Украинской Конституции 28 июня исполняется 26 лет. За этот период она неоднократно изменялась и переписывалась.
В то же время, изменения обычно предлагали политические элиты, в зависимости от потребностей — например, усиливали или ослабляли президентскую ветвь власти. В период военного положения изменять Основной закон запрещено, и после войны запрос на изменения может возникнуть напрямую уже у украинского общества, которое за последние восемь с лишним лет совершило серьезный скачок в понимании ценностей и норм, по которым хочет жить.
пообщался с политическими экспертами — одним из основателей и авторов украинской Конституции, преподавателем и почетным профессором КНУКИ Романом Бессмертным, а также председателем правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимиром Фесенко, о том, как может измениться Основной закон в связи с войной и после войны.
Оборона и правовая дисциплина

Фото: Wikipedia
По словам Романа Бессмертного, хотя конституционные предписания запрещают изменять Конституцию во время военного положения, над изменениями в Основной закон все равно нужно постоянно работать.
В качестве примера он приводит то, что в Украине ставка Верховного главнокомандующего была создана только в этом месяце, тогда как предписания Конституции и законодательства обязывают это делать уже при возникновении угрозы территориальной целостности и суверенитета.
«Это было сделано всего две недели назад. Мы находились четыре года в состоянии АТО, три года в состоянии ООС, а ставка Верховного главнокомандующего появляется только после того, как больше 2,5 месяцев бомбят почти все областные центры», — отметил Бессмертный.
Поэтому перед аналитиками стоит вопрос в секторе обороны: это конституционные предписания не те, или истеблишмент игнорирует исполнение Конституции и законов?
«Нужно либо менять Конституцию, либо что-то делать с правовой дисциплиной», – считает профессор.
Реформа децентрализации: нужны ли районы

Фото: facebook.com/roman.bezsmertnyi
Второй темой, над которой нужно поработать, политический эксперт называет реформу децентрализации.
Он напомнил, что Буча только недавно стала районным центром: раньше райцентрами были Бородянка, Макаров, а теперь райцентром является Буча, и Макаров входит в состав Бучанского района.
В этом смысле территориальная реформа частично создала проблемы и российским оккупантам, которые использовали старые карты, отметил Бессмертный.
В то же время, между Конституцией и моделью реформы есть несоответствие: в Основном законе нет предписания о создании объединенных территориальных общин.
«Там есть другое предписание об унитарности, я это знаю, потому что я эти положения выписывал. На самом деле, начинать нужно было с изменения Конституции», — считает эксперт.
По его словам, реформа децентрализации показала, что это абсолютно верный путь, но нужно привести Основной закон в соответствие с ней. Эта реформа также создала вопрос, чем в этой модели занимаются райадминистрации.
«Им не только тесно, там нечего делать им. Но тогда вопрос: как государство будет осуществлять контроль над законностью по отношению к территориальным общинам», — отметил Бессмертный.
Судебная реформа и автономность судов

Фото: facebook.com/roman.bezsmertnyi
В сфере судоустройства конституционные изменения уже происходили, но, по мнению профессора, есть вопросы по их качеству.
«Можно ли сказать, что изменения, внесенные в 2016-2017 годах, ситуацию улучшили?», — спрашивает Бессмертный.
По его словам, специалисты по вопросам конституционного, административного права говорят о том, что заложенные в Конституцию основы не дают возможность развивать систему права, подобную действующей в Европе.
Речь идет о возможностях автономной деятельности судей и судов, и способности их творить сделки в соответствии с Конституцией и законами: проблема в том, что система административного управления до сих пор может влиять на суды.
Цифровое управление и последствия диджитализации

В сфере внедрения цифровых способов управления Украина опередила в том числе и поляков, говорит Бессмертный, но такое управление показало, что отпадают функции некоторых административных единиц. В то же время возникли проблемы, в частности, с кибербезопасностью.
«Эта война показала, что когда противник использует системы радиоэлектронной борьбы, он просто кладет эту систему электронного управления», — напомнил профессор.
По его словам, речь идет о системах идентификации личности, таких как «Дія», кроме того, враг может паразитировать на этом и получать данные реестров, поэтому здесь нужно работать над кибербезопасностью и альтернативами в случае взлома. А также определиться, какие функции админединиц теперь выполняет электроника и согласовать это с Конституцией.
Рашизм наравне с фашизмом

Фото: Getty Images
Еще один вопрос, который стоило бы затронуть в конституционном процессе, это внесение в Основной закон запрета деятельности организаций, исповедующих рашизм, нацизм, фашизм, как это уже сделано в конституциях некоторых демократических государств мира, говорит Бессмертный.
«Нужно четко понимать еще одну вещь: что такое рашизм? Не есть ли это разновидность фашизма нацизма и коммунизма? Это инструмент захвата власти, идеология, объясняющая террористическую деятельность. И это видно по тому, что россияне поступают на территории Украины», — считает профессор.
По его словам, идеологическая и политическая дискуссия о статье Конституции, где было бы запрещено образование политических организаций, общественных движений, опирающихся и коммунистическую, фашистскую ци нацистскую идеологию, велась еще тогда, когда Основной закон нарабатывался.
«Тогда еще не знали, что такое рашизм», — отметил Бессмертный.
По его словам, среди ученых украинских идет дискуссия: рашизм — это понятие, которое можно описать, просто ли это сленг, порожденный преступлениями и верхушки кремлевской, и деятельностью высшего командования солдат российской армии?
«Создается абсолютно четкий вывод, что все эти злодеяния оформлялись в виде приказов, и таким массовым эксцессом не может быть», — пояснил экспрт.
Следовательно, рано или поздно в уголовном процессе должны быть статьи, привлекающие к ответственности за проявления рашизма, равно как за нацизм, фашизм и коммунизм. Но если таких вещей нет в Конституции, а они касаются прав человека, их нельзя выписывать в законах.
Отсутствие идентичности и преступных приказов

