайн-формат и не вытеснят другие формы ведения дел полностью. Впрочем, у них есть все шансы стать еще лучшим дополнением арсенала официальной коммуникации.
Скажем, заслушивание свидетеля онлайн может быть хорошим способом борьбы с затягиванием процесса или снижения стоимости арбитража.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора