Facebook Pixel

Масло, мед, водка. Топ украинских продуктов, которые покорили мир

За последние полтора года 137 украинских компаний вышли на иностранные рынки. Например, теперь мы экспортируем мед и продукцию пчеловодства в Катар, молочную продукцию — в Турцию, мясо птицы — в Либерию, яйца — в Японию и даже улиток в Великобританию. The Page исследовало, куда сегодня Украина больше экспортирует свои продукты и почему они популярны в мире.

Куда Украина экспортирует продукты

На сегодня самые большие потребители всей украинской аграрной продукции — это Китай, Индия, Нидерланды, Египет и Турция. Украинские продукты также отправляют в Европейский Союз, Китай, Великобританию, Польшу и Турцию. И в этом году, при содействии Министерства иностранных дел (МИД) и заграничных дипломатических учреждений Украины, для 59 товарных групп в 18 странах мира уже открыли рынки или восстановлен доступ на рынки в сотрудничестве с Госпродпотребслужбой.

Quote«Количество компаний в нашем Совете экспортеров и инвесторов при МИД Украины за год выросла почти в четыре раза. Год назад их было около ста. Сейчас в нее входят уже 370 компаний и бизнес-ассоциаций», — рассказал министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.

Со своей стороны, по словам первого вице-премьера, министра экономики Алексея Любченко, свою продукцию в страны Евросоюза в настоящее время экспортируют более 14 тысяч украинских компаний. Он отметил, что ЕС является крупнейшим торговым партнером Украины (40,2% общего объема внешней торговли страны). Поэтому Украина стала четвертым крупнейшим поставщиком агропродукции в ЕС, уступая только Великобритании, Бразилии и США. Всего за семь последних лет украинский экспорт в Евросоюз вырос на 60%.

Топ-торговых партнеров Украины в экспорте в 2020 году (данные Укрстата):

  • ЕС — $18,6 млн;
  • Китай — $7,1 млн;
  • Россия — $2,7 млн;
  • Турция — $2,4 млн;
  • Индия — $1,9 млн;
  • Египет — $1,6 млн;
  • Беларусь — $1,3 млн;
  • США — $983 тыс.;
  • Индонезия — $735 тыс.;
  • Саудовская Аравия — $719 тыс.

Топ продуктов на экспорт

Все, что производят и продают наши аграрии делится на две группы: сырье и продукция с высокой добавленной стоимостью. Именно последняя помогает украинским экспортерам зарабатывать больше и выходить на новые рынки сбыта.

Какие продукты экспортируют из Украины

В прошлом году Украина продала за границу значительные объемы агропродукции с добавленной стоимостью. В частности, согласно информации Укрстата, жиры и масла животного или растительного происхождения принесли украинским производителям $1 млрд; различные пищевые продукты — $16,9 млн; алкогольные и безалкогольные напитки, уксус — $12,9 млн; мясо и съедобные субпродукты — $136,2 млн.

Абсолютный рекорд показали производители украинского меда. Его у нас приобрели за границу до 81 тыс. тонн, и пока спрос превышает предложение. Европу и другие страны привлекает похожая культура производства этого продукта, а также удобная логистика, которая не предусматривает дополнительных расходов на транспортировку.

«Наибольший рост экспорта в прошлом году было именно у меда — 38%. В 2020 году наша страна поставила на зарубежные рынки меда на $139 млн, превысив соответствующий показатель 2019 года. В то же время экспорт сладостей увеличился на 13%. И в дальнейшем продолжается тенденция и рост экспорта кондитерских изделий из сахара. В 2020 году выручка от их сбыта за пределами Украины достигла $169 млн. А вот шоколадом отечественного производства интересовались несколько меньше — его продали на $158 млн, что на 7% меньше, чем в 2019-м году», — рассказывает председатель Комитета поддержки экспорта и инвестиций Киевской ТПП Виктор Шевченко.

Если говорить о нашей водочной продукции, то экспортная тенденция тоже обнадеживающая. В прошлом году за границу водки продали на 13,4% больше, чем в 2019 году. Сейчас Украина поставляет большое количество водки в страны бывшего СССР. Этому способствует история, ментальность населения и отсутствие языковых барьеров.

«Nemiroff поставляет продукцию в около 80 стран мира. Наш объем — до 40% общего экспорта всей водки из Украины. В прошлом году объем всего экспорта водки и Nemiroff сократился из-за пандемии. Ключевым каналом сбыта, который показал самые низкие показатели из-за глобального локдауна, стал Duty Free & Travel Retail. Здесь сокращение достигало в среднем 60% — 70%. Однако, даже при таких неблагоприятных обстоятельствах, бренд Nemiroff остался в ТОП-3 водочных брендов в мире в Duty Free. Согласно данным с IWSR, с 2021 ожидается постепенное восстановление экспорта в индустрии и уже в следующем году показатели будут близки к тем, что были в 2019 году».

Юрий Сорочинский

Юрий Сорочинский

Генеральный директор Nemiroff

Каковы перспективы развития экспортного направления?

По словам экспертов рынка, украинским производителям свое место на зарубежных полках магазинов нужно приобретать значительными усилиями и ожесточенной конкурентной борьбой. Нужно понимать правила игры на каждом из рынков, быть готовым к долгосрочным инвестициям в бренд и каналы продаж для получения результатов в будущем.

Quote«К сожалению, поддержки от государства украинским брендам, которые хотели бы развиваться на внешних рынках, также нет. Скорее наоборот, создаются новые преграды для бизнеса. Поэтому успех некоторых украинских компаний на внешних рынках — это, вероятно, исключение из правила», — говорит Сорочинский.

Перспективы в экспорте в каждой товарной категории имеют свою специфику. Так, в меде, например, нет единого узнаваемого бренда, как в водочной категории. Поэтому для одних продуктов залогом успеха может быть цена и модель снабжения. Предприятия могут дешево скупать украинское сырье, например, тот же мед, и перепродавать его под собственными иностранными брендами европейцам. Другие же продукты требуют значительных инвестиций в маркетинг для того, чтобы конкурировать с мировыми брендами.

Если говорить о положительных изменениях, то сейчас среди новых, особо интересных для нас партнеров, является Великобритания. Она вышла из ЕС и налаживает связи на новых для себя рынках. Уже в этом году в украинском правительстве заявили: имеем рост общего экспорта из Украины в Британию более чем на 40%. Поэтому в торговле с этой страной впервые зафиксировали профицит. Сейчас в Соединенное Королевство свою продукцию экспортируют 362 агропроизводителя. Речь идет о молочке, курятине, рыбе, меде и даже улитках.

«Безусловно, еще один огромный и перспективный рынок для наших экспортеров — это страны Азии, там есть кого кормить. Стоимостные объемы отечественного экспорта в эти страны увеличились на 16% — до $10,9 млрд. А в 2020-ом году их доля впервые достигла практически половины — 48,7% общего украинского агроэкспорта».

Виктор Шевченко

Виктор Шевченко

Глава Комитета поддержки экспорта и инвестиций Киевской ТПП


Поблагодарить 🎉