Фото: Getty Images
Бессметртный подчеркнул, что такие люди, как Владимир Соловьев и другие российские пропагандисты, должны нести не меньшую ответственность за военные преступления оккупантов.
«Это они ранили этнические группы, которые живут в россии, и занесли бациллу ненависти к украинцам», — пояснил эксперт.
Профессор отметил, что лучше всего рассматривать эту проблему на примере Беларуси: хотя руководство и часть населения страны совершают военные преступления и СМИ там работают те же, что и в россии, белорусы в подавляющем большинстве осуждают эту войну.
Причина здесь в том, что белорус себя идентифицирует как национальное сообщество как этнос, он себя понимает белосусом. А когда бурят, башкир, татарин, дагестанец, осетинец, мордвин, ямалец и так далее называет себя русским, значит, он не идентифицирует себя представителем своего родного этноса».
Это опасное дело, ведь при отсутствии собственной идентичности и правового сознания башкир, осознающего себя россиянином, будет легко подчиняться командам сверху кремлевской верхушки.
«Когда этим людям говорят, что они имеют право не выполнять заведомо преступные приказы, они вообще не понимают, что означает эта фраза», — объяснил Бессметрий.
Война как прогресс для общества

Фото: facebook.com/roman.bezsmertnyi
Все эти вещи, продолжает Бессмертный, должны отражаться в Конституции, потому что это политико-правовой документ, отражающий национальный консенсус. Причем консенсус и договор не элиты, а именно общества.
«Этот консенсус, конечно, зависит от зрелости элиты: насколько она способна заложить ценности, смыслы, смыслы», — подчеркнул он.
Как пример дискурса о будущем Украины Бессмертный приводит работу Олега Покальчука «Дрожащие элиты», ведь тот поднимает очень серьезные темы: какой после войны будет Украина?
Отдельно он цитирует профессора Ярослава Грицака, который писал, что война в истории человечества встречается чаще, чем мир, но человек этого не чувствует во временном промежутке.
«Война – это всегда прогресс, это скачок в прогрессе. Эта война технологически кардинально сменила украинскую армию, кардинально сменила украинское общество. Эмоционально очень сложно об этом говорить», — добавил Бессмертный.
Возвращаясь к Конституции, по его мнению, в государстве должна быть постоянно действующая конституционная комиссия, которая анализирует эти вещи и предлагает изменения.
«Покальчук говорит, что Украина уже такой не будет, как раньше. Так она не будет какой: в отношениях между людьми или в криминальном виде? Потому что Украина — это общество и государство. Раз будет меняться общество, значит, должно меняться и государство. А государство сменяется Конституцией», – резюмировал Бессмертный.
Названия областей и децентрализация

Фото: facebook.com/vladimir.fesenko1
Со своей стороны, Владимир Фесенко также подчеркивает, что пока идет война и в стране действует режим военного положения, Конституцию Украины нельзя менять.
А уже после завершения войны все будет зависеть от того, когда, как и чем завершится война, когда будут следующие выборы, и будет ли конституционное большинство в Верховной Раде.
В то же время, есть изменения в Конституцию Украины, которые планировалось внести и до 24 февраля, и они остаются актуальными.
В частности, Фесенко также говорит о закреплении в Основном законе реформы децентрализации и изменений в административно-территориальном устройстве, например новых названий областей.
Коллаборанты, мандат депутата и КСУ

Фото: facebook.com/vladimir.fesenko1
В связи с последствиями войны могут возникнуть новые потребности в конституционных изменениях, говорит политолог.
Во первых, может потребоваться более четко прописать основания для лишения депутатских мандатов и ограничения пассивного избирательного права для лиц, признанных коллаборантами и сотрудничавших с российскими оккупантами.
Во-вторых, по мнению Фесенко, ускорение процесса евроинтеграции Украины и необходимость реформ, связанных с этим процессом, также может создать вопрос об изменениях в Основной закон, например, по организации конституционного правосудия.
Изменения во время войны: что будет с выборами

Фото: facebook.com/vladimir.fesenko1
Если война с россией затянется, может возникнуть необходимость внесения нестандартных изменений в Конституцию Украины прямо во время боевых действий, что прямо противоречит ее предписаниям, говорит также Фесенко.
К примеру, речь может идти о евроинтеграционных требованиях. По таким изменениям потребуется разъяснение Конституционного суда.
«Может быть, даже придется менять конституционную норму о невозможности изменения Основного закона Украины во время военного положения», — говорит политолог.
Как еще один пример нестандартной ситуации, которая может возникнуть при затягивании войны, он приводит сроки полномочий президента Украины, Верховной Рады, органов местного самоуправления.
«Эти сроки определены Конституцией Украины. Но во время военного положения выборы проводить нельзя», — описывает он замкнутый круг с точки зрения права.
Здесь, конечно, можно изменить нормы закона о военном положении, но проводить выборы в условиях полномасштабной войны, когда миллионы украинцев стали вынужденно перемещенными лицами и беженцами, очень трудно, считает Фесенко.
Поэтому может возникнуть ситуация с необходимостью отсрочки выборов во время войны, но и это трудно нормировать. Кроме того, уже после войны может возникнуть мощный запрос на политическое обновление и новую Конституцию.
«Не удивлюсь, если из разных политических лагерей может возникнуть инициатива о разработке и принятии новой Конституции Украины», — заключает эксперт.
Контекст.
уже писал о том, как в Украине меняли Конституцию в течение 25 лет.
- Также мы анализировали, как работают экономические свободы в Конституции Украины и какие нарушения бывают.