Facebook Pixel

Азиатские заработки: в каких странах перспективы для украинского экспорта лучше

Фото: Markus Distelrath/Pixabay

Фото: Markus Distelrath/Pixabay

Азиатский рынок для украинского экспорта стабильно растет на протяжении последних трех лет. В каких странах и на какую продукцию из нашей страны спрос лучше?

Положительное азиатское направление

Азия — единственный стабильно растущий рынок экспорта украинской продукции в течение последних трех лет. Если в 2019 году объемы отечественного экспорта в этот регион увеличились на 12%, то в 2020-м прирост достиг 20% в денежном выражении. И судя по оперативным данным Гостаможслужбы за январь-апрель, темп роста сохраняется и в текущем году. За первые четыре месяца 2021-го Украина отгрузила в Азию продукции на $6,69 млрд (против $5,57 млрд за аналогичный период годом ранее).

Другие регионы мира менее «гостеприимны». В прошлом году наблюдалась отрицательная динамика украинского экспорта в Европу, уже второй год подряд уменьшаются объемы отгрузки товаров в Африку, а в 2019-м сокращался наш экспорт в Америку. К тому же падение фиксировалось существенное — от 10 до 26% (в зависимости от региона и сроков). Итак, стабильности и позитива правильно искать именно в Азии. Тем более что сейчас на этот регион перепадает больше трети украинского товарного экспорта.

Telegram Logo

Наиболее динамичное азиатское поглощение

Наибольший рост украинского экспорта среди азиатских стран демонстрирует Китай. В 2020 году объемы поставок сюда из Украины выросли на $3,52 млрд и за первые 4 месяца текущего года — еще на $1,00 млрд. А быстрее всего увеличивается экспорт в Пакистан и Тайвань. Соответственно в 5,3 раза в первую из этих стран в течение 2020 года и в 2,1 раза во вторую за январь-апрель 2021 года.

В топ-10 стран Азии, экспорт в которых из Украины рос больше или быстрее в прошлом году (то есть в денежном измерении или в процентах) и по аналогичным промежуточным итогам первых четырех месяцев нынешнего года, непременно входят такие четыре страны, как Китай, Пакистан, Катар и Иран.

Быстро и стабильно наращивать поставки украинской продукции в «динамическую» четверку отечественным экспортерам удается прежде всего за счет увеличения объемов отгрузки железорудных концентратов, кукурузы, масла, ячменя и жмыха. Только эти пять товарных позиций прибавили почти $2,6 млрд дополнительных заработков украинским поставщикам в Китае, Пакистане, Катаре и Иране вместе за прошлый год, и еще больше $1,2 млрд — за первые четыре месяца текущего года.

Уже этих фактов достаточно для вывода о хороших перспективах для поставщиков отечественной продукции, прежде всего, именно в названные выше четыре азиатских страны.

Следует также отметить, что в нынешнем году в пятерку государств Азии с наибольшим ростом в деньгах украинского экспорта вошли также Турция и Индия (хотя по итогам 2020 года они не попали даже в топ-10 по этому показателю). Так, потребление Турцией украинских товаров увеличилось за январь-апрель 2021-го на $353 млн, а Индией — на $177 млн (против января-апреля 2020 года).

А в пятерку самых динамичных импортеров Азии в 2021 году ворвались Тайвань и Япония. Годом ранее они были за пределами топ-10 стран по темпам роста (в процентах) украинского экспорта. Так вот, за первые 4 месяца нынешнего года экспорт из Украины в Тайвань вырос на 106%, а в Японию — на 51%. В целом же наш товарный поток в Азию увеличивается значительно медленнее — его стоимость за тот же период выросла всего на 20%.

Рейтинг стран-импортеров украинской продукции в Азии по темпам роста в 2021 году (в процентах, за январь-апрель, против соответствующего периода предыдущего года, по данным ГТС Украины):

1. Тайвань — 106,4

2. Катар — 102,8

3. Пакистан — 84,0

4. Китай — 56,1

5. Япония — 50,9

6. Турция — 41,2

7. Иран — 39,6

8. Оман — 32,9

9. Индия — 32,4

10. Таиланд — 20,5

Обобщенный анализ украинского экспорта в Азию по итогам 2020-го The Page недавно публиковало. О свежих данных по отгрузкам на внешние рынки в текущем году регулярно сообщает Гостаможслужба Украины. Попробуем выяснить, насколько заинтересованы в украинской продукции непосредственно азиатские страны, и какая именно отечественная продукция имеет хороший спрос и хорошие перспективы на рынках магической Азии.

Потенциал китайского рынка определенным образом уже исследован и немало публикаций о нем, в частности, на Едином экспортном веб-портале. Более интересной для читателей The Page, как нам кажется, должна стать информация о потенциале и перспективах, в первую очередь, стабильно растущих рынков Пакистана, Катара и Ирана. Стоит также более детально выяснить возможности заработков на наиболее динамичных в последние месяцы рынках Турции, Индии, Тайваня, Японии и некоторых других стран Азии.

Зерновой Пакистан

Украина — лишь «миноритарный» импортер продукции в Пакистан. Наша страна — на 18 строчке в рейтинге импортеров в Пакистан. Царит здесь китайский импорт. По итогам второго полугодия 2020 года, Украине досталась доля размером всего 1,3% от совокупного импорта этой азиатской страны.

Вместе с тем объемы импорта из Украины, по данным Бюро статистики Пакистана, выросли в 2020 году в 10 раз в сравнении с 2019-м. Увеличился на 10% также общий пакистанский импорт. Его объем, по итогам июля-декабря 2020-го, достиг 3,99 трлн пакистанских рупий, то есть примерно на треть превысил аналогичный украинский показатель. Так что в целом рынок для наших экспортеров перспективный.

Потенциально неплохие возможности вырисовываются, в частности, в таких областях, как транспортные машины и оборудование, растительные и животные масла и жиры, а также напитки и табачная продукция. Объемы импорта Пакистана в этих сегментах выросли во втором полугодии 2020 года, по официальной статистике этой страны, соответственно на 41%, 24% и 18% (против аналогичных показателей 2019-го). Тем более, что импорт масла и жиров рос в Пакистане и ранее, в среднем на 13% ежегодно в течение 2015-2019 годов. Правда, в основном за счет масла пальмового.

К сожалению, пока украинские экспортеры своим шансом в Пакистане, по большому счету, не воспользовались. К примеру, Пакистан импортировал в 2019 году средств наземного транспорта и частей к нему на $1,47 млрд, а Украина экспортировала их туда лишь на $25 тыс. И трехкратное увеличение украинского экспорта таких средств в 2020 году (до $87 тыс. ) — это капля в пустыне. А популярные напитки и табак Украина практически совсем не поставляет на пакистанский рынок.

Фактически Украина в Пакистан экспортирует преимущественно пшеницу. Именно за счет этого аграрного, сырьевого продукта отечественные производители и экспортеры достигли десятикратного увеличения поставок украинских товаров на пакистанский рынок в конце 2020 года, что и зафиксировало местное бюро статистики.

Кстати, пшеницу раньше Украина в Пакистан не поставляла, по крайней мере в течение 2017-2019 годов. Кроме того, в 2020-2021 годах на пакистанском рынке появились такие украинские новинки, как лесоматериалы из сосны, фасоль, краф-бумага и тому подобное.

Стальной Катар

Несмотря на некоторое уменьшение объемов мирового импорта в Катар в течение 2020 года, в последние месяцы того коронакризисного года импорт начал расти. Четвертый квартал оказался успешнее предыдущего на 13%, сообщает Управление планирования и статистики Катара. За три последних месяца прошлого года вырос импорт по большинству товарных групп. Превзойдены даже некоторые соответствующие показатели предыдущего, докризисного года. В частности, в октябре-декабре 2020 года увеличился импорт растительных масел и животных жиров на 19%, а промышленных товаров и материалов — на 4% в деньгах (против аналогичного периода 2019).

Хотя следует отметить, что это не основные товарные позиции катарского импорта. Вообще в его структуре преобладают машины и транспортное оборудование. Об индустриальной направленности импорта свидетельствует тот факт, что наиболее востребованными в последнем квартале прошлого года были такие импортные товары как составные части для летательных аппаратов, мобильные телефоны, части для газовых турбин, щебень и лекарства (по классификации HS8). А в марте 2021 года ведущей товарной позицией в катарском импорте стали газовые турбины и части для них. И, к примеру, импорт телекоммуникационного оборудования в январе 2021-го увеличился на 34% относительно его объемов за аналогичный период предыдущего года.

Совокупный объем импорта в Катаре, по итогам 2020 года, составил 94 млрд катарских риалов, то есть около $29 млрд. Доля Украины в катарском импорте за последний отчетный квартал 2020-го едва достигла 0,54%. Наша страна занимает лишь 22 место в рейтинге стран-экспортеров в Катар. Зато возглавляют этот рейтинг — Китай и США, которые вместе поставляют на катарский рынок около 28% импортной продукции.

Основа украинского экспорта в Катар в течение 2020-2021 годов — полуфабрикаты из стали, масло подсолнечное, отруби и трубы. И следует отметить прежде всего хорошие позиции украинской металлургической продукции на катарском рынке. К примеру, по итогам октября-декабря 2020 года на украинские полуфабрикаты из стали приходилось около 45% совокупного мирового импорта этой продукции в Катар (по катарской официальной статистике, код HS8 — 72071100). Катар купил ее у Украины на 84 млн риалов, а всего импортировал таких полуфабрикатов тогда на 185 млн риалов.

Показательно, что эти полуфабрикаты Украина в Катар ранее, по крайней мере в 2017-2019 годах, не экспортировала. Добавились в последние полтора года в ассортимент украинского импорта в Катаре также поливинилхлорид в первичных формах, лесоматериалы из сосны, несколько видов стального проката и тому подобное.

Еще ярче «стальной» сложилась ситуация в отношении импорта украинского подсолнечного масла в Катаре. В том же отчетном, последнем квартале 2020-го украинские поставщики обеспечили 54% потребностей Катара в сыром и рафинированном масле (коды — 15121100 и 15121900). У наших экспортеров Катар купил масла на 10,1 млн риалов, тогда как всего на импортное масло потратил 18,7 млн риалов, свидетельствует официальная катарская статистика.

Именно полуфабрикаты из стали, а частично рафинированное подсолнечное масло, отруби и стальной прокат и обеспечивают сейчас двукратное увеличение отечественного экспорта в Катар. И по стали положительная динамика, видимо, будет наблюдаться здесь еще как минимум полтора года — до завершения строительства спортивных сооружений для проведения финальной части чемпионата мира по футболу в этой стране в конце 2022 года. Было бы уместно, если бы мажорные украинские мотивы продолжали раздаваться в Катаре и в дальнейшем, и не только в исполнении металлургов.

Кукурузный Иран

Несмотря на внешнеполитические неблагоприятные факторы импорт товаров и услуг в Иране в течение 2019-2020 года (1398 иранский год закончился 20 марта 2020) вырос на 1%. Объем годового импорта в структуре национального ВВП, по данным Статистического центра Ирана, достиг отметки в 2863 трлн иранских риалов в текущих ценах, то есть около $70 млрд. А показатель последнего отчетного квартала (четвертого квартала 2019-2020 года) вырос на 13% или более чем на $2 млрд против аналогичного периода предыдущего года.

Украина пытается быть в тренде иранского спроса на импорт. В 2020 году объемы поставок в Иран из Украины выросли на 21%, а за первые четыре месяца текущего года — уже на 40% в деньгах. Однако объемы нашего импорта пока маловаты. По иранским официальным источникам — всего около 0,2% от совокупного импорта в эту страну. И в экспорте Украины на Иран перепадает всего 1% суммарного объема поставок товаров на внешние рынки. Однако предпосылки для существенного улучшения этих показателей есть.

В частности, Иран в последнее время наращивает импорт продовольственной и химической продукции. К примеру, в 2019 году закупки продуктов растительного происхождения на внешних рынках выросли на 37%, растительного масла и животных жиров — на 9%, а химии — на 13%. И этими обстоятельствами Украина, со своими мощными аграрной и химической отраслями, должна в полной мере воспользоваться.

Уместно было бы также существенно диверсифицировать украинский экспорт в Иран. Чтобы в его структуре на кукурузу приходилось гораздо меньше нынешних 75% и прошлогодних 86%. Например, стоит учесть, что Иран много импортирует не только продовольствия, но и продукции машиностроения (товарные группы 84 и 85 за HS2). Ведь наиболее востребованы в Иране как раз котлы и механические приборы. Кроме того, в тройку наиболее популярных товарных групп среди импорта входит также электрическое оборудование. Вместе эти две товарные группы формируют более четверти общего импорта. Однако Украина, к сожалению, такой продукции поставляет в Иран очень мало. В 2020 году — всего на $7 млн, а за первые четыре месяца 2021 года — на $0,4 млн, свидетельствует статистика Гостаможслужбы.

Итак, на высокие заработки в Пакистане, Катаре и Иране могут рассчитывать не только экспортеры украинской горно-металлургической продукции и продовольственного сырья, но и отечественные машиностроители, химики, общепитовцы и многочисленные субъекты других отраслей экономики. О перспективах украинского экспорта в еще одной привлекательной четверке стран Азии — Турции, Индии, Тайване и Японии — The Page расскажет в следующий раз.

Комментарии

Все новости