Facebook Pixel

Не КИК едиными: кто заплатит +20% за рекламу в соцсетях

Яна Михайлюк
К.ю.н., адвокат, советник TOTUM LF

Сегодня невозможно представить рынок рекламных услуг без интернет-рекламы, которая по итогам 2019 года составила около 25% всего рекламного медиарынка.

Продвижение своего продукта, используя рекламу в Google, Facebook, Instagram и в других сетях, дает больший результат, чем «классические» способы рекламы на телевидении, в печатных СМИ и т. п. Но к чему все это?


Пока что все говорят о законе №466-IX, а больше всего — об одной его новации: контролируемые иностранные компании (КИК) и все последствия, с этим связанные. Между тем много других изменений выпадают из круга внимания.

Речь идет о так называемом «налоге на рекламу», которая предоставляется нерезидентом.

Согласно ст. 141 Налогового кодекса, резиденты (физические лица-предприниматели, физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, юридические лица, которые избрали упрощенную систему налогообложения), если они платят нерезидентам за производство и/или распространение рекламы, должны заплатить еще и налог по ставке 20% суммы таких выплат.


Несмотря на то, что упомянутые соцсети — Google, Facebook, Instagram — принадлежат нерезидентам, придется уплатить так называемый «налог на рекламу» в размере 20% за предоставление услуг рекламы нерезидентом.


Казалось бы, ничего нового, ведь норма законодательно закреплена уже далеко не первый год. Однако изменен круг лиц, которые являются плательщиками такого налога. Теперь «налог на рекламу» должны платить не только юридические лица, которые зарегистрированы в Украине, но и ФОП и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность.

Эта новелла является более болезненной для владельцев рекламных агентств, которые осуществляют свою деятельность, регистрируясь как ФОП и выбирая упрощенную систему налогообложения.

То есть для таких лиц еще с 23 мая 2020 года возникла обязанность относительно начисления и уплаты «налога на рекламу».

Статистические данные, приведенные заместителем министра цифровой трансформации Украины, свидетельствуют о том, что эффективность уплаты такого налога довольно низкая. Так, по состоянию на 2018-2019 гг. имеем такую ситуацию:

znimok-ekrana-2020-07-24-o-145409.png

Эта ситуация обусловлена прежде всего тем, что заказ рекламных услуг у нерезидентов осуществлялся субъектами, которые не были обязаны уплачивать указанный налог.

Но сегодня круг субъектов, которые обязаны уплачивать налог с доходов нерезидента за оказание рекламных услуг, значительно расширен.

Поэтому делать вид, что ничего не произошло, не получится – рекламным агентствам придется менять подходы к структурированию и ведению своего бизнеса и к стоимости своих услуг, поскольку расходы на уплату такого налога придется вносить в стоимости услуг.

Какие же существуют варианты выхода из сложившейся ситуации?

Одним из первых вариантов выхода из такой ситуации является структурирование бизнеса за рубежом или с использованием определенных элементов структуры из иностранных юрисдикций. Конечно, если заказчиком рекламных услуг будет нерезидент, то уплачивать такой налог он не будет обязан.

Однако для выбора такого варианта нужно учесть много факторов, а именно:

  • затраты, необходимые на создание и обслуживание зарубежных корпоративных структур;
  • комплаенс во время открытия и использования банковских счетов за рубежом для ведения бизнеса;
  • налогообложение деятельности нерезидента в стране резидентности;
  • нововведения относительно КИК, необходимости представления отчетов и уплаты налогов в Украине.

Ведь с 1 января 2021 года у резидентов Украины, которые являются владельцами иностранных компаний, возникает обязанность представлять соответствующие отчеты, начислять и уплачивать налог на доходы физических лиц с суммы скорректированной прибыли КИК в размере 5%, 9% или 18% (в зависимости от того, в каком виде получена прибыль) и военный сбор в размере 1,5%.

Естественно, создание и обслуживание иностранных компаний является недешевым удовольствием и рентабельно только для крупных и средних игроков на рынке рекламы.

Так, одной из самых распространенных юрисдикций достаточно долгое время является Кипр. Это обусловлено прежде всего относительно простой процедурой регистрации компании на Кипре.

Другая причина – это лояльные условия относительно уплаты налога: резидент Украины, который основывает компанию на Кипре и получает дивиденды, платит в Украине НДФЛ в размере 9% и военный сбор (1,5%), а налог с дивидендов на Кипре отсутствует вообще.

Еще один способ выхода из ситуации относительно уплаты «налога на рекламу» – выдать эти услуги за маркетинговые, поскольку налог в размере 20% распространяется именно на «производство и/или распространение рекламы» и не касается маркетинговых услуг.

Этот вариант является привлекательным, однако рисковым. Учитывая тонкую грань между этими видами услуг, в случае возникновения спора с налоговыми органами придется доказывать свою правоту в суде.

Также владельцы бизнеса иногда используют совсем «черный» вариант – проведение оплаты от имени физических лиц. Однако этот метод становится все более рисковым, поскольку установлены строгие требования к проведению мероприятий финансового мониторинга.

Налогообложение прибыли нерезидентов по предоставлению рекламных услуг в конечном итоге приведет к повышению стоимости рекламных услуг, а вследствие этого – стоимости товаров и услуг для конечных потребителей.

Несмотря на то, что за рубежом аналога такого налога нет, его существование фактически ставит украинского товаропроизводителя в невыгодное положение.

Будут ли доходы бюджета, полученные от такого налога, соизмеримыми с потерями производства? Об этом остается лишь догадываться.

Однако, несмотря на инициативы Министерства цифровой трансформации Украины, есть надежда, что в ближайшее время произойдет отмена этого налога. А пока остается работать в существующей правовой реальности.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора